Цель создания моего блога - методическое сопровождение процесса инновационного развития учителя посредством вовлечения его в систему практикосозидательного распространения эффективных образовательных практик.
Ждем Вас с представлением, презентацией системы сбора, анализа, систематизации и распространения как собственного передового (инновационного) опыта, так и опыта своих коллег как руководители РМО, ШМО, члены предметных МО, кафедр и других творческих групп.
Глоссарий.
Педагогический опыт – результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач.
Передовой педагогический опыт – возникает из массового опыта, превосходит его по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильность результатов.
Инновационный (творческий) педагогический опыт – высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.
Новаторский педагогический опыт – создание принципиально новой идеи, практики или технологии, не имеющей аналогов в педагогической практике.
Подтипы инновационного и передового педагогического опыта:
по отношению к структурным элементам образовательных систем (нововведения в целеполагании, содержании образования и воспитания, формах, методах, приемах, технологиях обучения, средствах обучения, системе диагностики и др.);
по отношению к личностному становлению субъектов образования (развитие определенных способностей учеников, сфера развития их знаний, умений и навыков, способов деятельности, компетентностей и др.);
по области педагогического применения (в учебно-воспитательном процессе, в системе дополнительного образования, в системе управления и др.);
по формам организации учебной деятельности учащихся (фронтальная, дифференцированная, парная, индивидуальная, групповая, дистанционная и др.);
по функциональным возможностям (обновление образовательной среды и социокультурных условий, нововведения педагогических технологий и др.);
по способам осуществления (плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные);
по степени предполагаемых преобразований (корректирующие, модернизирующие, прорывные и др.).
Уровень практической значимости опыта определяет масштаб и формы распространения изменений:
Отраслевой (общепедагогический) уровень означает, что влияние данного опыта распространяется на многие предметы, на образовательный процесс в целом.
Общеметодический уровень предполагает, что результаты опыта важны для решения общих вопросов методики и технологии преподавания, обучения и воспитания.
Частнометодический уровень характеризует опыт, который важен для решения частных вопросов практики обучения, воспитания, управления.
Уровни педагогической идеи:
Глобальный уровень новизны - внесение новых положений в науку, кардинальное преобразование образовательного процесса от постановки новых целей до новых подходов к образовательной диагностике.
Локальный уровень новизны - обновление одного из элементов педагогической системы в порядке текущей модернизации.
Условный уровень новизны - необычное сочетание ранее известных элементов.
Частный уровень новизны - использование в конкретных условиях новшества, уже применявшегося на других объектах.
Уровни новизны инновационного и передового педагогического опыта:
Уровень преобразования, характеризуемый принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, коренным образом отличающимися от известных представлений в данной области.
Уровень дополнения – открытие новых граней уже известных теоретических и практических положений в области обучения и воспитания.
Уровень конкретизации – уточнение, конкретизация отдельных теоретических и практических положений, касающихся обучения, воспитания, методики преподавания и т.д.
Обобщить – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых построен конкретный опыт; обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей; раскрыть условия, при которых возможна их реализация; выявить объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта. Обобщить живой педагогический опыт – значит вписать его конкретное познавательное содержание в знание более общее, теоретическое. Это не прямолинейный механический акт. Процесс «опытообразования» идет одновременно в двух направлениях: от общей педагогической идеи к пробам опытного поиска, от них – к усовершенствованию практики; и одновременно – от усовершенствованной практики к углублению опыта и более полному раскрытию самой педагогической идеи.
Продвижение опыта работы – комплекс мероприятий направленных на ознакомление педагогического сообщества с результатами инновационного и передового педагогического опыта.
Распространение опыта работы - комплекс мероприятий достаточных по объему и содержанию, обеспечивающих преемственность инновационного и передового педагогического опыта, его внедрение в массовую практику.
...необходимо предоставить лучшим учителям возможность в полной мере стать для своих коллег неформальными, «не конторскими», а настоящими методистами в истинном смысле этого слова…"
И.Калина
Структура представления эффективного (инновационного) педагогического опыта
Параметры:
1.Формальные, отражающие формальные характеристики автора (авторского коллектива), чей инновационный опыт описывается;
2.Содержательные, характеризующие сущностную (смысловую) сторону инновационного опыта;
3.Результативные, указывающие на эффективность инновационного опыта с точки зрения его апробации в реальной педагогической практике.
1 Формальные параметры
1.1 Наименование педагогического опыта
1.2 Авторский коллектив – разработчик педагогического опыта
1.3 Тип и вид представляемого учреждения
1.4 Период формирования и функционирования педагогического опыта
1.5 Адрес педагогического опыта
1.6 Специалист, представляющий педагогический опыт
2.Содержательные параматры
2.2 Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технология, методика и т.д.).
