Основное назначение дебатов – обогатить ваше образование и одновременно доставить удовольствие. Поэтому первое предназначение игры – обучение. Иными словами, обучение имеет большее значение, чем победа. Если вы участвуете в дебатах только для того, чтобы выиграть, то вы поставили неправильную цель.
Технология «Дебаты» создана на базе международной образовательной программы «Дебаты», основанной в 1993 году Институтом «Открытое общество». Программа «Дебаты» – это технология, формирующая навыки критического мышления, умения действовать в новых непредсказуемых ситуациях, отстаивать свою позицию, быть терпимым к другим точкам зрения. Она успешно функционирует более чем в 30 городах России. Технология используется как форма или элемент урока и во внеурочной деятельности.
Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников
В командах может быть различное количество участников (чаще 3-6). Существует несколько вариантов командных и индивидуальных дебатов, в которых возможно либо только произнесение речей, либо добавляется возможность участия в перекрестной дискуссии, но обсуждение всегда организовано как столкновение двух противоположных позиций.
Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров, а самый главный принцип – «проигравших нет!»
Действующие лица
Команды (состоят из игроков-спикеров) – утверждающие защищают тему, отрицающие – опровергают.
Судьи – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции; ведут протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций; указывают сильные и слабые стороны выступления спикеров.
Таймкипер – следит за соблюдением регламента и правил игры.
Тренер (тьютор) – обычно учитель (реже – опытные ученики-дебатеры, прошедшие полный курс подготовки).
Этапы работы в технологии «Дебаты»
• Подготовка
• Выбор темы.
• Построение сюжета доказательств
• Подбор аргументов
• Собственно дебаты
• Оглашение позиций (дискуссия)
• Раунд перекрестных вопросов
• Судейство
• Рефлексия
Технология «Дебаты» позволяет ученикам приобрести навыки и умения:
• логического и критического мышления;
• концентрации на определенной проблеме;
• организации совместной деятельности;
• сбора и осмысления разнообразной информации;
• формирования и отстаивания собственной позиции;
• публичных выступлений;
• грамотного диалогического общения и взаимообучения.
Для правового государства важнейшей задачей является воспитание эрудированных, высоко культурных, толерантных и мобильных, целеустремленных, уверенных, свободных от стереотипов граждан, критически осмысляющих перемены, происходящие в обществе. Технология «Дебаты» представляет опыт практической реализации личностно- ориентированного подхода в обучении и обеспечивает осознанное формирование гражданских качеств учащихся. Она содействует становлению нового поколения граждан открытого общества. Технология создает условия для принятия учениками многообразия действительности, признания множественности подходов, вариативности содержания, а также наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений, формирует их системное видение.
|