Индивидуальная работа (6 учеников работают по карточкам)
Скв_рцы прил_тают ранней в_сной в к_нце марта. Они возвращ_ются шумной стаей и нескол_ко дней носятся по п_лям, осматривая знакомые м_ста. П_(о,а)том ут_(и,е)хают и начинают рассаж_ваться парами по ве_(д,т)кам. Наступает п_(а,о)ра, строить ж_лища и обзаводиться пт_нцами.
Остальные обучающиеся участвуют во фронтальной работе:
- Ребята, что вы представляете, когда слышите слово «осень»?
- Как величают это время года поэты в стихотворениях? (Унылая пора, очей очарованье (А.С.Пушкин), золотая пора. Тютчев называет осень «дивной порой», Некрасов – «славной»).
- Все мы любим осень. Я думаю, что, наверное, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России. Заполните кроссворд «осенними» словарными словами.
1
у
р
О
ж
а
й
2
С
е
н
т
я
б
р
ь
5
к
а
л
Е
н
д
а
р
ь
3
Н
о
я
б
р
ь
4 О
к
т
я
б
р
Ь
1. Количество уродившегося хлеба или иных плодов, растений. (Восточнославянское слово, образовано от «уродити»- «родити»- «родить». Фразеологизм «виды на урожай» - прогнозы на него)
2. Девятый месяц года. (От латинского «September» – седьмой месяц). Фразеологизм «Глядеть сентябрем» - угрюмо, мрачно, сурово. Быть мрачным, хмурым, недовольным.
3. Одиннадцатый месяц года. (От латинского «November»- девятый, от «novem»- 9.)
4. Десятый месяц года. (От латинского «okto»-8, т.к. счет вели от 1марта)
Поговорка. Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.
5. Загадка. Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет.
Под новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез. (Календарь)
- Выясним значение этого слова:
а) Способ счисления дней в году. (Юлианский, грегорианский календарь).
Б) Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (отрывной календарь, настольный) с делением на месяцы и недели.
Происхождение. «Календами» древние римляне именовали первые числа каждого месяца, по которым жрецы вели счет времени. «Календариум» у них значило «справочник, которым жрецы пользуются в своих расчетах». Синоним «численник».
Сложное предложение, несколько грамматических основ, запятая, союзы а, и, но.
- Предположите, чему будем учиться на уроке? Что хотите узнать нового?
- Сегодня на уроке мы будем тренироваться в постановке знаков препинания в сложных предложениях с союзами а, и, но на материале предложений об осени.
5. Повторение теоретического материала.
- Какое предложение называется сложным? Чем оно отличается от простого?
- Как нужно действовать, чтобы правильно расставить знаки препинания в сложном предложении?
- Расскажите, что обозначают эти схемы? Запишите в верхнем прямоугольнике, что их объединяет.
С
О
Е
Д
И
Н
Я
Ю
Т
С
Я
Интонация и союзы
,
Р
А
З
Д
Е
Л
Я
Ю
Т
С
Я
Интонация
5.Тренировочные упражнения.
Запись предложений под диктовку по цепочке на доске и в тетрадях, определение грамматических основ, построение схем.
Пролетело жаркое лето, и пришла золотая осень. [ = - ], и [ = - ]. Свежий ветерок гонит листья, но они плавно кружатся в воздухе. [ - = ], но [ - = ]Облетели листья с клена, он от холода дрожит. [ = - ], [ - = ]. В лесу осиновом дрожат осинки, а ветер срывает с осинок косынки. [ = - ], а [ - = ].
— Одинакова ли смысловая роль союзов и и но? (В предложении с союзом но действия предметов противопоставляются, а с союзом и действия предметов перечисляются, показано, одновременно или последовательно происходят действия.) 6. Физминутка «Осень»
7. Работа с сигнальными карточками. Послушайте предложения. Если вы услышали сложное предложение, обозначьте его зеленым цветом, если простое – красным.
1. Осень с плодами, а зима со снегами.
+
2. Пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
+
3. В октябре, в октябре частый дождик на дворе.
-
4. Соломинку и муха сломит, а сноп и конь не раздавит.
+
5. На ветру шумят осинки, и березки шелестят.
+
6. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.
-
7. Закружились в воздухе разноцветные листья, они покрыли землю пестрым ковром.
+
— Что можно сказать о других предложениях? (Предложения с однородными членами)
8. Осложненное списывание (работа по группам)
Ученики самостоятельно читают задание и выполняют его. Проверка выполнения проводится как фронтальный опрос:
— Из каких предложений состоит ваше задание?
— Прочитайте сложные предложения.
- Такова ли схема вашего предложения?
- Какие приемы использовали поэты и писатели, чтобы показать красоту осенней природы?
9. Творческая работа.
- Что такое пейзаж? (Картина природы).
- Я предлагаю вам побывать в осеннем лесу. Обратите внимание на деревья, их осенний наряд.
Используется компьютерное сопровождение (презентация на тему «Краски осени», сопровождаемой исполнением романса «Отговорила роща золотая» на стихи С.А.Есенина)
- Прочитайте заголовок: «Звуки и краски осени». О чем вы будете писать?
- Какие краски выбирает осень и для чего?
На доске записаны опорные слова, эпитеты, сравнения.
Устное составление предложений, самостоятельно записать 1 предложение. Зачитываются лучшие варианты.
Сравнения: листья летят ,как птицы, прыгают, как белки, качаются на паутинках.