Доказательная характеристика соответствия представленного опыта той или иной форме.
2.3 Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта).
Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.
2.4 Методологическая база педагогического опыта.
Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.
2.5 Педагогическая целесообразность эффективного опыта.
Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность педагогического опыта. Цели, задачи, содержание и его представление, формы, методы и средства педагогической работы. Соответствие содержательных элементов заявленного опыта требованиям педагогической науки.
2.6 Психологическая целесообразность эффективного опыта. Основные субъекты, включенные в осуществление педагогического опыта и для которых данный опыт предназначен. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников).
2.7 Социальная направленность эффективного опыта.
Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся (воспитанников). Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.
2.8 Воспроизводимость педагогического опыта.
Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта. Экономическая эффективность педагогического опыта (соотнесение затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей). Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы).
2.9 Ресурсное обеспечение педагогического опыта.
Характеристика минимальных требований к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому и т.д. обеспечению.
3. Результативные параметры
3.1 Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.
Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации.
3.2 Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта.
Обоснование стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта на протяжении определенного количества лет. Доказательство неслучайности влияния педагогического опыта на качество образования в образовательном учреждении.
3.3 Репрезентативность внедрения педагогического опыта. Количественные показатели участия педагогов и учащихся в осуществлении педагогического опыта.
3.4 Публикация педагогического опыта в печати.
Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференций, сборниках и монографиях.
|
На: Инновационный педагогический опыт и особенности его предста
Методическая служба начальной общеобразовательной школы х. Николаевский – филиал МБОУ Кировской СОШ № 5 самостоятельно работает наддиссеминацией передового опыта работы педагогов школы. В нашей школе работают учителя первой квалификационной категории, принявшие участие в конкурсе Учитель года на уровне района - 3 человека, учитель английского языка участвовал в конкурсе в номинации «Дебют года», заместитель директора по УВР принимал участие в номинации «Лидер в образовании» (презентация прилагается). В современных условиях в работе школьной методической службы одно из ведущих мест занимает диссеминация актуального педагогического опыта.
В школе используются различные формы распространения педагогического опыта учителей: мастер-классы, презентации педагогического опыта, открытые уроки, «круглые столы», выступления на заседаниях ШМО и РМО, педсоветах, научно-практических конференциях.
На: Инновационный педагогический опыт и особенности его предста
Добрый вечер, Николай Иванович! Содержание представленной презентации о педсовете очень содержательное. Но если Вы планируете представить ее коллективу, я советую Вам ее доработать:
1.Вчасти целеполагания -
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
На: Инновационный педагогический опыт и особенности его предста
Уважаемые коллеги! представленный проект - классика жанра! Если он вам подходит по целям и способам реализации, если он основан на учете ваших внутренних особенностей, то смело в путь! Однако, я вам советую отнестись к нему более внимательно, он достаточно обобщенный и обезличенный, в нем нет нюансов и привлекательной конкретики отдельно взятой школы с конкретными личностями, присущими одной школе проблемами и обоснованием. Но проект заиграет и заработает на конкретном вашем примере!
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
На: Инновационный педагогический опыт и особенности его предста
Ольга Петровна! Об опыте Вашей школы давно знаю. Но считаю, что Вы остановились на достигнутом, пора выходитть на региональный и федеральный уровни представления оыта Ваших коллег, и методическая служба должна для этого создать условия. Тем более для учителя сегодня это очень важно! Это есть в федеральных требованиях при аттестации.
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
На: Инновационный педагогический опыт и особенности его предста
Наталья Владимировна! Здравствуйте.
Спасибо за представленную карту, я знаю, что такие карты заполнялись на каждого победителя ПНПО. Хотелось бы знать, наверняка, в Веселовском районе создан банк данных по схеме этой краты о всех победителях конкурсов, в том числе и "Учитель года", а также обощен опыт и других учителей, работающих в инновационном статусе?
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
На: Инновационный педагогический опыт и особенности его предста
Да, Елена Викторовна, это правда, что модульное обучение является для малокомплектной школы превосходным средством индивидуализации и диференциации обучения.
Грамотно построенный модуль есть прежде всего система логически подобранных заданий, создающих самые благоприятные условия для самоактуализации и саморазвития обучающихся благодаря тому, что при поиске ответов на обозначенные проблемы обучающийся включается в активную деятельность, расширяя поле своих предметных и личностных компетенций.
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
На: Инновационный педагогический опыт и особенности его предста
Добрый вечер, Лорина Мовсесовна! Скажите,а правомочно ли употребление заимствованных слов в русском языке ? Ведь есть закон о русском языке,где не рекомендуется не употреблять их.А мы с Вами учителя-словесники.Я в данном случае имею ввиду слово-глоссарий.
