Методическая разработка урока русского языка. Приставка – значимая часть слова. Правописание приставок.
Submitted by Надежда Ивановна Красикова on пн, 20/12/2010 - 16:54
Урок – исследование по русскому языку
в 3 «Б» классе
Тема урока.Приставка – значимая часть слова. Правописание приставок.
Цель урока:формировать представление о приставках, их роли в речи, о
правописании приставок с гласными О, А; развивать умение
работать в паре, вести исследовательскую работу, анализи –
ровать свою деятельность; воспитывать интерес к родному
языку, культуру общения в спорных ситуациях.
Структура урока
1.Создание учебно-проблемной ситуации.
2.Обобщение знаний о частях слова.
3.Актуализация знаний.
4.Цель урока.
5.Наблюдения:
- приставка – часть слова;
- для чего служит приставка;
- приставки и предлоги. Сравнение.
6.Обобщение наблюдений учащихся.
7.Работа по схеме.
8.Итоговый тест.
9.Рефлексия.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Сам проверь скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»?
2.Чистописание.
- Какие части слов вы знаете?
- О какой части слова мы говорили на последних уроках?
- Что вы запомнили про суффиксы -ИК, - ЕК?
- Напишите полстроки эти суффиксы, а во второй половине придумайте и запишите любые два слова с этими суффиксами.
Проверка:
- Какие слова смогли записать?
3.Актуализация знаний.
- Что общего в словах гора, горой?На доске:
ГОРА ГОРОЙ
- Можно сказать, что они родственные?
- Почему, нет?
- Что отличает эти слова?
- Образуйте однокоренные слова.
(Пригорок, гористый, взгорье и т. д.)
- Как образовались новые слова?
- Какие приставки вы знаете?(Пишу на доске.)
4.Цель урока.(Слайд «Что за остров?)
- Вы любите путешествовать, исследовать что-то новое?
- Тогда я предлагаю вам узнать, как называется этот прекрасный остров, какие тайны он скрывает.
- Разгадка названия совсем рядом. Достаточно понять, о чём здесь говорится.(3 слайд)
- Верно, остров называется «Приставка». А теперь отправляемся его исследовать.
- Что бы вы хотели узнать о приставке?(Дети высказывают свои желания.)
5.Исследовательская работа.(4 слайд)
- Работаем по плану на экране.(Читаю план.)
- Делимся на 3 группы. Каждая группа работает по своему заданию, затем совещается и выбирает одного человека для выступления с результатами ваших наблюдений.
- На следующем слайде ваши задания.(5 слайд)
6.Самостоятельная работа учащихся.
7.Анализ результатов исследования.
Выступление каждой группы.
- Делаем выводы:(6 слайд)
Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем.
Приставка – значимая часть слова, которая служит для образования новых слов.
Приставка – часть слова. Пишется со словом вместе.
Предлог – часть речи. Пишется со словом раздельно. Их нужно отличать.
- Отличать мы будем учиться на следующих уроках. А сейчас немного отдохнём.
8.Физминутка.
9.Работа по схеме.(На доске)
до под
над от
с писать про
за на
- Соберите слова с приставками.(Устно.)
- Запишите слова в два столбика: с приставкой с гласной О в один столбик, с приставкой с гласной А – в другой.
Проверка. 1 ученик на оценку
- Приставки чаще всего употребляются с глаголами и придают им разные значения.
10.Обобщение.На доске
- Итак, что мы узнали сегодня о приставке.
Приставка
Часть слова
Образует новые слова
Пишется слитно
Чаще употребляется с глаголами
О А
по над
про за
до на
от
11.Тест – итог.(Слайды 7, 8, 9)
- Запишите ответы на вопросы одной буквой.
12.Рефлексия.
- Что узнали нового?
- Какие задания вызывали затруднение?
- Как не ошибиться в написании изученных приставок на О и А?