Комбинированный урок по окружающему миру во 2 классе по программе «Школа 2100» по теме «Лес – это интересно».
Submitted by Анна Модестовна Захарова on Sat, 08/01/2011 - 20:00
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя. Введение в тему урока и постановка проблемной ситуации. Слайд
Звучит запись «Звуки леса»
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский
- В этом стихотворении спрятаны тема и цель нашего путешествия. Сегодня мы продолжим тему прошлого урока.
- Какая была тема? (Лесная зона умеренного пояса)
- Покажите ее на карте.
- Сегодня мы поговорим о проблемах леса. Узнаем, что-то новое, интересное. Поэтому тема урока:
- Кто-то может быть догадался? «Лес-это интересно»
- Какое у вас настроение?
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение не покинет нас на уроке, и вы подниметесь на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
Активизируем свои мыслительные способности:
- разотрем ушные раковины;
- разотрем ладошки.
- А что мы будем изучать? Ваши предположения… (Как в лесу живут звери и птицы, какие растут растения)
- Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес»? Что значит «дремучий»? («Дремучий» - это значит «темный, страшный, как в сказке. Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и весело.)
Слайд
- Интересные предположения. Мы действительно должны найти ответ на вопрос:
- Почему одни леса темные, а другие – светлые? Но об этом немного позже. Мы не можем отправляться в новую экспедицию, не приведя в систему знания, которыми обогатились в предыдущие путешествия.
II. Актуализация знаний.
- Какая главная особенность умеренного пояса? (Хорошо различаются времена года)
Откройте учебник на с.54, выполним задание 3 самостоятельно, а потом проверим.
- Выбери и отметь особенности климата лесной зоны. (Проверка со Слайда )
- Почему в умеренном поясе самая широкая лесная зона? (Лето теплее и дольше, чем в тундре. Деревья успевают набраться сил, чтобы пережить зиму.)
- На какие две группы делятся деревья? (Хвойные и лиственные)
- Как называется лес из хвойных деревьев? (Тайга)
-Где находится тайга? (На севере лесной зоны, где зима суровая.) Показать на карте
- Назовите хвойные деревья.
- Назовите лиственные деревья.
- Лиственница – хвойное дерево. Но почему у нее такое название? (Хвоя желтеет и опадает осенью, как листья) Слайд
III. Совместное открытие знаний
1. Информационные мини-проекты
Ребята на сейчас расскажут о некоторых деревьях лесной зоны.
Слайд Ель - обычно растете на влажных местах. В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления гитар, скрипок, пианино. Еще из нее делают бумагу.
Слайд Пихта – хвойное дерево растет в сибирской тайге и в наших марийских лесах. Но чем пихта отличается от сосны и ели, многие затрудняются ответить. Самое главное отличие – это пожалуй, листья пихты. Только издалека они похожи на иголки – хвоинки. Листья у пихты не колючие, а мягкие и шелковистые. Среди хвойных деревьев пихту можно узнать и по шишкам. Они сидят на ветках верхом, как свечи на новогодней елке. Пихта дает очень густую тень и в пихтарнике всегда очень темно. Но огонь здесь разводить опасно. Кора дерева тонкая, начиненная смолой. Сухие ветки расположены низко. Пихта быстро вспыхивает снизу доверху, как факел. Может погибнуть много леса. Из смолы пихты делают бальзам, а из хвои получают ароматические вещества, из которых готовят духи и мыло.
Практическая работа в парах.
(На партах у каждого лежат по веточке ели и пихты)
- У вас на партах лежат по веточке ели и пихты. Посмотрите и сравните, где веточка пихты. Посоветуйтесь в паре и покажите веточку ели, веточку пихты.
Слайд Сосна - прекрасное витаминное дерево. Очень хорошо и красив сосновый бор! Точно высокие свечи возвышаются сосны над головой. Сосна достигает высоты до 80 метров. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества убивают микробы. В сосновых лесах много ягод и грибов. Жители северной Европы создали много сказок об этом могучем дереве. В странах Востока считают, что сосны отводят беду и приносят счастье.
Слайд Береза - настоящая красавица. Кора ствола белая, с черными черточками. Березы светолюбивые, довольно засухоустойчивы, морозостойки, к почвам не требовательны. Цветет береза ранней весной почти одновременно с распусканием листьев. Древесина березы очень плотная. Древесина, а также береста березы используется в различных отраслях хозяйства. Березовый сок вкусный и полезный для здоровья. Только не спеши собирать его, ведь без него береза погибнет. На березе растет целебный гриб – Чага. Препараты из чаги, настой очень полезны и помогают при многих заболеваниях.
Физкультминутка (под «Звуки леса»)
Солнечным погожим днем
Мы с друзьями в лес идем.
Мы с собой несем корзинки.
Вот хорошая тропинка!
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику.
А вокруг полно малины.
Пройти мимо не могли мы.
Собираем по кустам.
Здесь отличные места.
Снова мы идем по лесу!
А вокруг – так интересно!
Отдохнуть пора, дружок,
Мы присядем на пенек.
Дети садятся за парты.
2. Работа по учебнику
- В экспедиции по лесу сопровождать нас будут как всегда Лена и Миша. Лена спрашивает, знаете ли вы правила поведения в лесу? Слайд
Не рвать цветы.
Не топтать грибы.
Не разорять гнезда.
Не бросать мусор
Не ломать деревья
Не жечь костры.
На Слайде памятка. Дети хором читают ее. Из одного дерева можно сделать миллион спичек,
а одной спичкой сжечь миллион деревьев.
Будь осторожен с огнем!
- Откройте учебник на с.53. Прочитаем, о чем же захотели нам рассказать Лена и Миша.