Хашиев Муса
На: Инновационный педагогический опыт и особенности его предста
Добрый вечер, Муса!
Безусловно, согласна... Но что поделать..? Русская речь в последнее время пополнилась и продолжает пополняться многими иностранными словами. Например, недавние, но уже ставшие не самыми свежими и актуальными консенсус, стагнация, деструктивный, бартер, имидж. Или более свежие экономические заимствования: тендер (официальное предложение выполнить обязательство), транш (финансовая часть, серия), трансферт (финансовый перевод), оферта (официальное предложение заключить сделку). Из других предметных областей: гендер; увы, киднепинг, киллер. И многие другие.
Иностранные слова и профессиональный жаргон все шире входят в обиход. В целом это можно рассматривать как нормальный процесс развития языка. В то же время важно следить за тем, чтобы использование таких слов и выражений не осложнило ваших отношений с окружающими, и, конечно, не обидело их. Чрезмерное использование профессионального жаргона или иноязычных выражений может создать неверное впечатление, будто вы стремитесь унизить собеседника, показать ему его некомпетентность, свое превосходство. Я не преследовала таких целей
Стараюсь использовать литературный язык. Иностранные слова или профессиональный жаргон употребляю в меру только в тех случаях, когда уверена в том, что собеседник полностью понимает. Если такой уверенности нет, но употребление иностранных слов или жаргона все-таки необходимо (например, при дословном цитировании), то следует сопроводить свои слова переводом или разъяснением смысла сказанного.
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
На: Инновационный педагогический опыт и особенности его предста
ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ХОТОЛОСЬ БЫ ПОДЕЛИТЬСЯ С КОЛЛЕГАМИ, В НАШЕЙ ШКОЛЕ ПРОШЕЛ ПЕДСОВЕТ ПО ТЕМЕ "ЗДОРОВЬЕБЕРЕЖЕНИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ".
На: Инновационный педагогический опыт и особенности его предста
ДОПОЛНЕНИЕ К ПЕДСОВЕТУ
На: Инновационный педагогический опыт и особенности его предста
На: Инновационный педагогический опыт и особенности его предста
Уважаемая Татьяна Владимировна!
Я прекрасно помню этот проект, ведь он был представлен в рамках регионального этапа конкурса инновационных моделей ММС. Вне сомнения тот факт, что за год в рамках проекта вам в районе удалось по предложенной вами карте ИПО создать банк данных опыта лучших учителй района. Представьте эту карту , пожалуйста, тем более, что она будет содержать и темы опыта. Мы поместим материал в готовящуюся к выпуску статью.
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
На: Инновационный педагогический опыт и особенности его предста
Уважаемая Лорине Мовсесовна!
Формой диссеминации опыта учителей-победителей профессиональных конкурсов (лауреатов конкурса "Учитель года", победителей ПНПО) в Цимлянском районе является клуб "Учитель года" по руководством Нечитайловой Е.В. с выездом в образовательные учреждения района и оказание методической помощи на местах. А также в районе существует постоянно действующая форма диссеминации "Мастер-класс" под руководством Растрепиной Н.М. А также используются и другие виды диссеминации: открытые уроки в незнакомом классе, творческие мастерские, представление опыта в эллектронном вде.
На: Инновационный педагогический опыт и особенности его предста
Здравствуйте, Вера Георгиевна!
Система работы ММС Цимлянского района по диссеминации опыта учителей-победителей профессиональных конкурсов в рамках педагогического поезда (2010 г.) и десанта (2009г.) широко известна профессиональному сообществу области.
Происм Вас подробнее рассказать о системе (если такая уже создана) или формах представления опыта в электронном виде - это новое! а также прикрепить файл с материалом одного из таких представлений.
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
На: Инновационный педагогический опыт и особенности его предста
В Тацинском районе 33 победителя ПНПО. Их опыт подвергается диссеминации через проведение
На: Инновационный педагогический опыт и особенности его предста
Добрый день, Оксана Владимировна!
Прошу Вас к началу завершающей сессии наших курсов подготовить таблицу - информационная карта инновационного опыта учителей-победителей профессиональных конкурсов Тацинского района по образцу:
педагогического опыта
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
На: Инновационный педагогический опыт и особенности его предста
Уважаемая Наталья Александровна! Ваш опыт по проведению педагогического поезда с участием учителей - победителей профессинальных конкурсов весьма интересен нашему сообществу. Предлагаю вам обощить его, как одну из форм методической работы и представить его на следующей сессии в качестве первой части выпускной работы, а также выложить ее целиком на сайте ММС и передать на печать в журнал "Практические советы учителю".
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
(No subject)
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
(No subject)
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan