Барановcкая Н.М.,
библиотекарь Кировской основной
общеобразовательной школы Великолукского района
Ключи к сокровищам библиотеки
Игра- практикум для учащихся 7-8 классов
Цели: закрепить умения пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; учить самостоятельно выбирать книги; помочь освоиться в библиотеке, развивать интерес к библиотечному делу.
Оборудование: алфавитный и систематический каталоги, картотека, карточки с изображением ключа, сундук с «сокровищами библиотеки».
Ход занятия.
I. Объяснение библиотекарем условий игры.
Библиотекарь вносит и показывает учащимся запечатанный сундук «с сокровищами».
- Ребята, вы любите искать клады? Сегодня мы, разделившись на 2 команды, будем искать ключи, чтобы открыть клад с сокровищами библиотеки. Чьей команде удастся быстрее най ги три ключа, отпирающие этот сундук, та и получит главное сокровище библиотеки. Итак, в путь за сокровищем!
II. Подготовка к игре.
Класс делится на 2 команды, каждая из которых придумывает себе название и выбирает капитана.
III. Разминка «Ориентирование на местности»
- Перед тем как отправиться в путь, необходимо проверить, как вы ориентируетесь в библиотечной терминологии. Дайте понятие и покажите, где расположены в библиотеке следующие предметы:
алфавитный каталог, систематический каталог, картотека, каталожная карточка, шифр и индекс книги, открытый доступ к фонду, рекомендательный указатель, библиография, алфавитно-предметный указатель, полочный разделитель.
IV. Соревнование команд «Поиски ключей»
Задание 1. Команды получают карточки с написанными на них ключевыми словами (например, одна команда «судомоделирование», другая - «художники-передвижники»). Ребята должны сами догадаться, что искать ключ нужно в систематическом каталоге. На одной из каталожных карточек по этой теме будет изображение ключа.
Найдя эту карточку, ребята отыскивают по шифру данную книгу на полке, а в книге карточку с изображением ключа. Найденный ключ отдаётся библиотекарю, а команда получает второе задание.
Задание 2. Команда получает карточку с написанной на ней темой (например, одной команде - «Здоровый образ жизни», другой- «Кем быть?») Учащиеся должны догадаться, что искать ключ по этой теме нужно в картотеке, на одной из карточек в картотеке будет изображение ключа и задание: найти книги по теме и подготовить из них тематическую выставку. Справившись с этим заданием, команда получает карточку с изображением второго ключа и третье задание.
Задание 3. В книгах, собранных командой на выставке, найти библиографический перечень, опираясь на него, изготовить карточки для своего алфавитного «мини-каталога». Библиотекарь проверяет правильность изготовления и расстановки каталожных карточек и команде победительнице вручает изображение третьего ключа.
V. Заключительный этап «Находка сокровища».
Библиотекарь предоставляет право открыть сундук команде, которая первой нашла 3 ключа. В сундуке лежат книги - главное сокровище библиотеки).
-Ну что ж, ребята, вы убедились сегодня, что только тем, кто умеет пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, открываются её сокровища. А сокровищами библиотеки, конечно же, являются книги. В этом сундуке - новые книги, которые недавно пришли в нашу библиотеку. Вам первым, как настоящим кладоискателям, предоставляется право прочитать эти книги и составлять их библиографическое описание для всех ребят, посещающих нашу библиотеку.