Логопед: назовите дни недели, чьи названия соответствуют цифрам 1 и 5
Учащиеся: понедельник и пятница
Логопед: назовите первые звуки в словах
Учащиеся: П – П,
Логопед: назовите парные согласные звуки по звонкости для выделенных звуков
Учащиеся: Б – Б,
Логопед: Сегодня мы будем различать звуки Б – Б,, П – П, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.
Основная часть
Логопед:давайте сравним звуки Б – Б,, П – П, . Найдём сходство и различие при произнесении этих звуков. Сравним звуки Б – П по положению губ.
Сравнительная характеристика звуков:
П– губно-губной смычный глухой звук. В момент произнесения губы смыкаются, образуя преграду на пути выходящей воздушной струи, а затем резко размыкаются. Язык отодвигается назад, и задняя часть его спинки приподнимается к мягкому нёбу. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки сближены, не колеблются, т.е. не дают голоса.
Б – полнозвонкий согласный. Голосовые складки напряжены и колеблются, т.е. дают голос.
Артикуляция Б менее напряжённая, чем при П. Этот согласный встречается во всех фонетических позициях, кроме конца слова и позиции перед глухими согласными.
Б– согласный, звонкий, твёрдый; для обозначения используем синий квадрат со звонком.
Б,- согласный, звонкий, мягкий; для обозначения используем зелёный квадрат со звонком.
П– согласный, глухой, твёрдый; для обозначения используем синий квадрат без звонка (звонок перечёркнут)
П,- согласный, глухой, мягкий; для обозначения используем зелёный квадрат без звонка (звонок перечёркнут).
Логопед: «зашифруйте» то, что вы видите на экране с помощью символов, которые у каждого из вас лежат на парте, соблюдая ту же последовательность, что и на слайде.
Логопед:попробуйте угадать, какие слоги я произношу (произношение с помощью беззвучной артикуляции с опорой на символы гласных звуков):
Логопед: прочитайте текст, вставляя символы вместо букв Б - П.
Привал.
Боря, Паша и Петя пошли на прогулку. Тропинка шла мимо болота и обрывалась у реки. Ребята подошли к рыбакам. Рыболов переправил ребят через реку. На берегу они устроили привал. Боря нарубил веток для костра. Петя порезал булку и колбасу. Они поели у костра, отдохнули и вернулись домой. (48 слов)
Опорные вопросы (вопросный план):
Как звали главных героев рассказа «Привал»?
Куда пошли ребята?
Где шла тропинка?
К кому подошли ребята?
Что сделал рыболов?
Что сделали ребята?
Что сделал Боря?
Что сделал Петя?
Чем закончился рассказ «Привал»?
Логопед: перескажите рассказ.
Итог занятия:
Логопед: покажите символы согласных, которые обозначают твёрдые/мягкие, звонкие/глухие согласные.Придумайте слова для синего квадрата со звонком, для зелёного квадрата со звонком, для синего квадрата без звонка (звонок перечёркнут), для зелёного квадрата без звонка (звонок перечёркнут).
Замечательная презентация, подробный конспект. Но нет предела совершенству...
Можно уточнить для коллег формулировку задания: "Составьте слоги по образцу..." Цель задания. Что конкретно должны сделать дети?
"Найдите четвёртую лишнюю букву. Какой буквы не хватает?" - Обратите внимание, что предлагается детям.
По тексту конспекта не совсем четко просматривается сходство и различие в артикуляции звуков. Хотя, здорово, что для детей есть опора при характеристике звуков. (Если на слайде опоры разместить в столбик, будет лучше для восприятия.)
Размещено Tue, 26/04/2011 - 21:56 пользователем Надежда Васильева.
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
Спасибо, Вам, за рекомендации к конспекту представленного занятия. Обязательно всё возьму себе на заметку.
По поводу формулировки "Составьте слоги по образцу...". В этом задании подразумевалась дифференциация звуков по звонкости - глухости на уровне слогов. Т.е. если исходный слог начинался звонким согласным, то ученик должен был подобрать верно, глухой согласный. Например, ба - па, бя - пя и т.д.
Здравствуйте, Светлана Николаевна. Спасибо, Вам, за рекомендации к конспекту представленного занятия. Обязательно всё возьму себе на заметку.
По поводу формулировки "Составьте слоги по образцу...". В этом задании подразумевалась дифференциация звуков по звонкости - глухости на уровне слогов. Т.е. если исходный слог начинался звонким согласным, то ученик должен был подобрать верно, глухой согласный. Например, ба - па, бя - пя и т.д.
