повторение определения процента, записи процента в виде дроби и обратно;
изучение формулы сложных процентов, закрепление умений и навыков работы с процентами;
развитие вычислительных навыков, самостоятельности, исследовательской и познавательной деятельности;
привитие интереса к математике.
ОБОРУДОВАНИЕ:мультимедийный проектор, дидактический материал на листочках для каждого ученика.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
1)Что такое процент и где используется?
Ответ: Процент числа – сотая часть этого числа. Понятие процента часто используется в хозяйственных, статистических и других расчетах для числовой характеристики и сравнения изучаемых фактов и явлений.
Пример: В классе всего 20 учеников. Отличников – 2, ударников – 8, троечников 10. Это можно наглядно увидеть на диаграмме.
2)Запишите 17% в виде обыкновенной и десятичной дроби.
4. В школьном саду 40 фруктовых деревьев. 30% этих деревьев яблони. Сколько яблонь в саду?
А. 120.Б. 12.В. 28.
5. В кассе кинотеатра было 500 билетов. 70% всех билетов продали. Сколько билетов осталось не продано?
А. 35.Б. 350.В. 150.
6. В первый день на ярмарке продали 30% привезенных для продажи саженцев, а во второй день еще 45% . Сколько процентов саженцев осталось продать?
А. 40%.Б. 25%.В. 15%.
7. Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 20% годовых. Вкладчик положил на счет 800 р. Сколько денег будет на этом счете через год?
А. 960 р.Б. 820 р.В. 160 р.
8. Школьники посадили 50 деревьев: дубы, акации и липы. Дубы составили 35% всех деревьев, акации 25%. Сколько лип посадили школьники?
А. 2.Б. 20.В. 200.
2.Изучение нового материала.
Мы говорим, что имеем дело со «сложными процентами», в том случае, когда некоторая величина подвержена поэтапному изменению. При этом каждый раз ее изменение составляет определенное число процентовoт значения, которое эта величина имелана предыдущем этапе.
Рассмотрим сначала случай, когда в конце каждого этапа величина изменяется на одно и то же постоянное числоpпроцентов.
Некоторая величина А, исходное значение которой равно Ао, в конце первого этапа будет равна
А1=А о +А о = А о
В конце второго этапа ее значение станет равным
А2= А1 +А1= А1 = А0
Здесь множитель 1 + показывает, во сколько раз величина увеличилась за один этап.
В конце третьего этапа
А3 = А2+А2 = А0
и т. д.
Нетрудно понять, что в концеn-го этапа значение величины А определяется формулой
Аn= А0 (1)
Эта формула показывает, что значение величины А растет , если р>0 (или убывает, если р < 0) как геометрическая прогрессия, первый член которой равен Ао , а знаменателем прогрессии служит величина
.
Формула (1) является исходной формулой при решении многих задач на проценты.
Пример 1. Сберкасса выплачивает 3% годовых. Через сколько лет внесенная сумма удвоится?
Решение. Пусть вклад составляет А0 руб. Тогда через п лет размер вклада станет равным 2А0 руб. Имеем
А0А0,
n=log1,032=23
Ответ.Через 23 года.
Пусть величина А в конце первого этапа испытывает изменение на р1 %, в конце второго этапа—на р2 %,в конце третьего этапа — на р3 % и т. д. Если р>0, то величина А на этом этапе возрастает; еслиpk< 0, то величина А на этом этапе убывает.
Как говорилось выше, изменение величины А на р % равносильно умножению этой величины на множитель
Поэтому окончательный вид искомой формулы такой:
Аn= А0(2).
Здесь А0 – первоначальное значение величиныA.
Пример 2:Торговая база закупила партию альбомов у изготовителя и поставила ее магазину по оптовой цене, которая на 30% больше цены изготовителя. Магазин установил розничную цену на альбом на 20% выше оптовой. При распродаже в конце сезона магазин снизил розничную цену на альбом на 10%. На сколько рублей больше заплатил покупатель по сравнению с ценой изготовителя, если на распродаже он приобрел альбом за 70,2 рубля?
РЕШЕНИЕ: Пусть А=х –цена изготовителя на альбом, то
Учащиеся работают самостоятельно с карточками ( см. Приложение ). Решенные задачи разбираются у доски.
4. Окончательные итоги.
5. Домашнее задание.
Оставшиеся задачи.
Пример 1. Сберкасса выплачивает 3% годовых. Через сколько лет внесенная сумма удвоится?
Пример 2.Торговая база закупила партию альбомов у изготовителя и поставила ее магазину пооптовой цене, которая на 30% больше цены изготовителя. Магазин установил розничную цену наальбом на 20% выше оптовой. При распродажев конце сезона магазин снизил розничную ценуна альбом на 10%. На сколько рублей большезаплатил покупатель по сравнению с ценой изготовителя, если на распродаже он приобрел альбом за 70,2 рубля?(20,2)
Задание 1.Владелец дискотеки имел стабильный доход. В погоне за увеличением прибыли онповысил цену на билеты на 25%. Количество посетителей резко уменьшилось, и владелец стал нести убытки. Тогда он вернулся к первоначальной цене билетов. На сколько процентов владелец дискотеки снизил новую цену билетов, чтобы она стала равна первоначальной?(20)
Задание 2.Цену товара повысили на 150%.На сколько процентов надо уменьшить полученную цену товара, чтобы она стала равна первоначальной (60)
Задание 3. Впервом полугодии фабрика выполнила 105% полугодового плана выпускашвейных изделий, а во втором полугодии выпустила продукции на 4% больше, чем в первом. Насколько процентов фабрика перевыполнила годовой план, если планы выпуска готовой продукции в первом и втором полугодиях одинаковые?(7,1)
Задание4. Новый владелец магазина снизилцены на одну треть, однако через некоторое время вынужден был вернуться к старым ценам. Насколько процентов он при этом увеличил цены?(50)
Задание5. До распродажи мужской и женскийкостюмы стоили одинаково. В начале распродажина 15% была снижена цена на мужской костюм,но покупателя не нашлось, поэтому еще раз снизили цену на 15%. На сколько процентов нужнооднократно снизить цену на женский костюм, чтобы оба костюма снова стали стоить одинаково?(27,75)
Задание 6.За первый год тренировок спортсмен улучшил свой результат на 25%. В следующем году он улучшил свой результат на 25%. На сколько процентов улучшил свой результат спортсмен за 2 года тренировок? (56)
Задание 7. Цены на компьютерную технику в среднем понижались за год дважды на 10%. На сколько процентов понизились цены на компьютерную технику за год? (19)
Литература
1.Лурье М.В., Александров Б.И. Задачи на составление уравнений. М., Наука, 1990.
2.Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А., Рязановский А.Р., Семенов П.В. Учебно- тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. М.:Интеллект –Центр,2006.
3.Математика в школе №1. 2005.
4. Авторский коллектив под ред. Лысенко Ф.Ф. Математика ЕГЭ-2007. Вступительные экзамены: «Легион», 2006