"Геометрическая оптика. 11 класс. Подготовка к ЕГЭ"
Submitted by Ирина Владимировна Склярова on чт, 24/02/2011 - 13:57
Конспект
повторно-обобщающего урока-исследования
Тема урока
«Геометрическая оптика».
Методическая разработка учителя физики МОУ- лицея №11 гВолгодонска.
Скляровой И.В.
.
2009-2010 г
Пояснительная записка
По результатам статистических исследований и анализа результатов ЕГЭ по физике - самой сложной темой для учащихся служит «Оптика». Именно поэтому в последних предлагаемых министерством образования демонстрационных версиях ЕГЭ по физике увеличено количество заданий по разделам «Геометрическая оптика» в части В и С, рекомендовано учителям обратить особое внимание на проработку этих разделов в курсе изучения физики. Я предлагаю версию обобщительного урока –исследования по этой теме для 11 класса в объёме 2-х часов. Вся содержательная часть урока рассчитана на повторение темы, и на углубленную работу именно с часто встречающимися в ЕГЭ вопросами.
Таким образом, после выполнения фронтального эксперимента перед учащимися ставится общая цель: определить, что происходит с лучами света при встрече с преградой? А вот ответ на этот вопрос учащиеся находят, работая в группе. Каждая группа получает карточку с индивидуальным заданием, на выполнение которого отводится примерно 30 мин, затем группы делают отчёт о полученных результатах, подтверждая их чертежами, расчётами, таблицами. В конце отчёта обязательно должны прозвучать выводы по результатам эксперимента, а затем делается общий вывод – даётся ответ на поставленную задачу.
В старших классах есть реальная возможность проводить уроки «сдвоенными», поэтому все 5 групп успевают сделать отчёт о проделанном исследовании, а при динамичной и слаженной работе в конце занятия ещё остаётся время для обсуждения результатов, ответов на дополнительные вопросы, уточнений и подведения итогов, демонстрации презентаций.
Уроки-исследования позволяют привить учащимся начальные практические навыки в обращении с экспериментальной установкой, дают им возможность почувствовать вкус к исследовательской работе, развивают познавательный интерес, причём удаётся включить в поиск решения той или иной задачи одновременно весь класс. Это в значительной степени активизирует мыслительную и практическую деятельность учащихся. Нельзя не отметить и ещё одно: учащиеся развивают умение самостоятельно получать и осваивать новую информацию, получают возможность расширить и углубить свои знания. При таком подходе полностью исчезает формализм в знаниях учащихся.
Отметим также некоторые сложностидля уч-ся:
1.Одна из проблем возникает при выполнении эксперимента с использованием призмы: при прохождении луча сквозь призму может наблюдаться явление полного внутреннего отражения, в этом случае невозможно провести те наблюдения, которые требуются, и учащимся следует изменить ход падающего луча, т.е. направить его под б льшим углом к грани призмы.
2.В процессе вычислений учащиеся часто неправильно записывают закон преломления света: важно не забыть, что для границы раздела «воздух–стекло» закон преломления записывается так: sin /sin = n, а для границы раздела «стекло–воздух»: sin '/sin ' = 1/n.
3.Поскольку большая часть данной исследовательской работы основана на анализе чертежей, учащиеся особое внимание должны уделять правильному и наглядному построению хода лучей и не допускать при этом грубых неточностей.
4.Тем не менее главной проблемой для большинства было и остаётся недостаточное умение чётко, последовательно, лаконично и физически грамотно объяснить полученные результаты, кратко и уверенно ответить на дополнительные вопросы.
После проведения урока-исследования сами учащиеся отмечают, насколько полезны такие уроки, подчёркивают, что на таких уроках материал усваивается и закрепляется лучше.
Тема урока:
«Геометрическая оптика».
Тип урока:
урок-исследование
Эпиграф:
«Цикл научного познания: от наблюдений к выдвижению гипотезы, от гипотезы к теоретическому обобщению и практическому применению».
