Здоровье школьников в соответствии с Законом РФ « Об образовании» отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Благодаря объявленному приоритетному национальному проекту «Образование» внедряются инновационные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные. Их использование не должно отразиться на здоровье детей.
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» М.А Павлова в сборнике «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном пространстве образовательного учреждения» (Саратов, 2008г.) объясняет как «качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения».
3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на 3 три подгруппы:
-организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
-психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
-учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
В практике учебной деятельности реализую здоровьесберегающую организационно-педагогическую технологию деятельности на уроке (автор Н.К. Смирнов), т.к на уроке ребенок должен не только получать багаж знаний по предмету, но при этом еще и сохранять свое здоровье.
В учебный материал включаю тексты здоровьесберегающей направленности: при обсуждении это позволяет ненавязчиво привить обучающимся стремление к здоровому образу жизни, а это очень важно.
Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Использую различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок - это позволяет избежать монотонности на уроке.
Чтобы не было перегрузки учащихся, соблюдаю объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
На каждом уроке провожу физкультминутки (2-3 раза), делаю игровые паузы (в основном, в 5-6 классах), зрительную гимнастику (по методу доктора В.Ф.Базарного) и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
С целью профилактики нарушений опорнодвигательной системы, снятия утомления мышц, профилактики сколиозов, пропедевтики правильной осанки в учебной деятельности использую упражнения, рекомендованные Министерством Здравоохранения Саратовской области.
В воспитательную работу включаю мероприятия, направленные на формирование навыков здорового образа жизни (из региональной программы «ОЗОЖ», рекомендованной Министерством Образования Саратовской области).
|