В чем позитивные эффекты Новой системы оплаты труда педагога?
Ответов - 3
сб, 16/10/2010 - 16:24
Антонина Александровна Петрова
На сайте с: 24/10/2008
Баллы: 25613
Позитивные эффекты Новой системы оплаты труда
Основные преимущества НСОТ заключаются в следующих ее базовых характеристиках.
наличие механизма связи заработной платы с качеством, результативностью труда. Введение описанной системы является первым серьезным шагом по установлению взаимосвязи между результативностью труда учителя и уровнем его доходов. Таким образом введение НСОТ является также и экономическим механизмом регулирования содержательных вопросов образовательной политики сегодняшнего дня, формирования гражданского заказа на результаты учительского труда.
повышение стимулирующих функций оплаты труда, рост объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда. Первые два пункта неразрывно связаны друг с другом. Когда представление и критерии качества и результативности работы определены, и именно от этих показателей зависит рост доходов учителя, то педагог может сам влиять на уровень своего благосостояния. Т.е. не чем больше работаешь, тем больше зарабатываешь, а чем лучше работаешь, тем выше зарплата.
наличие механизмов нормирования и учета в базовой части оплаты труда всех видов деятельности учителей – почасовая аудиторная нагрузка; внеурочная работа по предмету; классное руководство; проверка тетрадей; заведывание учебными кабинетами и др. виды деятельности, определенные должностными обязанностями. Школа в экономическом аспекте становится учебно-воспитательным учреждением, где внеурочная деятельность педагога полноправно войдет в структуру оплачиваемой работы. Это преимущество НСОТ в том числе создает предпосылки для развития инновационного школьного образования. Педагог, работающий в инновационном режиме, должен оплачиваться выше, даже если часовая нагрузка у него такая же, как у коллег из традиционных школ. НСОТ позволяет директору и управляющему совету школы поощрять творческих педагогов-новаторов материально.
зависимость оплаты труда в базовой части от числа обучаемых;
введение регионального регламента участия органов самоуправления общеобразовательных учреждений и профсоюзов в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. Участие общественности в управлении системой общего образования (управляющих советов ОУ, попечительских советов, муниципальных и региональных союзов попечителей) положительно зарекомендовало себя как в мировой, так и в российской практике. Именно на основе системного, взаимодополняющего подхода в становлении управляющих советов лежит путь развития столь необходимых в системе общего образования гражданских институтов. Если участие гражданских институтов в формировании и распределении стимулирующей части фонда оплаты труда активное, деятельное, то и фонд стимулирующих надбавок может оказаться немалым – около 30%.
Как результирующая - реальный рост заработной платы учителей;
Риски введения Новой системы оплаты труда
Реализация проекта по введению НСОТ сопряжена с рядом рисков, которые можно разделить на три группы:
Риски, которые могут быть устранены в ходе более тщательной проработки описанной системы начисления оплаты труда педагогических работников.
Риски, которые имманентно присущи такой организации оплаты труда
Риски, связанные с злоупотреблением теми дополнительными управленческими полномочиями, которые предоставляет НСОТ.
К первой группе рисков могут быть отнесены следующие факторы:
не определен механизм установления соотношения фонда оплаты труда и учебных расходов;
не определено как осуществлять выплаты за обучение детей на дому;
не до конца определен механизм расчета выплат за отпускной период и на больничных;
несмотря на явно обозначенный вектор в сторону реализации окладного принципа, в проекте НСОТ не ставится вопрос об отмене постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени [норме часов педагогической работы за ставку заработной платы] педагогических работников образовательных учреждений». Именно оно, по мнению большинства экспертов сдерживает переход на современное нормирование труда учителя;
в основе расчета зарплаты остается понятие незыблемости классно-урочной системы, что сдерживает процессы внедрения в школу новых образовательных технологий (исследовательских, выездных, дистантных, проектных и проч.).
Ко второй группе относятся риски, связанные с той социальной напряженностью, которая неизбежно возникнет в результате увеличения дифференциации заработной платы работников государственных образовательных учреждений.
Введение стимулирующего принципа оплаты труда, при том, что фонд стимулирующих надбавок очень значителен, неизбежно привнесет в образовательные учреждения конкуренцию и соперничество между педагогами. С одной стороны, это является преимуществом, т.к. подтолкнет некоторых специалистов с лидерскими качествами к повышению качества работы. С другой стороны, следует учитывать, что государственное и муниципальное образовательное учреждение никогда не являлось (как не является и теперь) сегментом рынка. А конкуренция эффективна тогда, когда является рыночным механизмом развития. В противном случае, в социальном секторе, конкуренция превращается в соперничество, создающее неблагоприятный психологический климат в коллективе, что в свою очередь наоборот снижает качество работы. Указанный фактор усугубляется еще и тем, что на сегодняшний день, ни в профессиональных кругах, ни в обществе в целом, представление о результативности учительского труда до конца не сформировано. Следовательно, в сознании как самих педагогов, так и управленцев размыты критерии, кто работает лучше, а кто хуже, в то время, как по почасовой оплате все было четко определено. Такая неопределенность и высокая степень дифференциации неизбежно породит большое количество «обиженных» и «недовольных» конкретным директором, региональной администрацией, правительственной реформой в целом, что может привести к социальной нестабильности в обществе в целом, а также послужить почвой для спекуляций политиков-популистов.
