Официальный сайт 70rus 24/7/365

Хаматова К.М. Символы христианской веры в русской иконописи (10 класс, МХК)

Автор: 
Хаматова Клара Маликовна
Место работы: 
гимназия №5, учитель МХК, ЗДВР Республика Башкортостан Давлеканово
Контакты: 

Символы христианской веры в русской иконописи (10 класс, МХК)

 

 

Цель урока : Дать учащимся осознанные знания о взаимосвязи духовного и прекрасного в русской иконографии.

 

Задачи:

  1. Знакомство с иконами новгородской и московской школы живописи. Творчество Ф.Грека, А.Рублева, Дионисия, С.Ушакова.
  2. Развивать способность воспринимать и сравнивать средства выразительности представителей различных школ русской иконописи.
  3. Воспитывать чувство сопереживания гуманистическим образам христианской веры.

 

Тип урока: Урок – лекция. Изучение новой темы.

 

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Мультимедиа проектор
  3. Презентация

 

Структура

I. Организационная частьурока

II. Основная часть урока:

  1. Сообщение темы урока
  2. Постановка целей и задач
  3. Повторение пройденного материала
  4. Лекция, объяснение нового материала

III. Итог урока 

 

 

«… увидеть во всем «временном» и «тленном», в явлениях природы, человеческой жизни, в исторических событиях символы и знаки вечного, вневременного, «духовного», божественного»

Д.С. Лихачев

 

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова академика Д.С. Лихачева, в которых он выразил главные принципы средневекового искусства. Сегодня на уроке мы рассмотрим, какие христианские символы отразились в русской иконографии.

 

Вопросы учителя: Откуда приняла Русь традиции в иконографии? Что такое икона? Что такое темпера? Какие школы иконографии существовали в Древней Руси?

 

Ответы учеников: Иконографический канон Русь переняла от Византии. Слово «икона» в переводе с греческого означает «изображение», на Руси иконы изображали на липовых и сосновых досках, темперой.

 

В Древней Руси существовали две школы иконографии: новгородская (яркие краски) и московская (более мягкие краски, стремление передать световоздушное пространство).

 

Учитель: Одним из самых почитаемых образов на Руси был образ «Владимирской Богоматери». По легенде богоматерь была написана евангелистом Лукой. Икона была написана византийским мастером в начале XII века. Самая знаменитая русская национальная святыня, палладиум нашего Отечества. Согласно летописным источникам, принесена на Русь в Киев из Константинополя около 1130 года. Особое ее почитание началось не в Киеве, а во Владимире, куда икона была перенесена в 1155 году князем Андреем Боголюбским.

 

Сообщение ученика: Князь Андрей Боголюбский тайно вывез икону из Вышгорода (близ Киева) во Владимир, в свою родовую Суздальскую землю. По легенде, кони, которые везли повозку с иконой остановились за 10 км . от Владимира. На этом месте князь Андрей велел возвести храм, само это место получило название Боголюбово, а князя прозвали Андреем Боголюбским. Прекрасный образ стал не только символом княжеского единовластия, но и знаменем, объединяющим Русь. В 1395 г . икона была торжественно перевезена в Москву, случилось это в тот день, когда войска Тамерлана повернуло обратно, отказавшись от дальнейшего похода на Русь. На иконе , «древнейшей песне материнства» (по определению И.Грабаря), богоматерь прижимается щекой к щеке ласкающего ее младенца – это иконографический тип, родившийся в Византии, получил в русской иконографии особое распространение под названием «Умиление». Нигде в живописи так не выражена мировая скорбь, ведь богоматерь знает судьбу своего младенца. Радость бытия здесь соседствует со скорбью, умиротворяющей красоте живописи.

 

Учитель : Не случайно именно образы красоты, а не просто икона, почитаемая как святыня, служили русским людям в минуты испытаний.

 

Таким примером является икона «Донской божьей матери». Считается, что она принадлежит перу новгородского иконописца византийского происхождения Феофана Грека. Этой иконой Сергей Радонежский благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битвой в 1380 году. В летописных источниках икона "Богоматерь Донская" впервые упоминается под 1552 годом, когда перед нею в Успенском соборе города Коломны молился царь Иван Грозный, отправляясь в поход на Казань.