Методические цели урока:
Образовательные:
·создание физических моделей преломления света, хода лучей в линзах, выявление закономерностей физических явлений, моделируемых на опыте, наблюдаемых на экране компьютера и представленных в условиях задач,
·перевод физической модели в математическую, более четкое понимание задачи и успешное решение задач повышенной трудности,
·проведение микроисследований на базе задач повышенной сложности,
·работа в проектном режиме, активизирующая полученные знания и стимулирующая творческую и познавательную активность учащихся, включающая конструкторскую и исследовательскую деятельность,
·закрепление основных знаний, необходимых для решения задач повышенной сложности в разделе «Оптика», подготовка к сдаче ЕГЭ.
Развивающие:
·переход от опыта к гипотезе и теории,
·выращивание индивидуальной готовности к самостоятельному открытию знаний,
·осознанное встраивание новых знаний в свою картину мира,
·содействие овладению методами научного исследования, анализа и синтеза,
·применение электронных образовательных ресурсов,
Информационно-коммуникативные:
·переводить информацию из одной знаковой системы в другую,
·проявить свои творческие способности, умение мыслить, слаженно работать в группе,
·применять и оценивать свои знания.
Рефлексивной деятельности:
·способность самооценки,
·постановки для себя задачи,
·анализа своих достижений.
Форма проведения:
Исследовательская работа в группах. Рейтинговая (накопительная) система выбора заданий и оценивания - как индивидуальная форма работы и отчёта учащегося.
Оборудование и техническое оснащение:
на столах для групп разложены листы с заданиями, тестами части А , части С, для дополнительного решения, оборудование для проведения эксперимента по задаче, ПК с мультимедийным проектором или компьютерный класс с локальной сетью; программы Power Point и Excel, диски «Физика в картинках», «Лабораторный эксперимент в физике».
Этапы урока:
1 этап - ориентировочно-мотивационный
-постановка задачи.
2 этап - операционально-исполнительский
·проведение эксперимента,
·создание физической модели задачи,
·создание математической модели задачи. (Моделирование с данными эксперимента или обработка компьютерного эксперимента),
Проблему урока можно поставить в виде фронтального эксперимента:
·На каждом столе – стакан с водой, пробирка с трубочкой. Учащиеся рассматривают пробирку, опущенную в воду, через стекло (сбоку) и из воздуха (сверху). Если смотреть из воздуха, то можно обнаружить «исчезновение» той части трубочки, которая находится в пробирке, а пробирка при этом кажется зеркальной. Если налить в пробирку воду, этот эффект исчезает.
·При прохождении лазера через плоскопараллельную пластину на экране происходит смещение направления распространения луча. Таким образом, после выполнения фронтального эксперимента перед учащимися ставится общая цель: определить, что происходит с лучами света при встрече с преградой? А вот ответ на этот вопрос учащиеся находят, работая в группе.
Оргмомент: создание психологического настроя, обсуждение плана работы.
Для достижения наших целей мы разделимся на группы по 5 человек.Каждая группа получает карточку с индивидуальным заданием, на выполнение которого отводится примерно 30 мин. Каждой группе предлагается следующий план работы:
1.Экспериментальная часть (проведение эксперимента с оборудованием на столе или применением компьютерных программ).
2.Теоретическая часть (создание чертежа как физической модели процесса, по данным опыта создание задачи как математической модели процесса).
3.Решение полученной задачи.
4.Творческая часть: создание отчёта о работе в виде чертежей, выводов, применение эффекта в природе и технике, как подтверждение правильности результатов работы. Отчёт может быть предоставлен на втором уроке в виде электронной презентации. Выполнение домашнего задания: решение подборки подобных заданий из ЕГЭ.
5.Рефлексия (создание для каждого картины затруднений по шкале). Выставление оценок.
За выполненную работу предлагается следующая система оценивания:
Успешное проведение эксперимента
5 баллов
Выполнение чертежа
5 баллов
Решение задания части А
1 балл
Решение заданий части В и С
5 баллов
Выступление от группы с отчётом по этапу.
