Как грамотно организовать процесс коллективного обсуждения какой-либо проблемы, изучения материалов, а впоследствии коллегиального принятия важного для всех решения? Как сделать так, чтобы каждый член группы почувствовал, что его мнение услышано и принято к сведению? Как вовлечь людей в обсуждение и не допустить конфликта?
Существует специальный инструмент – технология модерации.
Её цель: обобщить групповой профессиональный и личный опыт, привлечь творческий потенциал каждого участника обсуждения и в довольно сжатые сроки разработать конкретные реализуемые предложения, нацеленные на решение поставленной проблемы.
Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего Internet-форума, электронного листа рассылки.
«В Ватикане модератор был лицом, которое указывало на самые существенные положения в речах папы. В современном значении под модерацией понимают технологию организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной».
Петров А. В., Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации, СПб, «Речь», 2005 г., с. 9.
Главное для Модератора - понимать, что во время дискуссии наиболее интересным для ее участников является не личность ведущего - модератора, а сам процесс дискуссии. В процессе модерации группа людей овладевают навыками активного слушания, открытого обмена идеями, конструктивной критике и взаимооценке.
Базовая структура проведения модерации включает в себя следующие компоненты: центрация, сбор идей, ранжирование, проектная работа, формулирование плана действий.
Технологические этапы:
1.Вводный. Организация процесса взаимодействия участников модерации. Знакомство. Сбор ожиданий. Выработка правил работы в группе. Регламент работы. Обсуждение. Устное «подписывание» договора о принятии правил групповой работы.
2. Формирование работы малой и большой групп. Формулировка проблемы. Обсуждение повестки дня дискуссии. Обсуждение поставленной цели. Принятие группового решения о способах дальнейшей работы.
3. Формирование малых групп. Работа в малых группах.
4. презентация работы в группах. Ознакомление с предварительными итогами.
5. Постановка следующих вопросов.
6. Общее заседание. Подведение итогов.
7. Рефлексия: отыгрывание ситуаций(кейсов), моделирующих процесс модерации. Участники анализируют собственное поведение, получают обратную связь от других членов группы, от ведущего, совершенствуют собственные мыслительные и коммуникативные навыки.
Инструменты модерации:
- Опрос с использованием специальных модерационных карточек; способы сортировки и классификации карточек; методы «оценки блоков»;ранжирование карточек и т.д.
- Техники «Мозговой штурм»; «Аквариум», «Карточный светофор» и др.
- Активное слушание;
- Наглядная демонстрация(таблицы, схемы, рисунки); обязательное условие – записывание всех звучащих идей и мнений (визуализация).
«Продуктом» модерационного семинара является составленный каталог мероприятий по решению проблем. Такой документ включает в себя несколько пунктов, как правило, это: что необходимо предпринять, кто с кем работает, когда состоится конкретное мероприятие/взаимодействие.
Модератор управляет творческой работой группы людей, не оказывая на них давления.
|