 

В 1591 году в честь иконы по случаю избавления Москвы от набега крымских татар войсками царя Федора Ивановича был основан Донской монастырь в Москве, где главной святыней стала копия (список) с этой иконы.

 

Вопрос учителя: К какому иконографическому типу относится икона «Донской божьей матери»? (Умиление).

 

Учитель: Новгородская школа живописи отличалась не только яркостью красок, но и фольклорностью образов. Рассмотрим икону «Святой Георгий»

 

Святой Георгий на Руси был покровителем русского воинства, по преданию это юноша, спасший свой народ, одолев дракона. На иконе он изображен как русский богатырь, защитник отечества – в его руках копье и меч, за спиной щит.

 

Рассмотрим еще несколько икон новгородской школя иконописи.

 

«Святой Николай» - одна из самых почитаемых на Руси икон. Святого Николая называют еще Николаем Угодником. Простые русские люди обращались с нему с просьбой о помощи. Перед вами две иконы с изображением Святого Николая: одна – более ранняя византийская, другая – более позднего периода, более «русская», на ней святой изображен не таким строгим, черты лица более мягкие. Скажите, которая икона более раннего периода, а которая более поздняя (Ученики определяют).

 

«Успение богоматери» - икона изображает упокоение богоматери. Это тема грусти и радости. Грустно от того, что богоматерь умерла. Радостно, что не осталась во гробу, а вознеслась на небо, душу ее принял Христос, она стала царицей небесною и будет защищать почитающих ее.

 

Задание ученикам: Какие принципы иконографического канона нашли отражение в этой иконе? (Фигура Христа больше остальных)

Учитель: Обратимся к творчеству живописцев московской школы живописи, гениальным представителем которой был Андрей Рублев. Послушаем рассказ о создании самой известной иконы Рублева «Троица».

Ученик: Более 500 лет прошло с тех пор, когда в городах и монастырях тогдашней Северо- Восточной Руси жил и работал монах-иконописец Андрей Рублев, прославленный по всему миру теперь как один из величайших художников России. В 1904 году в Троице-Сергиевой лавре произошло событие, бывшее первым шагом к открытию подлинного Рублева,- началась реставрация находившейся в Троицком соборе рублевской иконы «Троица».

История создания иконы: Обитель Сергия Радонежского была сожжена татарами. Приемник Сергия Никон принимается за восстановление монастыря, призывает в монастырь А.Рублева вместе с его другом Даниилом Черным для росписи собора и иконостаса. Для иконостаса Троицкого собора Рублев пишет икону «Троица».

Учитель: «Троица» написана на ветхозаветный сюжет о том, как старцу Аврааму явились трое прекрасных юношей. Старец понял, что эти юноши- прекрасные ангелы , которые воплощают единого бога: Бог-отец, Бог- сын, Бог-святой дух. В чаше, вокруг которой восседают три ангела, – голова жертвенного тельца, прообраза евангельского агнца, символа жертвенности Христа во имя любви и спасения человеческого рода.

Художник использует круговую композицию, которая отражает идею объединения. Куда бы мы не обращали взор, всюду мы находим отголоски основной круговой мелодии. Это мир согласия и взаимной любви.

Краски составляют одно из главных очарований «Троицы». Рублев добыл ляпис-лазури, драгоценнейшую и высокочтимую среди мастеров краску, и собрав всю ее световую силу бросил на плащ среднего ангела Бога- сына. Такой цвет мог использовать только человек, унявший в душе все сомнения.

Учитель: Обратимся к творчеству иконописца Симона (Пимен) Федоровича Ушакова (1626–1686). Он ­- центральная фигура в русском искусстве XVII века. Он был ведущим художником школы Оружейной палаты в Москве.

Тип ликов на ушаковских иконах соответствует канону: классически правильные черты, прямой тонкий нос, четко прорисованные брови; слегка вьющиеся волосы распадаются прядями. Но интерпретация образа непривычна. Выражение лица по-человечески спокойное, чуть печальное, взгляд внимательный. Применяя светлый, телесный цвет и светотень в личном письме, Симон Ушаков, может быть, невольно очеловечивает традиционный образ Бога.

