Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок русского языка "Сложные предложения с союзами и, а, но"

Фото пользователя Татьяна Николаевна Ильина
Submitted by Татьяна Николаевна Ильина on вс, 31/10/2010 - 11:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ильина Т.Н.
Место работы, должность: 
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 41 с Аксаково
Регион: 
Республика Башкортостан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
-закрепить знания учащихся о сложных предложениях, упражнять учащихся в постановке знаков препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но; - учить учащихся создавать собственные высказывания-описания осенней природы, используя средства выразительности: олицетворения, сравнения; -развивать орфографическую зоркость, внимание, связную речь учащихся, познавательные способности обучающихся; -прививать навыки красивого письма, трудолюбие, - воспитывать любовь к красоте осенней природы.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
22
Используемые учебники и учебные пособия: 


 

Используемое оборудование: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

схемы предложений, иллюстрации и репродукции картин, изображающих осенний пейзаж, опорные слова по теме урока, схема «Сложное предложение», кроссворд «Словарные слова», дифференцированные задания для самостоятельной работы по группам, сигнальные карточки, презентация «Краски осени», мультимедийный проектор, компьютер,  электронная доска, колонки, запись романса «Отговорила роща золотая» в формате МР.3.

Краткое описание: 
урок содержит задания, подобранные по теме, и языковой материал, объединенный темой "Осень"

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

 

Ход урока.

1. Организационный момент №1

2. Минутка чистописания.      

Оо                            Мо                           Ос

Осень – золотая волшебница.

3. Словарная работа.

Индивидуальная работа  (6 учеников работают по карточкам)

Скв_рцы прил_тают ранней в_сной в к_нце марта. Они возвращ_ются шумной стаей и нескол_ко дней носятся по п_лям, осматривая знакомые м_ста. П_(о,а)том  ут_(и,е)хают и начинают рассаж_ваться парами по ве_(д,т)кам. Наступает п_(а,о)ра, строить ж_лища и обзаводиться пт_нцами.  

Остальные обучающиеся участвуют во фронтальной работе:

- Ребята, что вы представляете, когда слышите слово «осень»?

- Как величают это время года поэты в стихотворениях? (Унылая пора, очей очарованье (А.С.Пушкин), золотая пора. Тютчев называет осень «дивной порой», Некрасов – «славной»). 

- Все мы любим осень. Я думаю, что, наверное, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России.  Заполните кроссворд «осенними» словарными словами.

1

у

р

О

ж

а

й

 

2

С

е

н

т

я

б

р

ь

5

к

а

л

Е

н

д

а

р

ь

 

3

Н

о

я

б

р

ь

 

4  О

к

т

я

б

р

Ь

 

                                     

1.      Количество уродившегося хлеба или иных плодов, растений. (Восточнославянское слово, образовано от «уродити»- «родити»- «родить». Фразеологизм «виды на урожай» - прогнозы на него)

2.      Девятый месяц года. (От латинского «September» – седьмой месяц). Фразеологизм «Глядеть сентябрем» - угрюмо, мрачно, сурово. Быть мрачным, хмурым, недовольным.

3.      Одиннадцатый месяц года. (От латинского «November»- девятый, от «novem»- 9.)

4.      Десятый месяц года. (От латинского «okto»-8, т.к. счет вели от 1марта)

Поговорка. Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

5. Загадка. Есть в квартире молодец,

Математик и мудрец.

Постоянно, круглый год

Точный счет он дням ведет.

Под новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез. (Календарь)

- Выясним значение этого слова:

а) Способ счисления дней в году. (Юлианский, грегорианский календарь).  

Б) Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (отрывной календарь, настольный) с делением на месяцы и недели.

Происхождение. «Календами» древние римляне именовали первые числа каждого месяца, по которым жрецы вели счет времени. «Календариум» у них значило «справочник, которым жрецы пользуются в своих расчетах».  Синоним «численник».

Пословица.  Календарным теплом не угреешься.

- Запишите словарные слова, подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне слова.

4. Сообщение темы урока.

- Определите по ключевым словам тему урока:

Сложное предложение, несколько грамматических основ, запятая, союзы а, и, но.

- Предположите, чему будем учиться на уроке? Что хотите узнать нового?

- Сегодня на уроке мы будем тренироваться в постановке знаков препинания в сложных предложениях с союзами а, и, но на материале предложений об осени.

5. Повторение теоретического материала.

 - Какое предложение называется сложным? Чем оно отличается от простого?

- Как нужно действовать, чтобы правильно расставить знаки препинания в сложном предложении?

- Расскажите, что обозначают эти схемы? Запишите в верхнем прямоугольнике, что их объединяет. 

 

С

О

Е

Д

И

Н

Я

Ю

Т

С

Я

Интонация и союзы

 

 

 

 

                                                           ,

Р

А

З

Д

Е

Л

Я

Ю

Т

С

Я

Интонация

5. Тренировочные упражнения.

