Задание 2.
- Познакомьтесь со стихотворениями поэтов, изучите критический материал.
-
- Найдите ключевые слова, с помощью которых поэт выражает своё понимание ЖИЗНИ. В 2-3 предложениях определить смысл философских исканий поэта.
-
- Выпишите строчки, которые можно было бы назвать формулой жизни (девизом) этого поэта.
Выводы записываются на слайдах презентации. Презентация
Каждая эпоха дает свои ответы на «вечные» вопросы. В философской лирике сближение традиционного и открываемого особенно ощутимо, так как по своему характеру она конфликтна. Ориентируясь в пределах своей системы на «безличную науку» о мире (философию, социологию, науку ...) с одной стороны и на целостное устоявшееся знание с другой, философская поэзия открывает свой концептуальный мир, отличный от существующего, в котором все поэтические элементы подчинены основной универсальной мысли так, что и ориентация на «безличную науку» порождает новое оригинально-эстетическое представление. Мимо этой особенности философской поэзии не прошел Е. Маймин. «Перевод философских идей на язык поэзии, -утверждал он, - это не простое заимствование и отнюдь не механическая работа. Это перевод из одной системы в другую, из одного измерения в другое. Когда это делается на языке настоящей поэзии, это выглядит не как след влияния, а как открытие нового: открытие поэтическое и открытие мысли» (Маймин, 1973, с. 84). Так было в поэзии А. Пушкина, Е. Баратынского, Ф. Тютчева.
Взяв за основу шеллингеанскую идею двойственности человека и природы и преодолевая ее, выводил своего человека на путь борьбы с окружающей
бездной Ф. Тютчев, - тем самым создавая свою оригинальную систему человеческого бытия.
Его поэзия может быть воспринята как единый глобальный пласт, в котором «философия» есть органичная поэтическая мысль. Поэт создавал стихотворения не как рационалистические философские конструкции, а как эмоциональные импровизации, в которых исключались соответствия пространственных, временных понятий и философских. При всей расширенности контекст Ф. Тютчева лишен той «вне положенной» нормативности, что так была характерна для поэтики «устойчивых рационалистических стилей». В результате, традиционные образы нейтрализовались, а в самой стиховой системе, связующей слова, словосочетания, свойственные каноническим жанрам, и слова семантически нейтральные, образовались своего рода «пустоты», дающие возможность многозначного прочтения.
Единичность такого контекста у Ф. Тютчева сопрягалась с формой индивидуалистического сознания. При такой методологической особенности менее всего показана «оформленность» лирического героя. Личность - «условно-историческая», свойственная лирике А.С. Пушкина, - не стала интегрирующей у Тютчева. Роль объединяющего «нерва» сыграла внутренне сосредоточенная поэтическая мысль, которая охватывала всё многообразие явлений бытия. Во многом она вырастала из немецкой идеалистической философии, представляющей природу, а вместе с ней её порождение -человека, как двойственный не разделенный в своей целостности организм.
Но такая философия для Ф. Тютчева не была пределом. Он прошел мимо идеи «изолированности» поэта, характерной для поэтов-любомудров, он преодолел и шеллингианскую концепцию «самовластного человеческого «я». Мир раскрылся ему во всей многогранности. К чему бы ни обращался поэт, - блистательный ли это покров дня, обнаженная ли бездна ночи, «смятенная земля», потонувшая в сиянии», - на всем лежала печать «исторической единичности», сопряженной с «огромным поэтическим обобщением». Каждое слово, каждое словосочетание, в таком контексте глубоко индивидуализировано, вырастало из самого контекста, как некая первозданность. Подобная особенность перестраивала всю поэтическую
систему, объединяла многочисленные миры, в которых рождались «ключевые» слова стабильного значения, владеющие всем смысловым строем. «Ключевым» являлось и само представление о человеке, отъединенном в какой-то мере от исторической и природной сферы и погруженного в мир призрачный «как бы двойного бытия».
Источники:
http://www.planetadisser.com/see/dis_103083.html
http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/index.html
http://er3ed.qrz.ru/tyutchev.htm#kak-nad-gorjacheju
http://www.tutchev.net.ru/lib/op/author/465
http://az.lib.ru/t/tjutchew_f_i/text_0080.shtml
http://www.ruthenia.ru/document/295138.html
Стихотворения
Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный,
Как золотой покров, она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушел...
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.
На самого себя покинут он –
Упра́зднен ум, и мысль осиротела –
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела...
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь всё светлое, живое...
И в чуждом, неразгаданном ночном
Он узнает наследье родовое.
Между 1848 и мартом 1850
Источник: http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/bp/157.html
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь - и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
То глас ее; он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,-
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
<1830>
Источник: http://tjutchev.narod.ru/5.html
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!
Смотри – оно уж побледнело,
Еще минута, две – и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.
5 августа 1865
Источник: http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/stihi/bp/267.html
Est in arundineis modulatio musica ripis. *
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всём,
Созвучье полное в природе, -
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаём.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поёт, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
1865
Источник: http://er3ed.qrz.ru/tyutchev.htm#kak-nad-gorjacheju
Смотри, как на речном просторе,
По склону вновь оживших вод, Во всеобъемлющее море
За льдиной льдина вслед плывёт.
На солнце ль радужно блистая,
Иль ночью в поздней темноте,
Но все, неизбежимо тая,
Они плывут к одной мете.
Все вместе - малые, большие,
Утратив прежний образ свой,
Все — безразличны, как стихия, -
Сольются с бездной роковой!..
О нашей мысли обольщенье,
Ты, человеческое Я,
Не таково ль твоё значенье,
Не такова ль судьба твоя?
Источник: http://er3ed.qrz.ru/tyutchev.htm#kak-nad-gorjacheju
О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги, -
О, как ты бьёшься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Так, ты жилица двух миров,
Твой день - болезненный и страстный,
Твой сон - пророчески-неясный,
Как откровение духов...
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
1855
Источник: http://er3ed.qrz.ru/tyutchev.htm#kak-nad-gorjacheju
Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.
Живя, умей всё пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чём тужить?
День пережит - и слава богу!
1850 ?
Источник: http://er3ed.qrz.ru/tyutchev.htm#kak-nad-gorjacheju
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул...
5Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.
Чувства — мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
‹1835›
http://feb-web.ru/feb/tyutchev/texts/tss/tss-1271.htm
|