Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Соли в свете теории электролитической диссоциации (2 урока)"8 класс

Выберите действие:

Фото пользователя Татьяна Викторовна Осадчая
Submitted by Татьяна Викторовна Осадчая on вс, 19/09/2010 - 14:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Татьяна Викторовна Осадчая
Место работы, должность: 
Муниципальное общееобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Дружба, учитель химии
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
Дать понятие о солях как классе электролитов, рассмотреть их классификацию по составу, охарактеризовать общие свойства солей в свете ионных представлений
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
19
Используемые учебники и учебные пособия: 

О.С.Габриелян,  А.В.Яшукова, Н.П.Воскобойникова "Настольная книга учителя"

О.С.Габриелян "Химия 8 класс"

 

Используемая методическая литература: 

 Научно - методический журнал "Химия в школе"

Интернет ресурсы

Используемое оборудование: 

 Оборудование и реактивы. Кристаллическая и питьевая сода — Na2CO3, NaHCO3; (CuOH)2CO3 — малахит; растворы солей — (NH4)2SO4, Fe2(SO4)3 (или другие аналогичные по катиону), ВаС12, Na2SO4, AgNO3, К2СО3; растворы кислот — HNO3, НС1, H2SO4; растворы щелочей— КОН, NaOH, Ba(OH)2
или Са(ОН)2.

Интерактивная доска, ЦОРы, презентация
 

Используемые ЦОР: 

 

Краткое описание: 
ЦОРы используются на урокак в разных этапах.Ребята любят выполнять задания для закрепления нового материала. Многие задания используются для проверки домашнего задания.С удовольствием демонстрирую химические опыты в ходе объяснения нового материала. В данном уроке, применяю задания для проверки знаний полученных в 8 классе и полученные на этом уроке.

 На экране мудрость урока: Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много знать.  
                                                                                                                   М. Горький.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
Выполнение задания на интерактивной доске:
а) Осуществить цепочку превращений:
 из калия получить оксид калия, гидроксид калия, сульфат калия, фосфат калия. Назовите имя последнего Смайлика.
б) Что такое соли?
В тетради записываем тему урока.
в) Что такое электролитическая диссоциация?
г) Какие вещества называются электролитами?
д) Почему не все вещества могут быть электролитами?
е) Соли с точки зрения электролитической диссоциации.
На экране презентации формулировка, ребята пишут её в тетрадь
ж) Используя интерактивную доску дать названия солям калия.
С каким классом соединений похож класс солей?
3. Объяснение нового материала.
История классифицирования солей Берцелиусом.
  Классификация солей
Существует несколько групп солей - средним или нор¬мальным солями —являются соли продуктам полного замещения водорода в молекуле кислоты на металл: (слайд интер акт доски, презентации)

Как известно, многоосновные кислоты диссоциируют сту¬пенчато. А если металла не хватило и лишь один из атомов во¬дорода заместился на металл, то образуется кислая соль (кис¬лая потому, что в состав этой соли, как в кислоте, входит водород):
Названия таких солей составляют так же, как и названия средних солей, но с добавлением слова «гидро», например NaHSO4 — гидросульфат натрия.
Эти соли не менее важны, чем средние соли. Вот всем из¬вестная питьевая, или пищевая, сода, которую используют при выпечке мучных изделий, не что иное, как кислая соль угольной кислоты — гидрокарбонат натрия NaHCO3. Ее следу¬ет отличать от соды технической, или стиральной, — средней соли Na2CO3, которую для хлебопечения использовать нельзя.
Диссоциируют кислые соли ступенчато в отличие от сред¬них:
NaHCO3 = Na+ + НСО3 = Na+ + Н+ + С03

Соли основные - продукт неполного замещения гидроксид-ионов в основа¬нии на ион кислотного остаткаслайд, кадр интерактивная доска)
Названия этих солей образуются от названий средних солей с добавлением слова «гидроксо-». Например, CaOHNO3 — гидроксонитрат кальция.
Эти соли также хорошо известны многим, например краси¬вейшая основная соль меди и угольной кислоты — знамени¬тый малахит (СиОН)2СО3 — гидроксокарбонат меди (II). (Сказка Бажова «Хозяйка медной горы»)
 
В заключение этой части урока учитель проводит «химиче¬ский диктант»: просит учащихся записать формулы различ¬ных солей по их названиям и наоборот.
( использование ЦОРа)

Давайте отдохнём: решим сканворд (на интерактивной доске)
II. Химические свойства солей
1-е свойство — взаимодействие солей с кислотами, если об¬разуется осадок или газ.

HCl + AgNO3 = Ag Cl +H NO3 Ag Cl- осадок

2-е свойство — взаимодействие солей со щелочами при вы¬полнении аналогичного условия.

ZnCl2 +2NaOH = Zn(OH)2+ 2NaCl Zn(OH)2 - осадок

3-е свойство — взаимодействие солей с другими солями — типичная иллюстрация особенного (качественные реакции на катионы и анионы) и единичного (конкретная соль) в общем.

Учитель предлогает ребятам лабораторную работу — проделать качественные реакции, подтверждающие ионный состав, например хлорида бария (1-й вариант) и сульфата аммония (2-й вариант).


