Экспертиза портфолио второй номинации
(результаты "мастер-класса" для экспертов сетевого конкурса "Портфолио"
автор - к.п.н. И.С.Фишман, эксперт-консультант
- Совокупность представленных материалов позволяет реализовать цель создания портфолио.
При анализе по данному критерию следует отвечать на вопрос о том, можно ли реализовать обозначенную автором цель, используя представленные материалы. Не следует оценивать формулировку цели и качество материалов.
- Структура представленных в портфолио материалов позволяет решить поставленные задачи, принципы отбора материалов понятны, аргументированы.
При анализе данного критерия следует отвечать на вопрос о том, 1) позволяет ли избранная структура решить поставленные автором портфолио задачи; 2) понятны ли/ логичны принципы, используемые автором для отбора материала. Не следует ставить 0 баллов за критерий при отсутствии задач. Необходимо соотнести структуру и принципы со сформулированной автором целью создания портфолио, так как задачи – это шаги по реализации цели.
- Планируемые результаты в портфолио сформулированы конкретно и измеримы.
При анализе по данному критерию следует отвечать на вопрос о том, конкретен ли этот результат и можно ли определить, достигнут ли он, может ли он в принципе быть достигнут.
4. Критерии оценки предполагаемых для включения или представленных в портфолио работ позволяют оценить степень достижения планируемых образовательных результатов или результатов профессионального развития.
При анализе по данному критерию следует отвечать на вопрос о том, приведены ли в портфолио критерии для проверки представленных или предполагаемых для включения в портфолио работ, по которым видно, сформированы ли планируемые результаты у обучаемых и (или) произошел ли планируемый профессиональный рост педагога. Здесь нам важно увидеть, понимает ли педагог, зачем он дает ту или иную работу обучаемому, зачем применяет ту или иную технологию. Иными словами, он должен оценивать (или предполагает оценивать) не что-то вообще, а степень достижения поставленных целей. Не следует оценивать даже минимальным (1) баллом факт наличия работ в портфолио (в отличие от оценки методических разработок, о чем мы договорились).
- Структура портфолио адекватна заявленной сфере применения и целям создания портфолио.
При анализе по данному критерию следует отвечать на вопрос о том, 1) работает ли портфолио на заявленную автором целевую группу; 2) соответствует ли структура портфолио целям его создания. Балл может ставиться за каждый из подпунктов (адекватность сфере применения и соответствие целям)
- В портфолио сформулированы достигнутые и желаемые (планируемые) результаты профессиональной деятельности
При анализе по данному критерию следует отвечать на вопрос о том, является ли результатом то, что автор таковым считает. Нельзя считать результатом перечень достижений автора или его учеников, перечень конкурсов, в которых автор принимал участие.
- Материалы, иллюстрирующие профессиональные достижения, адекватны заявленным профессиональным результатам (рефлексивные листы и подбор материалов отражают понимание, что в деятельности учителя привело к достижению этих результатов).
При анализе по данному критерию следует отвечать на вопрос о том, позволяют липредставленные материалы увидеть, что учитель понимает причинно-следственные связи между его деятельностью и ее результатами. Нельзя давать балл лишь за наличие рефлексивных листов или каких-то материалов, если они не демонстрируют понимание учителем того, чего и как следует добиваться при помощи этих материалов.
- В портфолио предложены (спланированы) пути достижения профессиональных результатов, заявленных как желаемые.
- Наличие собственных методических разработок, используемых и освоенных методов обучения и педагогических технологий, сопровождается анализом практики их применения
При анализе по данному критерию следует отвечать на вопрос о том, представлен ли в портфолио анализ практики применения методических разработок, техник, методов, педагогических технологий. Нельзя принимать за анализ перечисление неких приемов, техник и операций. Однако, по нашей договоренности, следует давать один балл за наличие качественных методических разработок без анализа.
- Представленные в портфолио заключения о целесообразности и эффективности примененных методов, технологий, методических разработок аргументированы.
При анализе по данному критерию следует отвечать на вопрос о том, обосновано ли собственное заключение автора о том, что следует применять именно эти методы (техники, технологии и пр.) Нельзя принимать внешние заключения (рецензии, грамоты, дипломы и др.)
- В портфолио представлены периодические результаты самоанализа и мониторинга профессиональной деятельности
- Самооценка промежуточных, поэтапных, итоговых результатов, выводы и рекомендации, представленные в рефлексивных листах, четко аргументированы.
|