1. Познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями.
2. Рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.
3. Научить учащихся составлять формулы оснований.
ОБОРУДОВАНИЕ:твёрдые щелочи и их растворы; ПСХЭ Д.И. Менделеева; таблица растворимости веществ.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Метод проверки домашнего задания – индивидуальная работа учащихся по карточкам.
III.Изучение нового материала:
1) У:объявляет тему и цели урока.
Ш:оформляют записи в тетрадях: число, тема урока.
2) У:сообщает классу, что кроме оксидов, существуют ещё несколько классов сложных веществ, состоящие из 3-х элементов. С одним из которых мы познакомимся на сегодняшнем уроке.
3) У:записывает на доске, а дети в тетради, формулу известного уже школьникам вещества NaOH,Ca(OH)2 и просит школьников вспомнить названия этих соединений.
Ш:отвечают что это гидроксид натрия и гидроксид кальция.
4) У:даёт определение основаниям.
Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов, соединённых с одной или несколькими группами атомов ОН.
Ш:записывают определение в тетрадь.
У: объясняет особенности группы ОН–, делая соответствующие записи на доске: 1. эта группа является остатком молекулы воды Н – ОН, если мысленно отнять от неё один атом водорода, то останется группа – ОН–. Которая носит название гидроксогруппа. 2. Гидроксогруппа представляет собой ион с зарядом « – 1». Считаем вместе с классом заряд иона: (О–2Н+)–. 3. Группа ОН – является сложным ионом, т.е. имеет общий электрический заряд и состоит из двух элементов: кислорода и водорода. Они всегда пишутся вместе, т.е. элементы в ионе не разъединяются! (Привести пример простого иона – К+, Са+2, Cl– ).
Ш: вслед за учителем делают записи в тетради.
У: просит детей прочитать определение «Оснований».
Ш: по тетради читают определение, которое они записали.
У: вместе со школьниками выводит общую формулу для оснований: Ме+n(ОН)n, где n– это валентность (степень окисления) металла. Учитель обращает внимание учеников на принятое сокращение слова «металлы» - Ме.
5) У:представляет номенклатуру основания в виде следующей схемы:
Название «Гидроксид» + Название металла + (с.о. римскими цифрами)
оксида в родительном падеже
Ш: записывают в тетради вместе с учителем.
6) У:разбирает несколько примеров на доске, вместе с учениками: Cu(OH)2 - гидроксид меди (II); CuOH– гидроксид меди (I); Zn(OH)2 – гидроксид цинка; Ba(OH)2. – гидроксид бария.
У:обращает внимание на правильность записи названия: элементы, имеющие постоянную валентность (степенью окисления), в названии не указывают.
7) У:дать школьникам несколько заданий по составлению формул гидроксидов и названий гидроксидов по формулам веществ: а) гидроксид калия, гидроскид железа (III), гидроксид олова (IV); б) Fe(OH)2 LiOH Pb(OH)2.
Ш:индивидуально в тетрадях выполняют задания; первые два учащихся выполнившие задания пишут ответы на доске. Класс проверяет правильность выполнения заданий.
8) У:рассматривает классификацию оснований в виде схемы:
Основания
Растворимые Нерастворимые
(щёлочи)
Щёлочи– гидроксиды Ме главной подгруппы Iгруппы (щелочные Ме – назвать их) и главной подгруппы IIгруппы (щелочно-земельные).
Нерастворимыеоснования – это гидроксиды всех остальных металлов.
9) У:знакомство школьников с таблицей растворимости веществ. Обучение пользованием данной таблицей. Вопрос классу: как называются положительно заряженные ионы и отрицательно заряженные ионы?
Ш:отвечают, что положительно заряженные ионы – это катионы, а отрицательно заряженные – анионы.
У:объясняет что в верхнем ряду по горизонтали расположены катионы металлов, имеющие в соединениях всегда положительный заряд. А по вертикали расположены анионы, т.е. ионы имеющие отрицательный заряд, которые бывают как простыми (Cl–, F–, I–), так и сложными (OH–, SO4–2). Нужное соединение находят на пересечении двух прямых от катиона и аниона, и определяем растворимое вещество или нет. Объяснить, сокращения, принятые в таблице: Р – растворимое соединение в воде; М – малорастворимое; Н – нерастворимо в воде.
10)У:дать школьникам несколько заданий по определению растворимости оснований – Mg(OH)2 Al(OH)3 Ni(OH)2 Co(OH)2
IV. Закрепление изученного материала.
Предложить классу ответить на вопросы:
1) С каким новым классом неорганических веществ мы сегодня познакомились?
2) Что такое основания?
3) Какие основания бывают?
V. Домашнее задание.
Заранее записано на доске – § 31, до стр. 95, упр. 2, задача 3 стр. 99
VI. Подведение итогов урока.
Выставление оценок учащимся за работу на уроке
Литература для учителя:
1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. Учебник. 8 класс. – М.: Просвещение, 2008.
2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2002
3. А.М. Радецкий. Химический тренажёр. Задания для организации самостоятельной работы учащихся 8-9 и 10-11 классов. – М.: Просвещение, 2007.
КАРТОЧКА – 1
1. В представленных формулах веществ определите валентность и степень окисления у атомов элементов в каждом соединении. Дайте название данным соединениям.
MgO, ZnO, CO2, N203.
2. Для приведенных ниже названий веществ напишите химические формулы. Определите валентность и степень окисления у каждого атома элемента в соединениях.
1. В представленных формулах веществ определите валентность и степень окисления у атомов элементов в каждом соединении. Дайте название данным соединениям.
CuO, Аl203, Р205, SO3
2. Для приведенных ниже названий веществ напишите химические формулы. Определите валентность и степень окисления у каждого атома элемента в соединениях.
1. В представленных формулах веществ определите валентность и степень окисления у атомов элементов в каждом соединении. Дайте название данным соединениям.
Fe2O3, MnO2, BeO, Li2O
2. Для приведенных ниже названий веществ напишите химические формулы. Определите валентность и степень окисления у каждого атома элемента в соединениях.
1. В представленных формулах веществ определите валентность и степень окисления у атомов элементов в каждом соединении. Дайте название данным соединениям.
Al2O3, Na2O, FeO, SO2
2. Для приведенных ниже названий веществ напишите химические формулы. Определите валентность и степень окисления у каждого атома элемента в соединениях.