Место работы:
<p> Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 494 Выборгского района г. С-Петербурга<br /> <br /> Учитель истории, обществознания и права</p>
Глобальные проблемы и пути их решения. Уурок по обществознанию с элементами социального проектирования
Цель: Подготовить учащихся к решению социальных проблем современного общества.
Задачи:
- познакомить учащихся с системой социального проектирования;
- включить учащихся в проектную деятельность;
- отработать основные умения и навыки участников проектной деятельности.
План урока:
1.Беседа: "Глобальные проблемы"
- Что такое глобальные проблемы?
- Взаимосвязь глобальных проблем.
- Пути решения глобальных проблем.
2, Практическое занятие "Социальное проектирование"
- Подготовка к работе над проектом.
- Выбор проблемы
- Сбор и анализ информации.
- Разработка собственного варианта решения проблемы.
- Реализация плана действий.
- Составление портфолио и выставочных материалов для презентации.
- Презентация
Ход урока.
Вступительное слово учителя
Сегодня мы поведём разговор о глобальных проблемах, сделаем попытку к их решению. Пойти по этому пути нам поможет уже существующий опыт социального проектирования.
Последние десятилетия XX века поставили перед народами много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных. Прежде всего, предлагаю определиться, какие проблемы мы можем называть "глобальными".
Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, всё человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для решения объединения усилий, совместных действий всех государств и народов.
Думаю, что выражение: "Мы не унаследовали Землю у наших предков. Мы берём её взаймы у наших потомков" очень хорошо подчёркивает важность и необходимость решения глобальных проблем.
В научной литературе можно встретить различные перечни глобальных проблем, где число их варьирует от 8 - 10 до 40 - 45.
Чем это можно объяснить?
¦
Объяснить это можно тем, что наряду с главными, приоритетными существует ещё целый ряд более частных, но так же очень важных проблем.
Остановимся на проблемах, которые в конце XX века выдвинулись на первый план.
Ученики называют проблемы. На доске размещаются таблички с названиями проблем.
- Экологическая
- Мира и разоружения
- Демографическая
- Продовольственная
- Энергетическая
- Проблема здоровья людей
- Использование Мирового океана
- Мирное освоение космоса
- Преодоление отсталости развивающихся стран
10. Возрождение культурных и нравственных ценностей
Актуальность каждой из названных проблем и необходимость их решения вы подчёркивали на уроках истории, обществознания, географии. Вы обращали внимание на то, что каждая проблема имеет своё конкретное содержание, но все они тесно взаимосвязаны, необходим комплексный подход в их решении.
Что нужно учитывать при решении глобальных проблем?
Считаю, что решение глобальных проблем надо начинать с отдельных стран, городов, сёл. А результат их решения зависит как от международных организаций, правительств разных стран, так и от каждого человека.
На доске появляется высказывание: "Думай глобально, действуй локально"
Когда речь заходит "о каждом человеке", необходимо помнить, что все должны объединиться.
На доске появляется высказывание: "В единстве сила!"
- Человек с детства должен понимать серьёзность этих проблем, иметь чувство
ответственности.
- Решению этих проблем надо учиться!
На доске появляется высказывание: "Школа" решения проблем"
Подведём итог нашим рассуждениям: "Мы должны объединиться для того, чтобы учиться решать проблемы, прежде всего на уровне школы, города, района".
Ребята! Вопрос, который вы сейчас поднимаете, является одним из самых важных, и найти пути к его решению можно воспользовавшись методами социального проектирования.
Социальное проектирование призвано помочь вам, ребята, стать гражданами современного общества:
прежде всего, действительно свободными, способными реализовать и отстаивать свои
права, жить в условиях современного демократического общества;
быть активным, инициативным, уверенным в себе, деятельным, предприимчивым человеком, который может в системе рыночной экономики найти приложение своим способностям, материально обеспечивая себя и своих близких, преумножая общественное богатство;
гражданин нового общества немыслим без развитого чувства гражданского долга и
ответственности, патриотизма, глубокого уважения к законности и праву.
Данный проект предполагает проведение исследования по определённой логике, которую можно структурно представить следующей схемой:
- знакомство с проблемами;
- выбор проблемы;
- актуализация проблемы (знакомство с законодательной базой, изучение мнения в
социуме, мнение СМИ);
- деление на группы (аналитиков, правоведов, социологов, журналистов).
(Идёт работа со схемой по этапам проектной деятельности).
Ознакомившись с проектной деятельностью можно приступить ко второму этапу, этапу выбора проблемы.
Предлагаю из проблем, которые вы назвали выбрать наиболее важную.
У каждого из вас есть лист для голосования, вы прикрепляете его к проблеме, на ваш взгляд наиважнейшей (проблемы уже были помещены на доске ранее) Идёт голосование, в ходе которого определяется проблема.
Проблема выбрана и теперь мы можем приступить к этапу сбора и анализа информации.
-Почему выбрана именно эта проблема? (идет актуализация проблемы)
- Что должно стать опорой на данном этапе деятельности (знакомство с законодательной
базой, изучение мнения в социуме, мнение СМИ).
Ребята, предлагаю распределиться по группам, которые и будут изучать информацию в разных направлениях деятельности.
Результаты работы групп помещаются в портфолио и на стендах для презентации.
Идет деление на группы.
Группа аналитиков разрабатывает:
- актуальность проблемы,
- цели и задачи проекта,
- программу действий, опираясь на материалы, которые размещают другие группы в
портфолио.
Группа правоведов знакомится и собирает материалы законодательно - правовой базы, по исследуемой
проблеме.
Группа социологов разрабатывает вопросы, которые необходимо выяснить и решает мнение каких категорий населения их интересует. Далее проводит анкеты, беседы, интервью, опросы. Подводит итог в виде диаграмм, таблиц.
Группа журналистов изучает мнение СМИ по исследуемой проблеме.
Домашнее задание: группам подготовить материалы для портфолио и презентации.
Работа в группе считается законченной после того, как будет оформлено портфолио и выставочные стенды для презентации. Следующий этап - этап ПРЕЗЕНТАЦИИ.
План презентации:
Название проекта.
Участники проекта.
Актуальность проекта.
Цель проекта.
Задачи проекта.
Результаты социологического исследования.
Законодательная база вопроса.
Мнение СМИ по проблеме.
Программа действий.
Обращение к сверстникам с призывом заниматься проектной деятельностью, решать
наиважнейшие проблемы.
|