Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}
Требования к кабинету биологии по технике безопасности
1. Наличие инструкций по охране труда.
В кабинете биологии должны быть инструкции по охране труда для учителя и учащихся (при работе в кабинете биологии, при проведении демонстрационных опытов, при проведении лабораторных и практических работ, при работе на учебно-опытном участке, при проведении экскурсий по биологии).
1.1. Инструктаж по технике безопасности должен фиксироваться записью в классном журнале в разделе «Что пройдено на уроке», журнале регистрации проводимых инструктажей.
2. Наличие журнала регистрации проводимых инструктажей для учащихся по охране труда.
Журнал оформляется при проведении с учащимися лабораторных и практических работ, экскурсий, кружковой работы или факультативных занятий, разовых работ.
3. Наличие в кабинете биологии следующих документов:
- положения о кабинете,
- паспорта кабинета,
- акта-разрешения на проведение занятий в кабинете биологии или акта приёмки кабинета биологии к новому учебному году. (Приложение 3.),
- наличие должностной инструкции по охране труда для учителя(Приложение 4.),
- графика работы учебного кабинета (Приложение 7.),
- программы вводного и первичного инструктажа (Приложение 8,9.),
-инструкции по пожарной безопасности,
-копии приказа о назначении ответственного лица за организацию безопасного функционирования образовательного процесса в кабинете,
- копии приказа о назначении ответственного лица за пожарную безопасность,
- копии приказа о назначении ответственного лица за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования кабинета,
-акта на испытание оборудования,
-наличие плана эвакуации учащихся из кабинета биологии ,
-наличие паспорта на оборудование,
-наличие плана противопожарных мероприятий.
4. Наличие и укомплектованность медицинской аптечки.
Медицинская аптечка должна быть укомплектована в соответствии с перечнем, утвержденным Минздравом РФ для образовательных учреждений от 05.04.00г., и соотноситься с правилами по технике безопасности при изучении биологии (Приложение 1). В аптечке должна быть опись медикаментов. На упаковках медикаментов проставляется порядковый номер согласно описи. На дверце аптечки должен быть написан номер телефона ближайшего лечебного учреждения. Рядом с аптечкой вывешивается инструкция по оказанию ПМП при травмах и иных поражениях. (Приложение 2).
5. Гигиенические требования к условиям обучения в кабинете биологии
Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.
Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв. м - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.
. Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов - парт). Он должен составлять не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступеней и не менее 45 градусов для обучающихся 6- 7 лет.
При каждом кабинете или группе из 2 - 3 кабинетов организуется лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, информатики).
При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
- между рядами двухместных столов — не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50—70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50 — 70;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске;
- не менее 70, от задней стены, являющейся наружной,
- не менее 100; а при наличии оборотных классов — 120;
- от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;
- от первой парты до учебной доски — 2,4-2,7м;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом — 80 — 90;
- угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступени и не менее 45 градусов для детей 6 — 7 лет.
Таблица 1.
Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам “Столы ученические”и “Стулья ученические”
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93
|
Группа роста
(в мм)
|
Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11 01 5-93 (в мм)
|
Цвет маркировки
|
Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11 016-93 (в мм)
|
1
|
1000—1150
|
460
|
Оранжевый
|
260
|
2
|
1150—1300
|
520
|
Фиолетовый
|
300
|
3
|
1300—1450
|
580
|
Желтый
|
340
|
4
|
1450—1600
|
640
|
Красный
|
380
|
5
|
1600—1750
|
700
|
Зеленый
|
420
|
6
|
Свыше 1750
|
760
|
Голубой
|
460
|
Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.
Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.
Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15 °С.
Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в рабочее время не должна превышать 40
Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 2.
В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:
- в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях —18 — 20 °С при их обычном остеклении и 19—21 °С — при ленточном остеклении;
В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха соблюдаться в пределах 40 — 60 %.
Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики — на север, северо-восток.
Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.
Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
для потолка — 0,7 — 0,8; для стен — 0,5 — 0,6; для пола — 0,3 — 0,5.
Следует использовать следующие цвета красок:
- для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
- для мебели (парты, столы, шкафы) — цвета натурального дерева или светло-зеленый;
- для классных досок —темно-зеленый, темно-коричневый;
- для дверей и оконных рам — белый.
Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 лк, на классной доске — 500 лк
При использовании ТОО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.
При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему “функционального” искусственного освещения с “темным коридором” перед экраном. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Привлекать к этой работе обучающихся не следует. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются и вывозятся из здания общеобразовательного учреждения.
При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТОО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице 4.
Таблица 2
Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения
|
Длительность просмотра (мин.)
|
Классы
|
диафильмов, диапозитивов
|
кинофильмов
|
телепередач
|
1-2
|
7-15
|
15-20
|
15
|
3-4
|
15-20
|
15-20
|
20
|
5-7
|
20-25
|
20-25
|
20-25
|
8-11
|
—
|
25-30
|
25-30
|
При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.
После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте
6. Запрещается: - иметь в кабинете колючие и ядовитые растения (олеандр, молочай и др.);
- выставлять комнатные растения на шкафы и подоконники;
- иметь в кабинете временную проводку.
7. Организация хранения стеклянной лабораторной посуды, колющего и режущего инструмента.
Стеклянная лабораторная посуда, колющие и режущие инструменты должны храниться в запертых на замки с глухими дверными створками шкафах без стекол.
8. Наличие и исправность первичных средств пожаротушения.
В кабинете должен быть огнетушитель и ящик с песком, укомплектованный совком.
9. Наличие правил поведения учащихся в кабинете биологии.
1. Рассчитанные нормы предельно допустимых нагрузок для учащихся моложе восемнадцати лет при подъёме и перемещении тяжестей вручную.
|