Запись предложений под диктовку по цепочке на доске и в тетрадях, определение грамматических основ, построение схем.

Пролетело жаркое лето, и пришла золотая осень. [  =  -   ], и [  =  -   ]. Свежий ветерок гонит листья, но они плавно  кружатся в воздухе. [  -   =   ], но [  -   = ]                   Облетели листья с клена, он от холода дрожит. [  =  -   ], [  -   =   ]. В лесу осиновом дрожат осинки, а ветер срывает с осинок косынки. [  =  -   ], а [  -   =   ].

— Одинакова ли смысловая роль союзов и и но? (В предложении с союзом но действия предметов противопоставляются, а с союзом и действия предметов перечисляются, показано, одновременно или последовательно происходят действия.)
6. Физминутка «Осень»

7. Работа с сигнальными карточками.
 Послушайте предложения. Если вы услышали  сложное предложение, обозначьте его зеленым цветом, если простое – красным.

1. Осень с плодами, а зима со снегами.

+

2. Пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.

+

3. В октябре, в октябре частый дождик на дворе.

-

4. Соломинку и муха сломит, а сноп и конь не раздавит.

+

5. На ветру шумят осинки, и березки шелестят.

+

6. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.

-

7. Закружились в воздухе разноцветные листья, они покрыли землю пестрым ковром.

+

— Что можно сказать о других предложениях? (Предложения с однородными членами)

8. Осложненное списывание (работа по группам)

Ученики самостоятельно читают задание и выполняют его. Проверка выполнения проводится как фронтальный опрос:

— Из каких предложений состоит ваше задание?
— Прочитайте сложные предложения.
- Такова ли схема вашего предложения?

 

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели грамматические основы. Построй схему предложения.

 

Ос_нь ул_цей сп_шит,

Красит все, не ленится,

(Под) к_лёсами шурш_т

Ж_лтая м_телица.

 

[  -   О, О, О   ],  [  =  -   ]

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели грамматические основы. Построй схему предложения. (2)

 

Ч_сто бывает, что подб_рёзовики растут (на) п_лянке (в) еловом л_су, а (под)осиновики таятся (под) елками.

 

[  -   =   ], а [  -   =   ].        

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели грамматические основы. Построй схему предложения. (2)

 

(П,п)етру (И,и)льичу (Ч,ч)айковскому нравилась х_лодная осенняя пора, когда подолгу м_росит дождик, а (в) печ?ной трубе с_рдито воет вет_р.

 

[  =  -   ], [  =  -   ], а [  =  -   ].

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели грамматические основы. Построй схему предложения.

 

(На) прощ_ние дарит ос_нь д_ревьям яркие краски, на осинке в_сят з_лотые моне(д,т)ки, в медь оделся ду(б,п), резную оранжевую рубаху (на)бросил клён.

 

[  -   =   ], [  =  -   ], [  =  -   ], [  =  -   ].

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели грамматические основы. Построй схему предложения.

 

(О,а)пустел к_лхозный са(д,т),

П(а,о)утинки вдоль л_тят,

И (на) южный край з_мли

Пот(я,и)нулись жур_вли.

 

 [  =  -   ], [  -   =   ], и [  =  -   ].

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели грамматические основы. Построй схему предложения.

 

(По)ч(и,е)рнели огороды,

Ог(о,а)ляются л_са,

Молкнут птич_и г_л_са,

Мишка в спяч?ку (за)валился.

 

 [  =  -   ], [  =  -   ], [  =  -   ], [  =  -   ].

 

- Какие приемы использовали поэты и писатели, чтобы показать красоту осенней природы?

9. Творческая работа.

- Что такое пейзаж? (Картина природы).

- Я предлагаю вам побывать в осеннем лесу. Обратите внимание на деревья, их осенний наряд.

Используется компьютерное сопровождение (презентация на тему «Краски осени», сопровождаемой исполнением романса «Отговорила роща золотая» на стихи С.А.Есенина)

- Прочитайте заголовок: «Звуки и краски осени». О чем вы будете писать?

- Какие краски выбирает осень и для чего?

На доске записаны опорные слова, эпитеты, сравнения.

Устное составление предложений, самостоятельно записать 1 предложение. Зачитываются лучшие варианты.

Сравнения: листья летят ,как птицы, прыгают, как белки, качаются на паутинках.

Листья: лоскутное одеяло, пестрый смерч, золотой водопад, оранжевые звезды,  золотые рыбки, желтые сердечки, золотые монетки.  

  10. Итог урока.

А)  Продолжи предложение так, чтобы оно стало сложным.

В лес пришла осень, и деревья….

В октябре по утрам часты заморозки, но …

Осенью идут дожди, а зимой ….

Б) — Найдите ошибки в схеме. Объясните их.
[- = ] и [- = ].
11. Домашнее задание.  Упр. З, с. 70.

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн