Лукина С.И., библиотекарь
Новосокольнической средней школы
НАШ ДРУГ «МУРЗИЛКА»
Библиотечный урок для учащихся 3 класса
Цели: поощрение чтения; знакомство с журналом «Мурзилка»; формирование навыков работы с периодическими изданиями.
Оборудование:
- Плакат с изображением главного персонажа журнала - МУРЗИЛКА.
- Выставка журналов.
- У каждого ученика на столе лежит журнал «Мурзилка».
- Таблички ПЕРИОДИКА, ПЕРИОДИЧЕСКИЙ, РЕДАКТОР, РЕДКОЛЛЕГИЯ, ЖУРНАЛИСТ, ЭКЗЕМПЛЯР, ТИРАЖ, НОМЕР, РУБРИКА, ОБЛОЖКА.
Ход урока:
Ребята, мы уже говорили с вами о том, что у нас в стране выпускают очень много различных журналов для детей. А знаете, какой из них самый старый? Я немного подскажу вам сейчас.
«…Его любят все. Любят мальчики и девочки. Любят мамы и папы. Любят дедушки и бабушки. Любят писатели, которые пишут для детей.
Почему любят? Да потому, что он всегда ищет новое, интересное, полезное. Ищет и находит…
Пусть он всегда будет другом детей. И пусть друзей у него будет ещё больше!» (С.В. Михалков журналу «Мурзилка». Мурзилка. – 1974. - № 5.)
Кто знает о каком журнале идет речь? (Дети отвечают)
«МУРЗИЛКА» - ежемесячный литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста. Самый первый номер журнала был напечатан в Москве в мае 1924 года.
А кто же такой Мурзилка? ( Дети сначала сами пытаются объяснить). Это маленькое желтенькое существо в красном беретике, с шарфиком на шее и фотоаппаратом на плече. Чем-то похож на медвежонка. Портрет Мурзилки придумали художники не сразу. Такой желтенький МУРЗИЛКА появился на обложке журнала только в 1937 году в июльском номере. Из его биографии известно, что он, Мурзилка, родной внук Деда Мороза и Снежной Бабы, что поймал его и притащил в редакцию журнала художник Аминадав Моисеевич Каневский в июле 1937 года. И сразу же с Мурзилкой начали происходить самые невероятные и удивительные приключения, которые продолжаются и по сей день…
Давайте рассмотрим журналы, которые лежат перед вами. Сначала внимательно изучим ОБЛОЖКУ. Что мы можем узнать по обложке? Правильно, название журнала. Что ещё? Да, верно - год и порядковый номер журнала. А какую ещё информацию даёт нам обложка журнала «МУРЗИЛКА»? Читаем внимательно, что написано над названием? Правильно - « ежемесячный журнал для детей». Каждый сразу поймет, что это детский журнал и выходит он один раз в месяц.
А сейчас перевернём журнал и откроем последнюю страницу обложки. На последней страничке журнала найдите колонку, напечатанную мелкими буквами. Это своеобразный паспорт журнала. Что мы можем узнать из паспорта человека? Фамилию, имя и отчество, когда и где родился, где живет человек. И ещё некоторые сведения можно узнать из паспорта. Вот так же и в паспорте «Мурзилки» мы с вами найдём сейчас информацию о журнале. Искать вы будете самостоятельно, а чтобы помочь вам, я буду задавать вопросы. Итак, все внимательно изучаем паспорт журнала. Сверху изображена эмблема (или логотип) журнала, как в паспорте фотография.
- Как часто издаётся журнал «Мурзилка»? («ежемесячный журнал»).
- Для кого печатают журнал «Мурзилка»? («литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста»).
- Сколько номеров журнала вышло в прошлом году и сколько выйдет в этом? Почему? Откуда вы это знаете? (Двенадцать).
- Обязательно ли каждый год выходит 12 номеров журнала?
- Сколько лет журналу «Мурзилка»? (Находим в паспорте год издания – 1924 и считаем, сколько лет журналу).
- Каков ТИРАЖ журнала? Сколько ЭКЗЕМПЛЯРОВ печатается каждый месяц?
Вы обратили внимание на то, что я произнесла новые слова, которые помещены у нас на доске - ТИРАЖ и ЭКЗЕМПЛЯР.
ЭКЗЕМПЛЯР - это отдельный предмет из ряда подобных (Объяснить на различных примерах).
ТИРАЖ - количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания (примеры).
Сведения о тираже напечатаны самыми мелкими буквами. Каждый пусть найдет в паспорте журнала эти сведения. Они будут у всех разные, потому что у вас разные журналы.
- Кто составляет каждый номер журнала? Мы на прошлом уроке познакомились с некоторыми новыми словами. Посмотрите внимательно на доску. Какие таблички вам уже знакомы? Правильно, РЕДАКТОР, РЕДКОЛЛЕГИЯ. Мы ещё говорили, что иногда называют - РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ.
- Кто входит в РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ «Мурзилки»? Какие фамилии вам уже знакомы? (Дети читают в своих журналах фамилии известных им писателей и поэтов).
- Ещё раз вспоминаем, о чем мы говорили на прошлом уроке. Мой вопрос такой - чем журнал отличается от книги? (это периодическое издание, которое не переиздается).
- А если вам захочется написать письмо МУРЗИЛКЕ или принять участие в конкурсе? Что для этого мы должны знать? Правильно, нам нужен адрес. Давайте найдем в паспорте адрес журнала «Мурзилка». Там же указан и телефон редакции.
- И ещё один вопрос я вам хочу задать. Вспоминаем прошлый урок. Кто мне скажет, как зовут сестру Мурзилки? (Снегурочка, потому что она тоже внучка Деда Мороза).
В конце урока, если осталось время после закрепления изученного, библиотекарь проводит обзор последних номеров журнала. Можно провести конкурс смекалистых (по занимательным заданиям из журнала).
Домашнее задание - принять участие в конкурсе по разгадыванию кроссвордов из «Мурзилки» (кроссворды помещены в библиотеке, там же ящик для ответов).
|