10 баллов
Руководитель группы
5 баллов
Устный ответ, дополнение, участие в прениях.
1 балл
Предоставление презентации по теме своего билета.
10баллов
В тетради у учащихся имеется подготовленная ведомость для учёта получаемых баллов. Итоговая оценка «5» – 25 баллов, «4» – 20 баллов, «3» –ниже 20 баллов.
Формулировка цели урока:
«Цикл научного познания: от наблюдений к выдвижению гипотезы, от гипотезы к теоретическому обобщению и практическому применению».
В начале урока производится розыгрыш заданий для групп. Капитаны берут билет для практической части, содержащий название, описание опыта.
Билет№1
Определение смещения светового луча при выходе из плоско-параллельной пластины.
Билет№2
Исследование явления полного отражения света.
Билет№3
Определение фокусного расстояния собирающей линзы
Билет№4
Исследование изображений даваемых собирающей линзой в пяти основных положениях предмета.
Билет№5
Определение фокусного расстояния рассеивающей линзы. Получение различных изображений предметов.
2 этап - операционально-исполнительский
Проведение эксперимента.
Задача: установить взаимосвязь теоретических представлений и опыта.
Опыт проводится в группе, выполняется каждым учащимся в тетради.
Используя данные опыта или виртуального опыта, составляется задача с данными. Решение задачи оформляется в тетради у каждого учащегося.
Затем группы составляют отчёт о полученных результатах, подтверждая их чертежами, расчётами, таблицами, которые оформляют в тетрадях или компьютере в виде презентации. Эта работа выносится на домашнее задание.
Домашнее задание: составление презентации с отчётом о проделанной работе и применению явления на практике. Выбрать для себя уровень сложности (часть А или частьС) заданий ЕГЭ и решать в тетради.
Билет№1.«Определение смещения светового луча при выходе из плоско-параллельной пластины».
Цель работы: исследовать зависимость отклонения светового луча плоскопараллельной пластинкой от угла падения луча экспериментально и теоретически путём компьютерного моделирования; сравнить результаты, сделать вывод, составить задачу и решить её.
Приборы и материалы: лазер, плоскопараллельная пластинка, линейка, транспортир, миллиметровая бумага, компьютер, программа Excel, программа Word.
Цель задачи: расчёт смещения луча hтеор.
Действия учеников группы:
Провести эксперимент. Составить физическую модель в виде чертежа.
Из представленной схемы эксперимента ясны обозначения всех входящих в расчётную формулу величин.
Создание математической модели задачи.
Экспериментальные значения:
d = 20 мм, R = 50 мм, n = 1,43.
Из DBC: .
h= AD = DBsin(–).
sin(–) = sin• cos– cos• sin;
Задача ЕГЭ. В блоке оптического стекла с показателем преломления имеется наполненная воздухом полость в виде плоскопараллельной пластинки толщиной 0,2 см. Луч света падает на границу раздела стекло–воздух под углом 30°. Определите смещение луча после прохождения через воздушную полость.
Ответ. 0,2 см.
Задача ЕГЭ. В дно водоема глубиной 3 м вертикально вбита свая, скрытая под водой. Высота сваи 2 м. Свая отбрасывает на дне водоема тень длиной 0,75 м. Определите угол падения солнечных лучей на поверхность воды. Показатель преломления водыn= .
Билет №2 «Исследование явления полного отражения света».
Цель работыОпытным путем с оптической скамьей исследуется явление, которое наблюдается при переходе света из оптически более плотной среды в оптически менее плотную среду.
Приборы и материалыоптическая скамья, прибор для демонстрации отражения, компьютерное моделирование (программа «Физика в картинках».
Цель задачиопределить соотношение между показателем преломления среды и углом падения на границу.