Изображения «Спаса Нерукотворного» были очень распространены и почитаемы на Руси еще в древние времена. Вероятно, именно поэтому Симон Ушаков часто обращался к этой теме. Иконы его письма отличаются новой, нетрадиционной интерпретацией лика Спасителя, «учиненного по плотскому умыслу», выражаясь языком современника Ушакова – протопопа Аввакума, одного из самых страстных ревнителей старины. Однако новая манера иконописания имела не только противников, но и большое число почитателей. Заказчики Ушакова отдавали предпочтение именно его манере исполнения со светотеневой «лепкой», что было новым в искусстве XVII века.

Сравнить икону Рублева с иконой Симона Ушакова. На иконе А.Рублева более отражено духовное начало: бесплотные тела ангелов, их многозначительное молчание, нет излишней детализации предметов. На иконе С.Ушакова внимание зрителей отвлекает изобилие яств на столе, художник создает объемную моделировку фигур, от этого они кажутся тяжелыми, исчезает высокая одухотворенность, присущая А.Рублеву. Ни что не отягощает рублевских ангелов, ни крылья, ни облачения: они предельно легки, как и вся композиция, почти лишенная глубины в своем чисто плоскостном ритме.

Учитель: Обратимся к творчеству еще одного представителя московской школы иконографии Дионисия. Рассмотрим, как в его творчестве отразилась тема распятия Христа.

Сообщение ученика: Древнерусское искусство в изображении Распятия Христа деликатно и сдержано. Иконописцы никогда не стремились показать его мученические страдания. Чем их измерить, как отобразить? Ведь икона лишь символический образ божественной жертвы, вселенская сущность которой непостижима и непередаваема. На золотом фоне Вечности мы видим легкую, плавную фигуру Христа, которая не вызывает ощущение страдания. Несомненно, что вопреки всему человек сумел подняться над нестерпимой болью и мукой. Художник запечатлел тот момент, когда душа человека принимает форму тела. Такого восприятия автор добивается благодаря использованию ярких, солнечных красок, создающих эффект вибрации света. Обращает на себя внимание и некоторая удлиненность изображенных фигур – излюбленный прием Дионисия, позволяющий передать совершенство, изящество и благородство формы.

Учитель: Ребята, а сейчас мы попытаемся сравнить две иконы, которые написаны на один библейский сюжет, но написанные разными авторами. Это иконы «Преображение». Одну из них написал новгородский иконописец Феофан Грек, а вторая принадлежит кисти Андрея Рублева.

«Преображение» - сюжет из Нового Завета, в котором говорится о том, как Христос поднялся на гору для молитвы, а ученики, сморенные зноем, прилегли в сторонке. Им привиделось, что Христос преобразился, лицо его засияли, они услышали голос: «Это сын мой, слушайте его». На иконе изображено чудесное преображение Христа на горе Фавор перед Его учениками – апостолами Петром, Иаковом, Иоанном, явление пророков Ильи и Моисея, и их беседа с Христом. Композиция усложняется сценами восхождения Христа с апостолами на гору Фавор и схождения их с горы, а также изображениями пророков, приносимых ангелами . Смысл сюжета в том, что Христос стал не только пророком, но и господом пророков.

Сравнить иконы мастерской Ф.Грека и А.Рублева. Икона «Преображение» Феофана Грека драматична, апостолы охвачены ужасом, передается несоизмеримость «между порывом человеческой души и немощью человеческой плоти».

В иконе Андрея Рублева это событие впервые трактуется не как драматическое событие, а как радостное. Вся икона освещена радостным светом, в ней отсутствуют резкие светотеневые контрасты.

Учитель: Итак, мы видим, что христианские образы в искусстве как бы служили символами высокой одухотворенности. Принцип символа-образа был воспринят русскими живописцами от византийского искусства. Такой образ, сам по себе или в сочетании с другими образами мог выражать наглядно горе или радость, страдание или ликование, умиление или светлую надежду – словом очень реальные, очень сильные и глубокие человеческие чувства и переживания. Такие символы веры, выраженные в прекрасных образах, поддерживали русский народ в дни испытаний.


»  Тэги к этому документу:

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн