Жилин и Костылин. Кто из них "кавказский пленник"?
Submitted by Екатерина Тариеловна Баршова on Wed, 07/07/2010 - 03:24
Конспект урока по литературе, 5 класс, УМК Г. Меркина
Тема: Жилин и Костылин. Кто из них «кавказский пленник»?
Цели урока:
Подвести учащихся к решению проблемного вопроса, кто из героев может называться «кавказским пленником». Слайд № 3
Задачи урока для учащихся:
1) составить дерево понятий к слову «пленник»;
2) дать сравнительную характеристику героям: Жилину и Костылину;
3) выявить авторскую позицию в произведении;
4) написать мини-рассуждение (ответ на проблемный вопрос). Слайд № 4
Оборудование: мультимедийное оборудование, кадры кинофильма «Кавказский пленник», художественный текст Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Используемые ресурсы:http://www.google.ru/
http://www.yandex.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://rutracker.org
работа на уроке предусматривает постоянный доступ в интернет
1.Организационный момент
Актуализация знаний
Осознанность чтения произведения Л. Н. Толстого и глубина усвоения текста проверяется с помощью ЦОР. Класс делится на два варианта. Первый вариант соотносит иллюстрации произведения с выдержками из текста, второй – соотносит имена героев и их высказывания. Ребята работают на индивидуальных ПК со слайдом презентации урока по адресной ссылке (два ученика из разных вариантов работают с интерактивной доской, комментируя свой ответ). Через указанную в слайде ссылку ученики входят в электронный тренажер, с помощью которого учитель проверяет знание текста. Ребятам предлагаются задания на соотнесение героев произведения и их высказываний, иллюстраций и фрагментов произведения. Путем самопроверки учащиеся узнают свои результаты. Ошибки исправляют сами учащиеся, используя художественный текст, или с помощью учителя.
- Главная цель нашего урока – решить проблемный вопрос, кто из героев может называться «кавказским пленником». Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо составить дерево понятий к слову «пленник», дать сравнительную характеристику
героям: Жилину и Костылину, выявить авторскую позицию в произведении (задачи формулируют учащиеся при помощи учителя).
3.Систематизация знаний (работа с таблицей «Сравнительная характеристика героев»).
Учащимся предлагается на основе прочитанного произведения заполнить таблицу , находя ответы в тексте на заданные вопросы. Задание выполняется по группам.Слайд №6
Вопросы для сравнения
Жилин
Костылин
1.Как герой оказался в плену?
2. Внешность героя
3.Чем герой занимался в плену?
4.Как герой готовился к побегу?
5.Как герой ведет себя на свободе?
- Найдите в тексте и выпишите детали, характеризующие Жилина и Костылина. Заполните краткими цитатами таблицу.
4.Работа с литературоведческим понятием.
После работы со сравнительной характеристикой ребята делают вывод о противоположности героев произведения, об их противопоставлении в тексте. На основе этого учитель знакомит учащихся с новым литературоведческим понятием – антитезой.
Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление. Например, «мал золотник, да дорог».Слайд № 7
8. Словарная работа.
- Главный вопрос урока: почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду? Для того, чтобы правильно ответить на данный вопрос, нужно понять, кто такой пленник.
Класс, разделенный на две группы, через свои ПК работает со слайдом презентации урока по адресной ссылке (словарная статья на слово «пленник»). Работая по адресной ссылке, группы используют разные поисковые системы (1 группа –www.google.ru, 2 группа - www.yandex.ru). Слайд № 8-9. Далее следует работа с деревом понятий, которая поможет учащимся правильно ответить на проблемный вопрос урока, сделать выводы и написать мини-сочинение. Слайд № 10
- Познакомьтесь со словарной статьёй к слову пленник.
- Преобразуйтесловосочетание «кавказский пленник» по примеру: морской берег – берег моря. Запишите получившиеся варианты и объясните смысл получившихся выражений.
1) Чьими невольниками оказались герои? Как они выбрались из плена?
2) Почему Жилин не захотел после освобождения отправиться к матери, а остался на Кавказе? (обратитесь к финалу рассказа).
3) Как вы понимаете смысл пословицы «Всяк в плену у своих страстей». Кто кавказский пленник, согласно этой пословице?
Выводы:
Пленник кавказцев – человек, находящийся в плену у врагов. Сбежавший Жилин и выкупленный Костылин.
Пленник Кавказа – человек, связанный с Кавказом, привлечённый им: «Нет, уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе».Он пленен Кавказом, пленен горами.Судьба Жилина – оставаться на Кавказе. Если он захочет изменить свою судьбу – ничего хорошего не будет. Вот он пытается покинуть Кавказ вместе с Костылиным – и попадает в плен. Потом бежит из плена вместе с Костылиным – и снова попадает в плен. Потом бежит из плена один – и попадает к своим. Если он захочет покинуть Кавказ – он обязательно снова попадет в плен. И рассказ никогда не закончится. И Жилин решает эту цепочку разорвать. Он – Кавказский пленник. Это его судьба. И он примиряется со своей судьбой. Он решает остаться Кавказским пленником. Повторения заканчиваются. И рассказ Толстого тоже заканчивается.
«Всяк в плену у страстей своих». Эта пословица может быть полностью соотнесена с образом Костылина. Герой находится не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма, и из этого плена он не выбирается. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов; решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; был сильным, «жилистым». Слайд № 11
9. Мини-сочинение (ответ на проблемный вопрос). Подведение итогов.
- Давайте вернёмся к теме урока и прочитаем ещё раз вопрос, содержащийся в ней.
Начните ответ со слов «Я думаю, что…»; «Я понял, что...»; «Я ещё не очень хорошо…»; «Меня поразило…» и др. Слайд № 13