Действия учеников группы:
Осветитель поместим в нижней части диска. Кроме падающего луча, в стекле существует и отраженный луч. Его след можно заметить на матовой поверхности полуцилиндра. Отражение луча происходит в соответствии с законом отражения света.
n - показатель преломления стекла относительно воздуха, то 1/n – показатель преломления воздуха относительно стекла; n2 – среда воздух.
рис. 2
Перемещая осветитель, увеличиваем угол падения. Одновременно будут увеличиваться и угол отражения, равный углу падения, и угол преломления. При этом угол преломления больше угла падения.
sinβ=n·sinά
n> 1,sinβ>sinά
β>ά
Переходя в оптически менее плотную среду, луч отклоняется от перпендикуляра в сторону границы двух сред. Учащиеся также замечают, что с увеличением угла падения яркость (энергия отраженного пучка) растет, а преломленного падает.
Угол падения становится таким, что преломленный пучок света идет вдоль границы раздела сред.βmax- 900 и соответствуетά0.
рис. 3
Что произойдет, если увеличим угол падения? (Происходит полное отражение света от границы оптически более плотной среды, когдаά>=ά0).
Условия выполнения законно внутреннего отражения света
вторая среда является оптически менее плотной, чем первая среда;Из формулы видно, что предельный угол падения существует только при n2 < n1, т.е. полное внутреннее отражение возможно только при прохождении света из вещества оптически более плотного в оптически менее плотное.
Задачи для самостоятельного решения:
Задания части В и С: (МГУ им. М.В.Ломоносова). На дне водоёма глубиной H = 1,2 м находится точечный источник света. Найдите наибольшее расстояние от источника до того места на поверхности воды, где лучи выходят за пределы воды. Показатель преломления воды n = 1,33.
Решение. Обозначения отрезков и углов ясны из рисунка. Очевидно, что луч, идущий под углом к вертикали больше, чем , не выйдет из воды, а испытает полное внутреннее отражение. В точке A, по закону преломления, nsin = 1. Применяем к треугольнику ABC теорему Пифагора:
l2 = H2 + S2. Но
Следовательно,
Предельный угол полного внутреннего отражения на границе алмаза и жидкого азота равен 30 град. Абсолютный показатель преломления алмаза равен 2,4. Во сколько раз скорость света в вакууме больше скорости света в жидком азоте?
3 этап - рефлексивно-оценочный
Предлагается оформить учётную ведомость оценок каждому учащемуся при помощи капитана и учителя. Для дополнения баллов в учётную ведомость предлагается продемонстрировать в качестве домашнего задания электронную презентацию по теме выбранного билета.
Проанализировав свою ведомость учёта, учащемуся предлагается оценить свои достижения и неудачи за урок, выявить западающие моменты в работе и отметить то, что в этой деятельности было для него новым и познавательным. Оформить рефлексию письменно на зачётной ведомости, сдать учителю для дальнейшего анализа и сравнения результатов в будущих работах.
Итог урока.
«Благодарю за сотрудничество. Урок ставит вас в позицию творческого исследователя физической реальности, следовательно, в процессе обучения должен найти отражение цикл научного познания: от наблюдений – к выдвижению гипотезы, от гипотезы – к теоретическому обоснованию и практическому применению. Возможно окончив школу, вы можете забыть принцип Гюйгенса и обобщение Френеля, но опираясь на сформированные при изучении этих понятий творческие навыки, вы сможете всегда найти нужное решение любой жизненной проблемы».
Используемая литература:
1.Электронное программное обеспечение “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2003 г.;
2.Электронное программное обеспечение “1C:Школа. Физика, 7-11 классы, библиотека электронных наглядных пособий”, под редакцией Н. К. Ханнакова, 2004 г.
3.Электронное программное обеспечение «Физика в картинках».
4.Электронное программное обеспечение «Лабораторный эксперимент в школе».
5.Сборники вариантов ЕГЭ 2008-2009 год.
6.Б.Б.Буховцев, Г.Я.Мякишев. Физика-11. – М.: Просвещение, 2004,