ФГОС сохраняет содержательное ядро, но заменяет ЗУН на УУД (универсальные учебные действия). У многих учителей встал вопрос: Какие конкретно УУД он формирует в рамках изучения темы и какие технологии, методы, приемы и формы необходимы для их формирования. Предлагаем коллегам организовать продуктивный полилог на данную тему и предложить конкретные, например, приемы, работающие на формирование конкретного УУД.
Кристина Алексеевна,по-моему, в рамках нашего конкурса методических разработок в начальной школе была тема про УУД и даже конкурсные работы представлены про это!
Как будем формировать? Вопрос на сегодняшний день самый насущный. Первооткрыватели здесь учителя начальной школы, те, кто ориентируется на проектные задачи и через них идет к УУД (сокращение звучит как-то не очень...))) Конечно же, нам поможет системно-деятельностный подход.
Да, тот, кто еще не очень понимает, что такое УУД и вопрос: "Зачем ЗУНы поменяли на УУД" тревожит Вас, посмотрите анонс сообщества "Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия" и присоединяйтесь.
Комментарий был изменен с момента создания (новоград, чт, 21/10/2010 - 12:52).
Елена Александровна, тема-то была, только учителя-предметники вряд ли туда заглядывали. Может, начальная школа и поможет нам в этом вопросе наиболее конструктивно.
У нас в Ярославской области проходят курсы повышения квалификации учителей начальной школы "Внедрение ФГОС второго поколения: формирование универсальных учебных действий учеников начальной школы".
С курсов учителя уходят с проектом программы формирования УУД (для своего класса) и с пониманием того, что?, как? и зачем?
Наталья Владимировна, курсы - это хорошо. Написать программу можно. Ваши ссылки прочитала. Мы это тоже делаем и в среднем звене уже сейчас. Вопрос в том, какие конкретно использовать приемы для формирования УУД.
Так ли уж легко?! На первый взгляд задача формирования универсальных учебных действий не так уж и нова: например, уже много лет существует система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, которая формулировала цель обучения не как снабжение учащихся определённым набором ЗУН, а как превращение ребёнка в субъекта учебной деятельности, заинтересованного в саморазвитии и способного к нему. Т.Е. утверждалось, что ЗУН не цель, а средство формирования тех самых УУД. Была создана серьёзная система их формирования: описаны методы, приёмы, формы работы; отобрано предметное содержание; разработана особая система контроля и оценки. Но это делали серьёзные учёные, достаточно сказать, что и Эльконина, и Давыдова как величайших психологов знает весь мир. Вряд ли курсы, какие бы содержательные они ни были, поставят учителя (даже очень талантливого) вровень с ними. Я думаю, что предстоит очень серьёзная работа по отбору, анализу приёмов, которые есть, но "рассеяны" по различным технологиям и авторским методикам. Имеющийся на сегодняшний день опыт необходимо систематизировать, но безусловно придётся создавать и что-то принципиально новое. Я уже не говорю о шагах, которые логически необходимо будет сделать после отбора подходящих приёмов и форм организации учебной деятельности - разработка новой системы оценивания, дидактические материалы и т.п.Это серьёзная работа, которую можно сделать только объединившись. В противном случае идея (кстати очень правильная и глобальная) будет превращена в очередную профанацию.
Универсальные учебные действия - это термин новый, мало привычный. Надеюсь, после плодотворной работы творческой группы, созданной в нашей школе, УУД станут родными для учителей)
Кристина Алексеевна, я работаю в технологиии развития критического мышления через чтение и письмо. ТРКМЧП представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
умение решать проблемы;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
способность брать на себя ответственность;
способность участвовать в совместном принятии решения;
способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
" Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» (Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Пособие «Как учатся дети: Свод основ»).
На мой взгляд, данная технолгия оптимальное средство для развития УУД.
Комментарий был изменен с момента создания (Irishka Ирина, пн, 04/04/2011 - 21:20).
SOS!!!
ФГОС сохраняет содержательное ядро, но заменяет ЗУН на УУД (универсальные учебные действия). У многих учителей встал вопрос: Какие конкретно УУД он формирует в рамках изучения темы и какие технологии, методы, приемы и формы необходимы для их формирования. Предлагаем коллегам организовать продуктивный полилог на данную тему и предложить конкретные, например, приемы, работающие на формирование конкретного УУД.