Риски такого рода могут быть несколько снижены активной и грамотной просветительской работой с директорами школ, а директоров в свою очередь с педагогами и управляющими советами. Обязательно должна быть разработана и целостная концепция медийного сопровождения реформы.
Появление третьей группы рисков обусловлено тем, что НСОТ предоставляет ряд дополнительных полномочий как директору, так и управляющему совету ОУ. Новая система оплаты труда позволяет директорам образовательных учреждений совершенно по-новому выстраивать управленческий процесс: по-иному управлять обучением, воспитанием, по-другому хозяйствовать, потому что теперь у них есть реальные рычаги управления, возможность поднять работу на качественно новый уровень. Директор становится более свободной, независимой, а главное — экономически грамотной фигурой. Однако при этом повышается вероятность появления недобросовестных управленцев (это относится как к директорам, так и к управляющим советам), которые могут распределять стимулирующие надбавки, основываясь не на высоком качестве работы сотрудника, а на родственных, дружеских либо деловых связях. Для снижения рисков такого рода необходимо разработать адекватную систему мониторинга хода реализации проекта, которая позволит отследить нарушения на самых первых стадиях.
Позитивные эффекты Новой системы оплаты труда
Основные преимущества НСОТ заключаются в следующих ее базовых характеристиках.
Риски введения Новой системы оплаты труда
Реализация проекта по введению НСОТ сопряжена с рядом рисков, которые можно разделить на три группы:
К первой группе рисков могут быть отнесены следующие факторы:
Ко второй группе относятся риски, связанные с той социальной напряженностью, которая неизбежно возникнет в результате увеличения дифференциации заработной платы работников государственных образовательных учреждений.
Введение стимулирующего принципа оплаты труда, при том, что фонд стимулирующих надбавок очень значителен, неизбежно привнесет в образовательные учреждения конкуренцию и соперничество между педагогами. С одной стороны, это является преимуществом, т.к. подтолкнет некоторых специалистов с лидерскими качествами к повышению качества работы. С другой стороны, следует учитывать, что государственное и муниципальное образовательное учреждение никогда не являлось (как не является и теперь) сегментом рынка. А конкуренция эффективна тогда, когда является рыночным механизмом развития. В противном случае, в социальном секторе, конкуренция превращается в соперничество, создающее неблагоприятный психологический климат в коллективе, что в свою очередь наоборот снижает качество работы. Указанный фактор усугубляется еще и тем, что на сегодняшний день, ни в профессиональных кругах, ни в обществе в целом, представление о результативности учительского труда до конца не сформировано. Следовательно, в сознании как самих педагогов, так и управленцев размыты критерии, кто работает лучше, а кто хуже, в то время, как по почасовой оплате все было четко определено. Такая неопределенность и высокая степень дифференциации неизбежно породит большое количество «обиженных» и «недовольных» конкретным директором, региональной администрацией, правительственной реформой в целом, что может привести к социальной нестабильности в обществе в целом, а также послужить почвой для спекуляций политиков-популистов.
Риски такого рода могут быть несколько снижены активной и грамотной просветительской работой с директорами школ, а директоров в свою очередь с педагогами и управляющими советами. Обязательно должна быть разработана и целостная концепция медийного сопровождения реформы.
Появление третьей группы рисков обусловлено тем, что НСОТ предоставляет ряд дополнительных полномочий как директору, так и управляющему совету ОУ. Новая система оплаты труда позволяет директорам образовательных учреждений совершенно по-новому выстраивать управленческий процесс: по-иному управлять обучением, воспитанием, по-другому хозяйствовать, потому что теперь у них есть реальные рычаги управления, возможность поднять работу на качественно новый уровень. Директор становится более свободной, независимой, а главное — экономически грамотной фигурой. Однако при этом повышается вероятность появления недобросовестных управленцев (это относится как к директорам, так и к управляющим советам), которые могут распределять стимулирующие надбавки, основываясь не на высоком качестве работы сотрудника, а на родственных, дружеских либо деловых связях. Для снижения рисков такого рода необходимо разработать адекватную систему мониторинга хода реализации проекта, которая позволит отследить нарушения на самых первых стадиях.
Источник
С уважением, Антонина Александровна