Спасибо, Надежда Никаноровна! А можно уточнить, для тех, кто не присутствовал на занятии? Как технически это задание выполняется (какой прием используется)? Игра с мячом "Скажи наоборот", ответ по цепочке, с передачей предмета, хором, показ карточек типа д/и "Светофор", составление слогов из букв на наборном полотне, слоговой диктант, ... В какой момент детям предьявляется таблица и с какой целью? Ведь в ней, обратите внимание, слоги и так размещены парами. Может быть, логопед показывает слог, а дети ищут пару? Но тогда может быть, лучше дать слоги вразбивку? Давайте позаботимся о коллегах, которые смогут обратиться к этому конспекту.
Размещено Sat, 30/04/2011 - 21:27 пользователем Надежда Васильева.
Технически задание выполняется следующим образом. Учащимся предлагается таблица в форме зрительной опоры. Представленная в конспекте занятия слоговая таблица рассчитана на четыре ученика, которые выполняли задание по очереди, а именно выполнение задания по столбикам таблицы: первый столбик – первый ученик, второй – второй учащийся и т.д. При выполнении задания используется приём «Наоборот», который рекомендует вместо прямого действия, попробовать осуществить обратное. Я считаю, что для младших школьников (с ЗПР) применение данного приёма целесообразно для решения несложных задач, который усложнялся тем, что школьники применяют его самостоятельно.
Занятие понравилось. Я сама часто беру дни недели как организационный момент. Из своей практики могу сделать вывод, что дети не знают названия дней недели. Использование ИКТ делает уроки занимательными и нравятся детям.
На: Дифференциация звуков Б – Б, П – П
Здравствуйте, Надежда Никоноровна!
Замечательная презентация, подробный конспект. Но нет предела совершенству...
Можно уточнить для коллег формулировку задания: "Составьте слоги по образцу..." Цель задания. Что конкретно должны сделать дети?
"Найдите четвёртую лишнюю букву. Какой буквы не хватает?" - Обратите внимание, что предлагается детям.
По тексту конспекта не совсем четко просматривается сходство и различие в артикуляции звуков. Хотя, здорово, что для детей есть опора при характеристике звуков. (Если на слайде опоры разместить в столбик, будет лучше для восприятия.)
Спасибо за оперативность и качественную работу!.
На: Дифференциация звуков Б – Б, П – П
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
Спасибо, Вам, за рекомендации к конспекту представленного занятия. Обязательно всё возьму себе на заметку.
По поводу формулировки "Составьте слоги по образцу...". В этом задании подразумевалась дифференциация звуков по звонкости - глухости на уровне слогов. Т.е. если исходный слог начинался звонким согласным, то ученик должен был подобрать верно, глухой согласный. Например, ба - па, бя - пя и т.д.
Здравствуйте, Светлана Николаевна. Спасибо, Вам, за рекомендации к конспекту представленного занятия. Обязательно всё возьму себе на заметку.
По поводу формулировки "Составьте слоги по образцу...". В этом задании подразумевалась дифференциация звуков по звонкости - глухости на уровне слогов. Т.е. если исходный слог начинался звонким согласным, то ученик должен был подобрать верно, глухой согласный. Например, ба - па, бя - пя и т.д.
На: Дифференциация звуков Б – Б, П – П
Спасибо, Надежда Никаноровна! А можно уточнить, для тех, кто не присутствовал на занятии? Как технически это задание выполняется (какой прием используется)? Игра с мячом "Скажи наоборот", ответ по цепочке, с передачей предмета, хором, показ карточек типа д/и "Светофор", составление слогов из букв на наборном полотне, слоговой диктант, ... В какой момент детям предьявляется таблица и с какой целью? Ведь в ней, обратите внимание, слоги и так размещены парами. Может быть, логопед показывает слог, а дети ищут пару? Но тогда может быть, лучше дать слоги вразбивку? Давайте позаботимся о коллегах, которые смогут обратиться к этому конспекту.
На: Дифференциация звуков Б – Б, П – П
Технически задание выполняется следующим образом. Учащимся предлагается таблица в форме зрительной опоры. Представленная в конспекте занятия слоговая таблица рассчитана на четыре ученика, которые выполняли задание по очереди, а именно выполнение задания по столбикам таблицы: первый столбик – первый ученик, второй – второй учащийся и т.д. При выполнении задания используется приём «Наоборот», который рекомендует вместо прямого действия, попробовать осуществить обратное. Я считаю, что для младших школьников (с ЗПР) применение данного приёма целесообразно для решения несложных задач, который усложнялся тем, что школьники применяют его самостоятельно.
На: Дифференциация звуков Б – Б, П – П
Занятие понравилось. Я сама часто беру дни недели как организационный момент. Из своей практики могу сделать вывод, что дети не знают названия дней недели. Использование ИКТ делает уроки занимательными и нравятся детям.
На: Дифференциация звуков Б – Б, П – П
Очень подробный,систематизированный материал.