Submitted by Кристина Алексеевна Ермолаева on Sat, 01/01/2011 - 23:06
Дидактический цикл – единство взаимосвязанных элементов процесса обучения, структурная единица процесса обучения, обладающая всеми его качественными характеристиками.
В основе этой технологии лежат представления Л.Я. Зориной о дидактической цикле как функциональной системе, основанной на совместной работе всех звеньев процесса обучения и служащей для организации усвоенияучащимися фрагмента учебного материала.
Он состоит из следующих элементов-звеньев:
постановка познавательной задачи и создание у учащихся положительной мотивации к ее решению;
предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его первичного усвоения;
организация дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня;
организация обратной связи и контроля;
подготовка учащихся к внеурочной работе.
Перечисленные звенья могут входить друг в друга, пересекаться, но их количество в полном дидактическом цикле постоянно и не зависит от содержания учебного материала. Чтобы дидактический цикл работал, он должен обладать внутренним единством элементов, его составляющих.
Для реализации дидактического цикла учителю необходимо спланировать свою деятельность и деятельность учеников, затем сформулировать дидактические задачи, ориентируясь на конкретное содержание и соотнося их с общими целями образования (1-ый этап). Далее педагог намечает содержание, подлежащее передаче на разных этапах урока, ориентируясь при этом на реальные возможности школьников (2-ой этап). На третьем этапе учитель определяет методы, которые будут применяться на разных этапах урока. Ориентация на выбранные методы, позволяет преподавателю представить способы и формы их реализации, т.е. выбрать различные методические приемы (4-й этап). На пятом этапе происходит конкретное наполнение каждого приема, каждой формы учебной работы содержанием. После этого учитель создает свой план-проект учебной работы (6-й этап). По окончании реализации цикла педагог проводит самоанализ.