- Посмотрите на картинки. На первой мы видим ельник. Слайд
-Могучие крепкие деревья. А какие молоденькие деревца под ними? (Елочки)
- Из-за неосторожного обращения с огнем случился пожар. Все живое сгорело. Остались стоять обгорелые стволы, голая земля. Такое место называют гарью – мертвым лесом. Слайд
(Ученики рассматривают рисунки в учебнике и слайды.)
- Через некоторое время начинает расти мох. Весной, когда снег растаял, из-под земли показались маленькие березки, трава кипрей, в народе ее называют Иван-чай. Слайд Березки растут, а внизу появляются маленькие нежные елочки. Березы защищают их от ветра и зноя. Ели растут, становятся крепкими, выше берез. Березы не выносят темноты, им не хватает места и они гибнут. Вот такой жизненный путь проходит ель.
- Попробуем ответить на вопросы, которые нам предлагает дедушка. С.53, задание1.
-Какие деревца подрастают в ельнике, чтобы прийти на смену состарившимся елям?
- Мелкий ельник, но постоянно ель на одном месте расти не может. 2-3 поколения елового древостоя истощают почву. Ели усыхают, выветриваются. Им на смену приходят опять лиственные деревья.
3. Создание проблемной ситуации
- А кто знает, как определить возраст дерева? Ваши предположения…
- Сегодня мы научимся определять возраст дерева.
Слайд
1.Измеряем толщину от центра до коры. 4см = 40мм
2.Измеряем толщину 10 колец. 1см= 10мм
3.Найдем толщину одного кольца. 10:10 = 1мм
4.Всего колец. 40:1 = 40(к) или 40 лет
5.Вывод: дереву -= 40 лет Слайд
- А вот этому дереву более 1000 лет
- На с.54 подробно объяснено, как высчитывать возраст дерева. Дома вы можете потренироваться вместе с родителями. Слайд
Физкультминутка (под «Звуки леса») Выросли деревья в поле
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки
Даже толстые стволы
Наклонились до земли
Вправо – влево, взад – вперед-
Так деревья ветер гнет
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
Дети садятся за парты.
IV. Самостоятельное применение знаний 1. Практическая часть
- В экосистеме леса кроме растений встречаются еще и …животные.
- Назовите животных лесной зоны.
- Как они приспособились к жизни в экосистеме леса? Какую роль они играют в экосистеме? (Животные в экосистеме являются едоками)
- Кто еще кроме кормильцев и едоков есть в экосистеме? Какова их роль? Осенью листья опадают. Кто же их ждет на земле? (Мусорщики)
На доске карточки: кормильцыедокимусорщики
- У вас на парте лежит карточка с названием растения или животного, насекомого. Посоветуйтесь с соседом и прикрепите свою карточку в нужный столбик. Пока вы выходите, кто прикрепил свою карточку, те выполняют задание на с.55 задание 4, 5.
(Выходят к доске по очереди и прикрепляют, а другие в это время выполняют на с.55 задание 4, 5)
- Как одним словом назвать всех, кто относится к кормильцам? (Растения) К едокам? (Животные)
- Как мы убедились на прошлом уроке в лесной зоне все взаимосвязано. Если нарушить одно звено, то страдает вся экосистема.
- Покажите взаимосвязь в экосистеме. Расставьте правильно картинки и укажите стрелками взаимосвязь.
(На доске картинки с животными и растениями. Ученики правильно расставляют картинки, указывая стрелками взаимосвязь.)
колос - мышь - змея - орел - лиса
- Мы видим, что в лесу ничто не пропадает зря. Все взаимосвязано.
2. Игра- задание
- Проверка заданий 4, 5 на с.55 с помощью Слайдов
3. Решение экологической проблемной ситуации.Слайд
- Представьте!
Лето. Зной. Вдруг дерево сбросило с себя всю листву.
- Почему это произошло?
(Если дерево сбросит листья, то оно будет меньше испарять влаги и дерево сохраниться. Это процесс самовыживания при недостке влаги.)
V. Итог урока. РефлексСлайд
- Наш Марийский край богат лесами, (Показать на карте РМЭ) которые одаривают нас грибами и ягодами. Эта красота не оставит равнодушным сердце каждого, кому дорога наша республика.
Ой, ты край родимый мой!
Рощи, ельник молодой,
Воды светлые, поля,
Разве вас забуду я?
С.Чавайн
- Мы живем в лесной зоне. На месте городов, сел, деревень шумели леса. Название нашего поселка Руэм в переводе с марийского означает вырубка. Люди изменили лесную зону до неузнаваемости: вырубили, распахали землю, затопили. Лесов становится все меньше, а между тем лес – это…
- Что же такое лес? Какое значение имеет лес для человека?
Слайд
Появляются на слайде слова:
• Топливо
• Древесина
• Дом для животных
• Кислород (Лес вырабатывает кислород. Одно дерево средней величины за 25 часов восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек.)
• Место отдыха (Лес улавливает пыль. Например, 1 гектар елового леса задерживает 30 тонн пыли.)
- Как вы считаете, что важнее? (Все)
Слайд
- Что нового вы открыли для себя на уроке?
- Что показалось вам наиболее интересным?
- Где пригодятся эти знания?
Творческое домашнее задание - Мы говорили о бережном отношении к природе. Давайте и мы не будем выбрасывать спилы. А что можно из них сделать? (Показать образцы)
С.55, задание 6. Подготовить информационный мини-проект об одном из известных вам животных лесной зоны.
Самооценка
-Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Поднимите руки те, кто:
- работал в полную силу;
- работал хорошо, но мог бы работать лучше.
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Поднимите свои карточки настроения.
- Наш урок подошел к концу. И я хочу, чтобы вы послушали стихотворение, которое является заветом нам с вами.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились.
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.