Применение проблемно-логических задач на уроках истории и обществознания.
2 replies
чт, 11/11/2010 - 21:55
Татьяна Николаевна Громадюк
На сайте с: 10/11/2010
Баллы: 47
Наша задача сейчас заключается не только в том. чтобы вооружить учащихся полноценными знаниями, но и научить мыслить самостоятельно, творчески. Многие проблемы нашей истории и современности долгое время освещались односторонне или замалчивались совсем. Сегодня они стали достоянием общественности и в силу своего дискуссионного характера могут оказать большое влияние на формирование мировоззрения учащихся. Каждый из нас применяет огромное количество различных методик, нацеленных на организацию творческой работы школьников, на побуждение их к проявлению познавательной активности. Основная часть пособий по использованию проблемно-логических задач на уроках истории и обществознания не содержит готовых ответов. Учащиеся вместе с учителем вырабатывают собственные суждения и оценки по поставленным вопросам. Выполняя очередной социальный заказ, мы сталкиваемся, на мой взгляд, с крайне сложной проблемой. Сдача итоговой аттестации по истории и обществознанию в форме ЕГЭ требует конкретных, однозначных ответов, но мы сталкиваемся с различным освещением одних и тех же вопросов у разных авторов. Я даже встречала разные ответы на один и тот же вопрос в разных пособиях по ЕГЭ. Как быть?
Стихийное, неупорядоченное применение проблемных задач в обучении истории полезно, но недостаточно для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления. Нужна система проблемных задач. Первый показатель этой системы — типология проблем, с которыми приходится, так или иначе, сталкиваться историку, изучая любой исторический факт. Можно выделить 15 типов аспектных проблем, среди них:
установление причинно-следственных связей исторических событий и явлений; осознание процесса исторического развития и его механизма;
установление общих и частных закономерностей общественного развития; определение преемственности между фактами и эпохами;
определение тенденций развития данного общественного явления или их совокупности;
определение степени прогрессивности исторического явления и др.
Второй параметр системы проблемных задач по истории — методы исторического познания. К ним можно причислить: сравнительно-исторический метод;
метод аналогий;
статистический метод и его варианты;
установления причин по следствиям;
метод обратных заключений; реконструкции целого по части и др.
Третий показатель системы проблемных задач — перечень процедур творческой деятельности. Он включает в себя: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
видение новой проблемы в знакомой ситуации;
видение новой функции объекта;
осознание структуры объекта;
поиск альтернативы решения или способа решения;
комбинирование ранее известных способов решения проблемных задач.
Четвертым показателем системы задач считается уровень сложности, который измеряется:
количеством данных в условии задачи;
количеством последовательных действий (шагов), необходимых для ее решения;
количеством параллельных, т. е. не вытекающих друг из друга, выводов, формулируемых по условию задачи.
Пятый показатель системы задач — методический. Он определяет количество задач каждого типа, их последовательность, темп возрастания сложности и т. Проблемное изложение — монологическое изложение исторических фактов без объяснения их сущности. Но своим содержанием и логикой повествования оно побуждает школьников к использованию имеющихся у них знаний и умений для ответа на сложные теоретические вопросы, которые могут быть сформулированы на основе его информации. Внешне этот прием напоминает сюжетный рассказ или образное повествование (подробное и яркое изложение фактов) и может остаться на эмпирическом уровне, если не будут поставлены вопросы проблемного теоретического характера или задание окажется слишком трудным для учеников. В школьных учебниках и практике преподавания истории проблемное изложение используется не часто, являясь приемом, занимающим больше времени и места, чем объяснение, непосильным для слабых учащихся и требующим особого мастерства в отборе и композиции фактов. В то же время проблемное изложение активизирует внимание и мышление, развивает умения: образно воспринимать и воссоздавать образы исторических событий, анализировать факты, выделять в них существенное, формулировать понятия, выявлять закономерности.
Смею не согласиться с тем, что проблемное изложение "может остаться на эмпирическом уровне..." Если не будут поставлены вопросы проблемного характера, тогда "такое " изложение не будет являться проблемным, в принципе. Наличие проблемы - непременное условие проблемного изложение. Согласна с тем, что в чистом виде данный метод редко используется. Но, кто запрещает нам использовать этот метод в сочетании с активизурующими метдиками и средствами? Да, хотя бы в сочетании с беседой? Тогда обучаемый сможет не только следить за логикой разрешения проблемы и запоминать предложенный алгоритм её решения, но и поучаствовать в учебном процессе, предложить своё решение, выдвинуть предположение... А ещё есть такая классная вещь: эврестическая беседа! Без неё, на мой взгляд, поддерживать интерес к предмету изучения (изложения) на протяжении всего урока у подростков, невозможно!
Думаю, что ко всем методам, методикам, приёмам, средствам нужно подходить творчески. И не бояться эксперементировать!
Наша задача сейчас заключается не только в том. чтобы вооружить учащихся полноценными знаниями, но и научить мыслить самостоятельно, творчески. Многие проблемы нашей истории и современности долгое время освещались односторонне или замалчивались совсем. Сегодня они стали достоянием общественности и в силу своего дискуссионного характера могут оказать большое влияние на формирование мировоззрения учащихся. Каждый из нас применяет огромное количество различных методик, нацеленных на организацию творческой работы школьников, на побуждение их к проявлению познавательной активности. Основная часть пособий по использованию проблемно-логических задач на уроках истории и обществознания не содержит готовых ответов. Учащиеся вместе с учителем вырабатывают собственные суждения и оценки по поставленным вопросам. Выполняя очередной социальный заказ, мы сталкиваемся, на мой взгляд, с крайне сложной проблемой. Сдача итоговой аттестации по истории и обществознанию в форме ЕГЭ требует конкретных, однозначных ответов, но мы сталкиваемся с различным освещением одних и тех же вопросов у разных авторов. Я даже встречала разные ответы на один и тот же вопрос в разных пособиях по ЕГЭ. Как быть?