Обобщением по этой части урока может быть вывод о том,
 что реакции между растворами солей протекают только в том случае, если образуется осадок. В случае с (NH4)2SO4 был по¬лучен также и газ, но это уже другая реакция — взаимодейст¬вие солей со щелочами.
4-е свойство солей — взаимодействие их с металлами про¬текает также при соблюдении ряда условий:
а) металл должен находиться в ряду напряжений до метал¬ла соли;
б) не рекомендуется использовать для таких реакций ще¬лочные металлы, так как они взаимодействуют с водой;
в) должна образоваться растворимая соль.
Все уравнения ребята записывают в тетради в ионном виде. На доске ученик также записывает уравнения в ионном виде, и доказывает, почему данная реакция идет до конца.

II. Применение солей

Опережающее задание. Ученик, используя презентацию, рассказывает, где в нашей жизни мы сталкиваемся с солями.


Применение солей 
Ряд солей являются соединениями, необходимыми в значительных количествах для обеспечения жизнедеятельности животных и растительных организмов (соли натрия, калия, кальция, а также соли, содержащие элементы азот и фосфор). 
Na2CO3 - карбонат натрия, сода. Входит в состав смесей для производства стекла, моющих средств. Реагент для увеличения щелочности среды, улучшения качества глин для глинистых буровых растворов. Используется для устранения жесткости воды при ее подготовке к использованию 
KCl - хлорид калия является распространенным калийным удобрением.. Входит в состав буровых растворов, способствующих сохранению устойчивости стенок скважин в глинистых породах, 
FeCl3 - хлорид железа (III). В сочетании со щелочью используется для очистки воды от сероводорода при бурении скважин водой, для закачки в сероводородсодержащие пласты с целью снижения их проницаемости, как добавка к цементам с целью повышения их сероводородостойкости, для очистки воды от взвешенных частиц. В фотографии.
CaCO3 - карбонат кальция в виде мела, известняка. Является сырьем для производства негашеной извести CaO, используется в металлургии. 
CaSO4 - сульфат кальция. В виде алебастра (2CaSO4* H2O) широко используется в строительстве, в искусстве, производство красок.
Техническая соль
С наступлением холодов и морозов вопрос заледенелых дорог становиться как всегда остро. Если антигололедное средство и противогололедный реагент выбирать, с точки зрения, относительной дешевизны, то техническая соль займет главенствующее место по таким параметрам. Но низкая цена еще не значит плохое качество, поскольку натрий хлористый является наиболее эффективным средством по борьбе с гололедом. Если правильно применять соль, то наносимый вред можно значительно минимизировать. Пока техническая соль есть главный борец с обледенением дорожных покрытий. 
Пескосоль
Песчано-солевая смесь применяется в качестве антигололедного реагента для посыпки дорог, тротуаров, пешеходные зон, площадей, территорий улиц, дворов, платформ, переходов через железнодорожные мосты в зимний период времени, когда наступает такая необходимость.
Основная цель использования пескосоли заключается в предотвращении появления ледового покрытия и для удаления льда и снега.
Соли гидросульфиты Применяются — в текстильной промышленности при крашении и печатании (KHSO3, NaHSO3), в бумажной промышленности при получении целлюлозы из древесины [Ca(HSO3)2], в фотографии, в органическом синтезе

NaCl - хлорид натрия. О широте использования этой соли говорит тот факт, что мировая добыча этого вещества составляет 200 млн. т. 
Эта соль находит широкое применение в пищевой промышленности, служит сырьем для получения хлора, соляной кислоты, гидроксида натрия, соды 
Помимо использования в приготовлении пищи, что известно сейчас всем и вся, соль достаточно широко применяется в медицине – как в народной, так и в традиционной. Хлористый натрий является основным компонентом в составе соли и именно он обуславливает многие из ее лечебных свойств. Основные показания к применению соли в лечении – это нарушение обмена веществ, обезвоживание организма, при которых натрий хлор восстанавливает кислотно-щелочной баланс в организме, нормальный уровень содержания влаги. Как известно, именно хлорид натрия применяется во многих медицинских растворах, которые используются для реабилитации больных после операций, тяжелый заболеваний.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЛИ ПРИ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Вспомните: ваши бабушки наверняка не раз исцеляли вас от простуд, ангин и насморков с помощью обычных домашних средств и своих добрых рук. Почему же сейчас вы думаете, что справиться с простудой могут только дорогие антибиотики? Совершенно точно известно, что это далеко не так. И в борьбе с простудой «простая» соль – ваша самая верная союзница.
Да, мудрость природы проявляется во всем, что окружает человека. Нужно только суметь этим правильно воспользоваться. Если вы не сохранили в своей памяти бабушкины секреты лечения простуды, то мы готовы вам помочь и поделиться способами излечения ангины, насморка и других простудных заболеваний с помощью соли.
При насморке используйте специально приготовленный лечебный раствор соли с добавлением лекарственных трав. Применение соли для ингаляции и промывания носовой полости объясняется очищающей и дезинфицирующей способностью соли. Пораженные инфекцией носовые пазухи – отекшие; слизистая жидкость выделяется в большом количестве – и это мешает воздуху свободно проходить через носовую полость. Дыхание больного затруднено. При очищении солью отек носовых пазух уменьшается, слизистая жидкость смешивается с используемым раствором и легко удаляется из носа при резком выдохе. 
Соли железа - антианемические и гемопоэтические средства, восполняющие дефицит железа в организме. Применяются при железодефицитной анемии, латентном дефиците железа в организме, в период беременности и лактации, при неполноценном питании.


Домашнее задание: параграф 41, упражнение 1,2 письменно.

 

 

Прикрепленный файл Size
соли.pptx 3.88 MB
задания Соли.notebook 132.6 KB
информ.pptx 1.46 MB

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн