Автор:
Киндеева Татьяна Александровна
Место работы:
МОУ СОШ № 3, учитель русского языка и литературы, Красноярский край Шарыпово
Проект урока по литературе с использованием цифровых образовательных ресурсов (9 класс)
А.Н. Радищев. По страницам биографии. Жанр путешествия в сентиментализме.
ГОРОД: Шарыпово Красноярского края МОУ СОШ № 3
УЧИТЕЛЬ: Киндеева Татьяна Александровна
КЛАСС: 9
ПРЕДМЕТ: литература
ТЕМА УРОКА: А. Н. Радищев.: по страницам биографии. Жанр путешествия в сентиментализме.
МЕСТО УРОКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: урок по учебному плану.
ЦЕЛЬ:
- Знакомство с биографией А. Н. Радищева.
- Обсуждение жанра путешествия в сентиментализме.
- Краткий обзор содержания романа «Путешествие из Петербурга в Москву».
ЗАДАЧИ:
- Дать представление о жизни А. Н. Радищева, о ярких фактах его биографии.
- Формирование умения работать с информацией, представленной в электронном варианте.
- За счет использования в процессе обучения средств наглядного представления учебной информации в сочетании со словом учителя добиться активного восприятия и анализа полученной информации.
- За счет использования видеоматериалов повысить осмысление и лучшую запоминаемость изучаемого материала.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Учебный класс, оснащенный компьютером и мультимедийным проектором.
- Презентация в формате Microsoft Office PowerPoint.
- Текст произведения А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
ЭПИГРАФ К УРОКУ: "Путешествие в Москву" - причина его (Радищева) несчастья и славы, есть очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге" (А. С. Пушкин)
Ход учебного занятия:
I ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Время: 2 минуты.
Цель: создание рабочей атмосферы на уроке, проверка готовности к нему.
Методы: словесный.
Форма: фронтальная.
Используемые цифровые ресурсы: нет.
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.
|
Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.
|
II ЭТАП. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.
Время: 5 минут.
Цель: обозначить развивающие и образовательные приоритеты урока.
Методы: словесный.
Использование ЦОР: объект № 1 – Портрет А. Н. Радищева . Неизвестный художник. Конец XVIII века (Вид ЦОР – иллюстрация, ИОЦ «Мнемозина»), объект № 2 – Радищев за корректурой. А. Руднев. 1949 г . (N 204506) (вид ЦОР – иллюстрация, ИОЦ «Мнемозина»)
- Тема урока.
- Портрет писателя и эпиграф к уроку.
- Цели урока.
III ЭТАП. ОПРОС УЧАЩИХСЯ.
Время: 3 минуты.
Цель: проверка выполнения домашнего задания, подготовка к уроку.
Методы: словесный.
Форма: индивидуальная.
IV ЭТАП. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Время: 25 минут.
Цель: познакомиться с этапами жизни и творчества А. Н. Радищева
Методы: частично-поисковый, исследовательский, анализ текста.
Форма: фронтальная.
Используемые цифровые ресурсы: I . Объект № 2 «К биографии Радищева (N 205192)» (Вид ЦОР – текст/текст с иллюстрациями, ИОЦ «Мнемозина») II . Презентация в формате Microsoft Office PowerPoint «Александр Николаевич Радищев. Очерк жизни и творчества».
I . Объект № 3. К биографии А. И. Радищева
ПРОЧИТАЙТЕ ФРАГМЕНТЫ КНИГ О РАДИЩЕВЕ, ОТРЫВКИ ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЕГО ДРУЗЕЙ И СЫНОВЕЙ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ.
"Сын богатейшего помещика, владельца десятков имений с тысячами крепостных душ, находящихся во многих губерниях центральной России, потомок древнего дворянского рода, Александр Радищев в юности, в 1762–1766 годах, паж Екатерины II. Как один из лучших учащихся Пажеского корпуса, лично известный русской государыне блестящими способностями <...>, Радищев был направлен для получения юридического образования в Лейпцигский университет (1767–1771). По возвращении он получил должность протоколиста в Сенате, затем стал обер-аудитором (юридическим советником) в Финляндской дивизии (1773–1775). После подавления восстания Пугачева он вышел в отставку, а с 1777 по 1790 год служит в Коммерц-коллегии, занимается вопросами торговли, руководит крупнейшей в России Петербургской таможней <...>. А по интересам и склонностям этот видный чиновник – политический мыслитель, писатель, поэт, теоретик литературы и стихосложения, экономист, историк, философ.
Радищев увидел коренные противоречия екатерининской России и стал на сторону угнетенного народа <...>. С наибольшей силой ненависть писателя к самодержавию и крепостничеству выразилась в «Путешествии из Петербурга в Москву» – произведении, которое раз и навсегда определило место Радищева в истории русского революционного движения и в истории русской литературы. «Путешествие» вобрало в себя весь разнообразный тяжкий опыт писателя, отразило энциклопедический характер знаний и интересов, подытожило тридцатилетние наблюдения и размышления над самыми разнообразными сторонами российской действительности, событиями мировой и русской истории <...>.Едва анонимно изданное «Путешествие из Петербурга в Москву» поступило в продажу, начались поиски автора крамольной книги».
Л. И. Кулакова, В. А. Западов. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. 1974.
«Намерение сей книги на каждом листе видно; сочинитель оной наполнен и заражен французским заблуждением, ищет всячески и выищивает все возможное к умалению почтения к власти и властям, к приведению народа в негодование противу начальников и начальства. <...>
Стр. 236, 237, 238 <...> клонится к возмущению крестьян противу помещиков, войск противу начальства: сочинитель не любит слов тишина и покой. <...>
278...288 <...> тут царем достается крупно и кончится сими словами: како власть со свободою сочетать должно на взаимную пользу. Сие думать можно, что целит на французской развратной нынешней пример. <...>
На 349, кончится сими словами, свободы не от советов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения, то есть надежду полагает на бунт от мужиков».
Из замечаний Екатерины II на книгу А. Н. Радищева
«Радищев предпочел сжечь книгу сам, прежде чем это сделают полицейские власти. И те же преданные слуги, которые помогали печатать книгу, затопили печи и сожгли издание. Из шестисот пятидесяти отпечатанных экземпляров получили распространение лишь несколько десятков. <...> Радищев не мог не ощущать чувства глубокой боли, видя, чем закончилось важнейшее дело его жизни. Ему трудно было тогда предвидеть, что немногие уцелевшие экземпляры будут бережно храниться их владельцами, переписываться и передаваться из поколения в поколение. <...>
Екатерина не ограничилась приказанием начать следствие о «Путешествии из Петербурга в Москву». Она внимательно прочла книгу, отмечая все те мысли, которые можно было поставить в вину автору. <...> (см. выше ее замечания - сост.).
24 июля 1790 г . Уголовная палата постановила: <...> Радищева, «лиша чинов и дворянства», подвергнуть смертной казни, а книгу его отобрать у всех, кто ее имеет, и истребить. <...> Угроза смертной казни нависла над Радищевым, хотя и оставалась надежда на смягчение приговора. Радищев уже при первом допросе в Уголовной палате понял, что приговор будет суров. Он начал составлять завещание. Обращаясь к детям, Радищев писал, что самое важное в жизни – честное выполнение своего долга. Он просит их не забывать об этом, когда вырастут <...>.
Сенат утвердил приговор Уголовной палаты и уточнил его, дописав: «По силе воинского устава 20-го артикула, отсечь голову».
<...> Прошло уже полтора месяца с тех пор, как Уголовная палата приговорила Радищева к смертной казни. Он продолжал томиться в одиночной камере, ожидая решения участи.
Екатерина как будто нарочно пожелала продлить это мучительное состояние. <...> И только 4 сентября Екатерина решила, что пришло время проявить «благоволение». Она подписала указ <...>. В начале указа было сказано, что Радищев заслужил смертную казнь, на которую осужден. А в конце императрица извещала сенат о том, что, следуя своему правилу «соединять правосудие с милосердием» и принимая во внимание «общую радость по случаю заключения мира со Швецией», смягчает приговор Радищеву: «Освобождаем его от лишения живота и повелеваем вместо того, отобрав у него чины, знаки ордена святого Владимира и дворянское достоинство, послать его в Илимский острог на десятилетнее безысходное пребывание»».
М. Муратов. Жизнь Радищева. 1949.
«Будучи в Иркутской губернии, в местечке Илимское, сделался он благодетелем той страны; ум его просвещал, а добродушие утешало всех, помогало всем, и память добродетельного мужа пребудет там священною у позднейшего потомства. Когда они услышали, что просветитель их, их отец, их ангел-хранитель (он многих вылечил, особливо от зобов, болезни тамошних мест), что Радищев их оставляет, стеклись к нему благодарные на расстоянии пятисот верст! Всякий нес что-нибудь от сердечной благодарности, слеза каждого мешалась со слезами торжествующего человека".
И. М. Борн. На смерть Радищева. 1803.
"В 1796 году исполнилось шесть лет с того дня, когда Радищев был приговорен к ссылке в Сибирь на десять лет. Оставалось провести в Илимске четыре года <...>. Но неожиданно судьба Радищева круто изменилась. В Петербурге произошла смена самодержцев: Екатерина умерла, и на престол вступил ее сын – Павел I, ненавидевший свою мать и готовый на любой поступок, направленный против ее установлений. <...>
Двадцать третьего ноября Павел I написал указ: «Всемилостивейше повелеваем находящегося в Илимске на житье Александра Радищева оттуда освободить, а жить ему в своих деревнях, предписав начальнику губернии, где он пребывание иметь будет, чтобы наблюдаемо было за его поведением и перепискою». <...> В ночь на 12 марта 1801 года в Петербурге произошел дворцовый переворот. Император Павел I был задушен. На престол вступил его сын Александр. <...> Через три дня после восшествия на престол Александр I подписал указ, которым восстанавливались в правах осужденные по делам, производившимся в Тайной экспедиции <...>. [Радищеву] возвращались дворянство и чин, он мог жить, где хочет <...>. Радищев вернулся в Петербург весной 1801 года <...>.
Шестого августа 1801 года Радищев был назначен членом Комиссии составления законов с жалованьем тысяча пятьсот рублей в год.
Он начал обдумывать новую работу так же основательно и принялся за нее с таким же рвением, с каким брался за каждое дело».
М. Муратов. Жизнь Радищева. 1949.
«В разговорах своих с графом Завадовским1 он, не стесняясь, обнаруживал свой свободный образ мыслей. <...> Граф заметил ему однажды, что этот слишком восторженный образ мыслей уже раз навлек ему несчастие, и дал ему почувствовать, что он в другой раз может подвергнуться подобной беде, и даже произнес слово «Сибирь». Пораженный ли такою угрозою или по другой какой причине, он вдруг сделался задумчив, стал беспрестанно тревожиться <...>. Однажды в припадке ипохондрии2 он сказал собравшимся своим детям: «Ну, что, детушки, если меня опять сошлют в Сибирь?» <...>
11 сентября 1802 года в 9 или 10 часов утра Радищев, приняв лекарство, вдруг схватывает стакан с крепкой водкой3 <...> и выпивает сразу. <...> В первом часу по полуночи Радищев скончался. «Потомство отмстит за меня...» – писал он незадолго до своей смерти».
Биография А. Н. Радищева, написанная его сыновьями. 1858
ЗАДАНИЕ
1. Используя прочитанные материалы, подготовьте ответ на вопрос: «Почему всю жизнь Радищева можно назвать подвигом?»
2. Составьте доклад на тему «История жизни Радищева».
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
1. Завадовский Петр Васильевич (1739–1812) – русский государственный деятель, председатель Комиссии, по составлению законов, членом которой с 1801 г . был Радищев.
2. Ипохондрия – необоснованная тревога, страх, состояние мрачной безнадежности.
3. Крепкая (царская) водка – смесь азотной и соляной кислот: ею собирались чистить погоны сына Радищева.
II . Презентация в формате Microsoft Office PowerPoint «Александр Николаевич Радищев. Очерк жизни и творчества». Запись в тетрадях важных дат из жизни А. Н. Радищева и этапов его творческого пути.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
1. Сентиментализм - литературное направление конца 18 и начала 19 века, пришедшее на смену классицизму и характерное особенным вниманием к индивидуальному душевному миру человека и стремлением к изображению переживаний героев в условиях обыденной, но идеализируемой жизни.
2. Путешествие – литературный жанр, в основе которого лежит описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее .
V ЭТАП. ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Время: 5 минут.
Цель: контроль за усвоением материала. Подведение итогов работы, формулировка итоговых выводов.
Методы: репродуктивный.
Форма: фронтальный.
Используемые цифровые ресурсы: объект № 1 – Портрет А. Н. Радищева . Неизвестный художник. Конец XVIII века (Вид ЦОР – иллюстрация, ИОЦ «Мнемозина»), объект № 2 – Радищев за корректурой. А. Руднев. 1949 г . (N 204506) (вид ЦОР – иллюстрация, ИОЦ «Мнемозина»)
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Заключительное слово учителя о своеобразии таланта А. Н. Радищева с опорой на эпиграф, заслушивание и корректировка ответов учащихся.
|
Слушают, выразительно зачитывают отрывок из текста произведения, делают итоговые выводы по теме.
|
VI ЭТАП. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Время: 1 минута.
Цель: организовать домашнюю работу учащихся.
Форма: фронтальная.
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Дает дифференцированное задание: обзор глав «Любани», «Чудово», «Едрово», «Клин», «Вышний Волочок», «Медное».
Рекомендует дополнительную литературу:
Шеметов А. И. Прорыв: Повесть об Александре Радищеве. — М.: Политиздат, 1974 (Пламенные революционеры) —— 400 с, ил. То же. — 2-е изд., перераб. и доп. — 1978. — 511 с, ил.
Орлов П.А. Русский сентиментализм. – М., 1977. – С. 145-162.
|
Записывают домашнее задание, задают вопросы.
|
|