1.Ребята, какие ассоциации у вас возникают во время прослушивания музыки?
2. Какие картины всплывают в вашем воображении?
3. Как вы думаете, о чем хочет рассказать нам эта мелодия? (о лесе)
Итак, давайте, определим тему нашего занятия (Видеофрагмент «ЛЕС») – визуальный индуктор
По ходу урока мы с вами будем составлять опорный конспект, который будет состоять из ключевых слов.
Лес -1 ключевое слово
III. Новая тема.
Беседа с обучающимися
Ребята, как вы думаете, что такое лес? (место, где можно встретить большое количество растений и животных)
-Какое место занимает лес в жизни народа мари?
-А почему лес называют природным сообществом? (живые организмы обитают сообща, вместе)
1. Представители какого царства определяют тип леса? (Царства Растений)
Растения – 2 ключевое слово (фильм из картинок о лесных растениях)
2. Если рассмотреть представителей лесных растений, одинаков ли их внешний вид? – работа с понятием «Жизненная форма».
Игра «Найди свое место»На слайде определены жизненные формы растений и представители различных жизненных форм. Обучающиеся должны соотнести растения и жизненную форму. Работа на интерактивной доске.
3.Проблемная ситуация – деконструкция знаний
В лесу обитает большое количество видов растений, все они нуждаются в
сходных условиях - как они приспособились к совместному обитанию?
Можно ли назвать лес многоэтажным государством? – видеофрагмент
«ярусность».
II. Введение понятия ярусность, ее причины.
Ярусность – 3 ключевое слово.
Ярусность – пример приспособленности организмов к совместной жизни. Различные по форме растения распределяются в пространстве в соответствии с потребностями во влаге, в тепле, в свете и т.д.
Ярусное расположение у растений позволяет полнее использовать условия среды, особенно свет и тепло.
Игра: Многоэтажка».На слайде ребятам предлагается схема ярусности и представители растений разных ярусов. Они должны поместить растения на свой ярус. Работа на интерактивной доске.
Проблемный вопрос
Как вы думаете, ребята, почему растения считают основной базой существования жизни на Земле? (создают органические вещества для других организмов, являются источником кислорода - работа с понятием фотосинтез)- введение ключевого слова — Продуценты
Использование ЦОР: показ динамической модели фотосинтеза.
III.Физкульминутка:
Ребята, давайте встанем и представим, что мы идем по лесу. Над головой шумят деревья. Остановитесь около одного из них и рассмотрите его. Это береза. Рассмотрите ее листочки почки. Выберите одну из них и представьте, что вы уменьшаетесь и превращаетесь в нее. Скрестите руки на груди. Вам темно и тесно, вы в почке. Вы пытаетесь раздвинуть почечные чешуи, и в вашу темницу проникает солнечный луч. Вы распрямляетесь и тянетесь к солнцу. Выпрямите спину и потянитесь. Ваши ноги находятся на клейкой веточке, которая прочно удерживает вас. Вы можете поворачиваться на ней, подставляя себя солнцу. Встряхните руками и садитесь.
IV. Связи в лесном сообществе - реконструкция знаний
1. Представителей каких царств, мы можем встретить на ярусах многоэтажного лесного государства? (Царства Грибов, Бактерий, Простейших) - демонстрация фильмов из картинок
А с представителями какого царства мы встречаемся чаще всего? (Царства Животных) Животные Республики Марий Эл- фрагменты из видеофильмов.
Царство Животных - 4 ключевое слово.
Что делают животные в лесу? (живут, питаются, размножаются…) Чем питаются животные?
2. Деление животных на растительноядных и хищников, введение понятий КОНСУМЕНТ I порядка, КОНСУМЕНТ II порядка.
Я думаю, вы согласитесь с тем, что мир бактерий и простейших тоже многообразно представлен в лесном сообществе. Они, как правило, населяют лесную подстилку- это для них и дом и стол. Питаются отмершими остатками – введение понятия Редуценты-разрушители органического вещества- ключевое слово.
3.Есть ли взаимосвязь между организмами, населяющими лес? Какая?
Введение понятия ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ: продуценты - консументы 1 порядка - консументы 2 порядка - редуценты
Пищевая цепь -5 ключевое слово.
Игра: «Пищевая цепь». На слайде расположены представители различных царств. Ребята должны составить пищевые цепи. Работа на интерактивной доске.
Вывод 1: Все организмы в лесном государстве взаимосвязаны друг с другом, живут сообща.
Введение понятияБИОЦЕНОЗ.
Биоценоз – 6 ключевое слово.
4. Зависит ли жизнь лесных обитателей от факторов неживой природы?
Введение понятия БИОТОП
БИОТОП – 7 ключевое слово.
Вывод 2: Лес – это совокупность растений, животных, микроорганизмов (бактерий, грибов, простейших) и условий окружающей среды на определенной территории - введение понятия БИОГЕОЦЕНОЗ или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО.
V.Значение леса в нашей жизни.
Проблемный вопрос:
ü На семью из 3 человек в сутки потребуется 60 кг чистого воздуха. Сколько килограммов чистого воздуха потребуется на семью из 6 человек?
Вывод: Лес имеет очень большое значение нужно беречь и охранять.
Как это можно сделать?
VI. Рефлексия. 1.Заполнение схемы.Ребятам предлагается заполнить пустые части схемы компонентами биогеоценоза
БИОГЕОЦЕНОЗ или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
биоценоз
БИОГЕОЦЕНОЗ
биотоп
Домашнее задание.
1.Составить презентацию о многообразии видов лесных растений и животных.
2. Составить кроссворд, загадки, ребусы на многообразие лесных организмов.