Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«…Жизнь – она особенный предмет…» (урок внеклассного чтения по рассказу В.М.Шукшина «Охота жить» в 7 классе)

Фото пользователя Елена Егоровна Лаптева
Submitted by Елена Егоровна Лаптева on Fri, 13/05/2011 - 17:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лаптева Елена Егоровна
Место работы, должность: 

МОУ "Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М.Яналова"

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

расширить представление обучающихся о творчестве Василия Шукшина. Совершенствовать формирование читательской компетенции через умение отбирать направления поиска анализа произведения.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 

компьютер, толковый словарь

Краткое описание: 
1) На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности; 2) содействовать развитию самостоятельного мышления и оценивать художественные произведения; 3) способствовать формированию у обучающихся ответственности за судьбы других людей.

 

                «…Жизнь – она особенный предмет…»

 

     (урок внеклассного чтения по рассказу В.М.Шукшина «Охота жить» в 7 классе)

 

Вид урока: урок художественного восприятия.

Форма урока: урок-беседа.

Методы обучения: словесные (эвристическая беседа)

                          наглядные (презентация).

Оборудование: компьютер,

                           толковый словарь.

 

Цель урока: расширить представление обучающихся о творчестве Василия Шукшина. Совершенствовать формирование читательской компетенции через умение отбирать направления поиска анализа произведения.

Задачи:

1) На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности;

2) содействовать развитию самостоятельного мышления и оценивать художественные произведения;

3) способствовать формированию у обучающихся ответственности за судьбы других людей.

 

                                                                              Эй, люди!

                                                                              Подумаем

                                                                                                очень серьезно

                                                                             как

                                                                                    жить

                                                                                            на земле!

 

                                                                                             Р.Рождественский

 

                                           Ход урока:

 

I.Слово учителя.

 

1) Из всех учебных предметов мы, взрослея, постепенно вырастаем, если они не становятся нашей специальностью. Но есть предмет, который «впору» нам всегда, который мы изучаем постоянно, независимо от возраста. Название ему – жизнь. Постигая этот предмет, мы ищем ответы на многие вопросы: начиная от математического «сколько» и кончая нравственным «как».

(звучит фрагмент песни «Двести лет кукушка мне жить накуковала..» в исполнении В. Малежика)

         Только ли количественную сторону учитываем мы, говоря «много» или «мало». Может, важнее все же не сколько, а как? Сколько жить – может прокуковать даже птица, а кто «прокукует» нам, «как жить на земле»?

 

2) Откроем тетради, запишем число, тему урока и эпиграф

 

3) Самые разные ответы на вопрос «как жить на земле» мы пытались найти в произведениях, изученных нами ранее. Вот одна сценка из жизни, увиденная глазами поэта и запечатленная М.Ю.Лермонтовым в стихотворении «Нищий» ( чтение наизусть заранее подготовленным учащимся стихотворения)

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

1830

- А зачем кто-то так поступил (люди стали равнодушными к чужому горю)

 

4) При выполнении домашнего задания вы должны были обратиться к словарям и найти значения слов мораль, нравственность, равнодушие.

         Равнодушие – это самая странная болезнь на свете. А.П.Чехов говорил: «Спешите делать добро». Может быть, вы подумаете что подобные сцены были запечатлены писателями и поэтами давным-давно и в нашей сегодняшней жизни ничего похожего не происходит. К сожалению, особенно сейчас стало необходимо чаще задумываться над проблемами добра и зла, смысла жизни, слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь.

 

5) Послушаем стихотворение современного поэта Василия Федорова «Слепой»

  Людей не видя пред собой, Не замечая в сквере лавочки, По улице идет слепой, Потрагивая землю палочкой.   Его толкнут, Пройдут вперед, И тотчас, торопясь вмешаться, Какой-то зрячий призовет Быть чуткими И не толкаться.   Но слышу голос я его, Негромкий в человечьем гуде: - Толкайтесь... Это ничего... Я буду знать, Что рядом - люди.

 

- Как вы понимаете последние строки стихотворения

- Только ли таким способом можно дать человеку почувствовать, что рядом с ним люди? (многие, стремясь к собственному благополучию, забывают, что живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди)

- Как вы считаете, содержится ли в услышанных произведениях совет «как жить на земле»?

 

-Жить на земле – это строить свою жизнь на основах человеколюбия, упражняя в доброте свою душу и сердце. После потери доброты произойдет неминуемая потеря нравственности, такой человек уже будет способен на все.

 

II. Обратимся к рассказу В.М.Шукшина «Охота жить».

- Около тридцати лет назад не стало человека, который воспел жизнь со всеми ее звуками, красками, запахами. Это — Василий Макарович Шукшин. Шукшин снял 5 фильмов, выпустил 7 книг, сыграл два десятка ролей — в общем, достаточно, чтобы войти в историю русской культуры. Но он не знал этого. Он знал одно — труд. О нем говорили как о «деревенском» писателе, критики искали истоки силы его таланта и забывали о Шукшине-человеке, о его сердце — нервном, наполненном кровью и действительно страдающем, которое не выдержало своей ноши…

 

Ни на минуту Шукшин не прекращал борьбу со злом — ни в литературе, ни в кино. «Нам бы про душу не забыть», — говорил он. Герои его книг часто говорят о душе. Что такое душа в понимании Шукшина? Доброта, человечность, милосердие, понимание ближнего, совесть, раздумья о смысле жизни. Анализируя традиционные конфликты — бедность и богатство, добро и зло, Шукшин решает их, опираясь на законы нравственности: он отвергает зло независимо от того, кто является его носителем. Писатель видит, что главное испытание сегодня не бедность, а богатство и сытость.

 

 

1) Выступление заранее подготовленного учащегося с презентацией о жизни и творчестве В.Шукшина

2) «Вечные» вопросы о жизни и смерти, о смысле жизни автор задает в небольшом рассказе «Охота жить» (1866-1867гг.)

 

3) Аналитическая беседа по рассказу.

Вопросы к рассказу:

  • Почему рассказ назван “Охота жить”;
  • О чем повествует автор;
  • Как писатель передает состояние парня? Каким оно было, что он испытывал;
  • Почему он испытывал страх;
  • На что и на кого был обозлен парень;
  • Что говорит о доброте, добрых людях Никитич;
  • Согласен ли он с утверждением парня, что добра нет;
  • Как вы оценивает поступок парня, когда он забрал у деда ружье;
  • Догадывался ли Никитич, что перед ним беглый заключенный;
  • Почему Никитич не разглядел в парне беглого заключенного;
  • Был ли благодарен парень за оказанную помощь? Как он поступил с дедом;
  • Осуждаете ли вы поступок парня;
  • Какие чувства вы испытывали, слушая рассказ;
  • На вашем счету чего больше – добрых или злых дел;
  • Как вы считаете, на чем держится мир – на добре или зле;
  • Нужно ли делать добро?

III. Вывод:

1) Итак, в основе морали Никитича – такие народные ценности, как совестливость, трудолюбие, желание добра людям.

         В основе морали незнакомца – красиво жить за чей-то счет, не трудиться, не задумываться о людях, живущих рядом; этот человек не верит в добрые начала, он способен на все.

         Нет с нами большого писателя – В.М.Шукшина, но остались его книги, его мысли… И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о поведении и поступках человека, о смысле жизни.

         2) Вся наша жизнь – выбор: чему посвятить ее, как жить на земле. Чтение заранее подготовленным учащимся стихотворения Ю.Левитанского «Каждый выбирает для себя…»

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

 

Домашнее задание: напишите сочинение – рассуждение «Как я хотел бы прожить свою жизнь.»


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн