ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕРБОТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РИТМИКО - ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
Submitted by Евгения Александровна Максимук on Sat, 29/05/2010 - 10:39
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕРБОТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РИТМИКО- ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
В процессе общения дети на основе подражания речи взрослых при постоянном побуждении к устному воспроизведению овладевают словом как ритмико-интонационной структурой. Слышащий ребёнок, благодаря постоянному речевому общению с окружающими, к 6 годам полностью овладевает фонетической и ритмической структурой слова, орфоэпическими нормами, а также ритмико-мелодическим оформлением фразы, интонацией.
Для произношения жеглухих детейхарактерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико-интонационной её стороны. Речь отличается монотонностью инеинтонированностью.
Интонацией мы называем – совокупность звуковых средств, которые фонетически организуют речь, устанавливают между частями фразы смысловые отношения, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, выражают чувства. Фонетическими средствами интонации являются: темп, ритм, ударение, сила и высота голоса.
Ритм-чередование звуковых или речевых элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой.
Ударение-выделение каким-либоакустическимсредством одного из компонентовречи:
·слогав составе фонетическогослова— словесное ударение,
·слова в составесинтагмы— логическое ударение,
Сила голоса- это реальная энергия звука, измеряемая в децибеллах . (зависит от размаха колебаний голосовых связок).
Высота голоса- слуховое ощущение частоты звука, образующегося в результате прохождения воздуха между периодически смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками.(зависит от частоты колебаний)
Любой ребёнок с нарушением слуха нуждается в специальной работе по формированию, развитию и коррекции этих произносительных навыков.
Чем раньше и чем целенаправленнее будет вестись работа над интонационным строем речи, тем лучших результатов в его усвоении можно достигнуть.
Ещё одним условием достижения наилучших результатов в развитии ритмико-интонационной стороны речи, является использование верботональной системы обучения.
Это можно объяснить следующим:
1.Один из главных принципов, на которых основывается эта система, звучит:
Ритм и интонация признаны основными структурными элементами разговорной речи;
2.Широкое использование речевой (фонетической)ритмики при работе надпроизношением, чтоспособствуетформированиюестественной, выразительной речи у детей с нарушенным слухом
Данный методический приём основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. В этом случае именно движения «ведут» за собой произношение. Данный метод был предложен центром СУВАГ (Хорватия).
3.В обучении применяется аппаратура СУВАГ.
Где отличительной характеристикой является возможность работать на низкочастотном канале (0,5 – 300, 600, 1000, 2000 Гц.). Именно низкие частоты представлены в большей части звуков языка и воспринимаются глухими. А так же ритм и интонация, необходимые для понимания сообщения, передаются низкими частотами.
Так же осуществляется вибротактильное восприятие, котороеимеет первостепенное значение для контроля над голосом и правильной постановкой ударения. При использовании вибратора тело участвует в звуковосприятии. Информация, воспринимаемая через тело, в некотором смысле аналогична информации, поступающей через слуховой канал (при изменении напряжения, длительности и частоты). Тело весьма чувствительно даже к самым незначительным изменениям давления, так что звуковые сигналы поступают в головной мозг. Аппарат для индивидуальной работы фильтрует сигналы, поступающие через тактильно-сенсорный канал, пропуская в первую очередь лишь те звуки, передающие характеристики интонации и ритма.
Учитывая всё, выше перечисленное, можно сказать, что верботональная система считает ребёнка с нарушениями слуха способным с помощью слуховой реабилитации и специальных упражнений воспринимать частоты, несущие ритм и интонацию.
Работа над ритмико-интонационной стороной речи детей с нарушением слуха начинается уже в раннем возрасте. Для начала большое внимание следует уделять обучению подражанию. Эту работу можно проводить не только индивидуально, а также и фронтально.
Используя речевую (фонетическую) ритмику, необходимо проводить ряд упражнений, направленных на формирование различных произносительных умений. Эти упражнения, предусматривающие формирование того или иного навыка, например отделение одного слога от ряда слогов, долгого и краткого произнесения звуков, произнесение речевого материала в различном темпе, изменение силы и высоты голоса и т.п., предполагают одновременно и работу по активизации голосовых реакций, и работу над голосом и речевым дыханием, и автоматизацию звуков. По мере формирования словесной речи, расширения возможностей ребёнка в звукопроизношении в упражнения включаются слова, фразы и предложения. Обучая ребёнка произносить речевой материал, например, тихо и громко, с изменением высоты голоса, педагог одновременно автоматизирует произнесение звуков в словах, закрепляет навык слитного произнесения слова и т.д.
На своих индивидуальных занятиях я провожу следующие виды работ, направленные на формирование того или иного навыка. Здесь они изложены последовательно. Однако работа над различными разделами ведётся параллельно, одновременно.
РАБОТА НАД ДОЛГОТОЙ ЗВУЧАНИЙ
Данные упражнения проводятся в начале обучения; в дальнейшем они используются при автоматизации и дифференциации звуков.
Обучая детей долгому и краткому произнесению звуков и слогов, предлагаем разнообразные движения; при этом долгому звуку соответствует плавное, длительное движение, а краткому - резкое, короткое.
Длительное, протяжное произнесение гласных сопровождается медленными, широкими движениями рук, тела, а краткие - быстрыми, короткими.
например:
- укачивать куклу: кукла (ляля) спит – а__ - а__ (протяжно); кукла проснулась и прыгает - а а а (кратко);
- медленно развести руки в стороны, произнося а__, быстро закрыть лицо руками - а;
- медленно развести руки в стороны – а__, быстро опустить руки вниз - а;
- медленно развести руки в стороны – а__, хлопнуть в ладоши - а;
- медленно соединить округлые руки перед грудью – о__, резко опустить вниз о;
- медленно поднимать округлые руки через стороны вверх – о__, резко наклониться вперед - о;
- медленно поднимать округлые руки через стороны вверх и соединить над головой – о__, резко наклониться сначала в одну сторону, затем - в другую – о о;
- сидя на полу, вращать мяч рукой, произнося о__, отбрасывать мяч вперед - о или па;
- сидя на полу, за столом, "вести" поезд (машину) "далеко" у__ и поворачивать - у;
И т.п.
Подобные упражнения развивают речевое дыхание и голос.
РАБОТА НАД СЛИТНОСТЬЮ ЗВУЧАНИЙ
Упражнения проводятся только на материале слогов. В них включаются звуки, уже вызванные у детей. Слитные (без пауз) движения соответствуют слитному произнесению слогов, а движения с паузами - раздельному.
В основном упражнения над слитностью произнесения проводятся на материале прямых слогов с глухими взрывными согласными п и т.
Например:
- стоя или сидя, сжать пальцы в кулаки; резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз, произнося папапа (слитно), стучать кулаком о кулак - па па па (неслитно);
- сидя на полу, сжать пальцы в кулаки; стучать кулачками по ногам - папапа, по полу - па па па;
- руки согнуты в локтях на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки; маленькими толчками выдвигать руки вперед - пупупу, "выбрасывать" руки вперед – пу пу пу;
- изображать большой и маленький мячи: большой мяч - подпрыгивать - по по по, маленький - слегка приседать - попопо;
- покачиваться из стороны в сторону (например, изображая мишку), произнося то__то__то ; топать одной ногой - то то то;
По мере обучения, в упражнения включаются и вновь появляющиеся у ребёнка звуки.
Подобные упражнения помогают формировать слитную речь.
РАБОТА НАД ТЕМПОМ ПРОИЗНЕСЕНИЯ
Темп устной речи играет важную роль в реализации процесса общения. Для разговорной речи характерно произношение 5-6 слогов в секунду. Резкие отклонения от общепринятого темпового диапазона могут привести к снижению внятности речи. В пределах нормального темпового диапазона различают замедленный, средний и быстрый.
Характерной особенностью произношения детей с нарушением слуха является замедленный темп устной речи. Нормализация темпа речи имеет важное значение для осуществления коммуникативной функции.
Для формирования внятной устной речи и навыков ее восприятия на слухо-зрительной и слуховой основе важно научить детей произвольно изменять темп произнесения речевого материала. Целенаправленные упражнения в этом направлении проводятся с первых дней коррекционного обучения дошкольников.
Необходимо научить детей воспроизводить разнообразные движения в разном темпе, сопровождая их произнесением слогов.
Сочетать быстрый темп движений с произнесением слога на каждое движение трудно, поэтому темп следует увеличивать постепенно, т.е. учить детей произносить речевой материал все в более и более быстром темпе (с учетом возможностей каждого ребенка).
Упражнения проводятся, как правило, на материале слогов па и та.
Умение детей произносить слоги в разном темпе позволяет переходить и к работе на материале слов и коротких фраз. Их произнесение также сопровождается движениями, которые подчеркивают темп воспроизведения,
например:
ритмично ударять мячом о пол медленно, произнося па_па_па_ и быстро – папапа;
- хлопать в ладоши в медленном темпе – та_та_та_, и в быстром - татата;
- медленно шагать на месте – та_та_та_, бежать на месте - тататата;
- медленно идти вперед – та_та_та_, в быстром темпе топать ногами на месте (одной ногой) - тататата;
- старенький дедушка идет медленно – па_па_па_ (или та_та_та_), маленький мальчик девочка) идет быстро - папапа (или татата) и т.п.;
- пользуясь игрушкой (кукла, мишка, зайка, кошка, обезьянка и т.п.), показать, как она идет медленно – па__па__па__ (или та__та__та__), идет в нормальном темпе – па_па_па_ (или та_та_та_), бежит - папапапа (или татата);
Проводя эти (на слайде) упражнения, следует помнить, что они направлены на формирование нормального темпа речи. Умение произвольно изменять темп произнесения речевого материала, крайне важно как для внятности речи, так и для ее восприятия ребенком.
Работа над произвольным изменением темпа произнесения речевого материала ведется в нескольких направлениях. Так дети произносят в нормальном, быстром и замедленном темпе не только самые простые слоги с гласным а (типа папапа, татата), но и с другими согласными и гласными, например с гласными о, у, э, и, согласными м, н, л, б, д.
Кроме того учим детей:
- произносить в разном темпе слоги с изменяющимися гласными типа папопапо, папопу, татетате, татети;
- произносить в разном темпе слоги с изменяющимися согласными типа памапама, тапатапа, фавафава, пабама;
- произносить слоги с постепенным убыстрением и замедлением;
- произносить легкие для воспроизведения слова и короткие фразы в замедленном, нормальном и быстром темпе.
Движения в разном темпе могут производиться с различными предметами: лентами, платочками, флажками, снежинками и т.п. Отмечу, что упражнения следует проводить в разной последовательности: от произнесения речевого материала в медленном темпе к быстрому и наоборот.
- изображать "полет" большой птицы, выполняя медленные махи двумя руками-"крыльями" и произнося в медленном темпе пи__пи__пи__, "полет" птицы среднего размера, выполняя махи кистями рук, разведенных в стороны, и произнося в нормальном темпе, - пи_пи__пи_, изображать маленькую птичку - махи кистями рук, согнутых в локтях на уровне груди, и произнесение в быстром темпе – пипипи;
- выполнять махи руками с лентами (снежинками, платочками) в медленном, нормальном и быстром темпе, произнося ляляля в соответствующем темпе;
- руки с флажками опущены вниз; редко ударять флажком о флажок – ту__ту__ту__; поднять руки на уровень груди и ударять флажком о флажок в нормальном темпе – тy_тy_тy_, поднять руки вверх, выполнять упражнение в быстром темпе - тутуту;
- медленно идти вперед – то__п – то__п – то__п, шагать на месте в нормальном темпе - то_п - то_п – то_п, в быстром темпе топать одной ногой - топ-топ-топ;
- хлопать в ладоши в медленном, нормальном и быстром темпе, произнося соответственно – хло__п – хло__п, хло_п - хло_п, хлоп - хлоп;
- пользуясь игрушкой (кукла, мишка, зайка, кошка, обезьянка и т.п.), показать, как она идет медленно – то__п – то__п, идет в нормальном темпе – то_п - тo_п, бежит - топ-топ-топ;
Особое внимание уделяется обучению детей произносить слоги с постепенным убыстрением и замедлением. Работа начинается на материале наиболее легких для произнесения (в том числе и в быстром темпе) слогов типа папапа и татата, например:
- руки опущены, пальцы сжаты в кулаки; встряхивать напряженные кулаки вначале в медленном темпе, затем, постепенно поднимая руки, воспроизводить движения в среднем и наконец - в быстром темпе – па__па__па__па_па_па_папапа (и наоборот от быстрого темпа к медленному, постепенно опуская руки);
- хлопать в ладоши вначале в медленном темпе с большой амплитудой движений, постепенно убыстрять темп и уменьшать размах та__та__та__тa_тa_тa_тaтaтa;
- стучать кулаком о кулак вначале в медленном темпе с большой амплитудой движений, постепенно убыстрять темп и уменьшать размах, а затем вновь замедляя движения па__па__па__па_па_па_папапапа_па_па_па__па__па__;
- медленно шагать на месте, постепенно убыстряя темп и переходя на бег, а затем замедляя темп движений та__та__та__тa_тa_та_тататата_та_та_та__та__та__ и т.п.
- И.П. то же; часто ударять кулаками о пол - папапа, в медленном темпе хлопать ладонями по ногам па_па_па_ (или наоборот);
- руки согнуты в локтях на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки; встряхивать напряженными кулачками в быстром темпе - папапа, опускать напряженные руки вниз и возвращать в исходное положение в медленном темпе – па_па_па_;
- шагать на месте в быстром и медленном темпе, произнося слогосочетание татата в разном темпе;
- изображать, как кукла (мишка, зайка, кошка, обезьянка и т.п.) идет медленно – па_па_па_ (или та_та_та_) и бежит - папапапа (или татата);
Кроме того, специально создаются ситуации, в которых речевой материал воспроизводится в разном темпе.
На разном расстоянии от детей располагаются те или иные предметы (игрушки, посуда, мебель и т.п.). Педагог спрашивает: "Где кукла (чашка, стол и т.п.)?" Дети в ответ, показывая близко расположенный предмет, произносят кратко там, более отдаленный предмет - несколько протяжно та_м_, далеко находящийся - медленно – та__м__.
Речевой материал "произносят" разные персонажи. При этом бабушка и дедушка говорят медленно, мама и папа - в нормальном темпе, а ребенок - быстро. Также медленно "говорят" папа-медведь, большая собака и т.п., в нормальном темпе - мама-медведица, средняя собака, а в быстром - медвежонок, щенок и т.п. Они могут произносить отдельные слова и фразы типа дай, иди, помоги, там (тут) дом (мама ...), небольшие "стихи", например:
Мама тут, папа там,
Мама, папа тут и там.
Мед тут, мед там,
Мед, мед тут и там.
Постепенно усложняется сам речевой материал. Так детей учат:
- произносить в нормальном, быстром и медленном темпе хорошо знакомые слова, не вызывающие трудностей в звуковом отношении, сопровождая их воспроизведение движением руки в соответствующем темпе, например: имена детей и сотрудников, близких родственников, название еды, одежд, игрушек, животных, овощей и фруктов, времен года, дней недели, чисел от 1 до 10 и т.п.;
- произносить в нормальном, быстром и медленном темпе хорошо знакомые фразы, не вызывающие трудностей в звуковом отношении, сопровождая их произнесение движением руки в соответствующем темпе, например: Пришла (наступила) зима (весна, осень, лето). На улице тепло (холодно ...). У кошки котенок и т.п.; при этом целесообразно использовать игрушки: большая игрушка «говорит» медленно, средняя - в нормальном темпе, а маленькая - в быстром;
- определять на слух, в каком темпе те или иные слова, словосочетания или фразы произнес педагог, и воспроизводить их в том же темпе;
- произносить с убыстрением или замедлением темпа названия времен года, месяцев (зимних, весенних ...), дней недели, чисел от 1 до 10 и обратно т.п.;
- определять на слух, какой ритм и в каком темпе был воспроизведен педагогом (отхлопан, произнесен); в ответ дети воспроизводят ритм, сопровождая его теми или иными движениями.
При работе на слоговом материале детей учат определять на слух, в каком темпе произнесены те или иные слоги и воспроизводить их в заданном темпе.
Позже особое внимание уделяется также изменению темпа произнесения разнородного рифмованного и стихотворного материала. Так проводится работа по обучению детей произносить скороговорки в быстром темпе, с постепенным его замедлением и убыстрением,
например:
Том том том том
медленно
Это кошка с котом,
быстрее
И пять маленьких котят,
быстрее
Все котята есть хотят.
быстрее
Шли, шли, шли
медленно
Мы пирог нашли
в нормальном темпе
Сели, поели,
медленно
Опять пошли
в нормальном темпе
Следует еще раз особо подчеркнуть, что работа над произвольным изменением темпа произнесения проводится только на том речевом материале (слоги, слова, фразы), который уже доступен детям в звуковом отношении (т.е. дети уже могут произносить в них звуки точно, приближенно или допустимо).
РАБОТА НАД ИЗМЕНЕНИЕМ СИЛЫ ГОЛОСА
Работа по обучению детей произвольно изменять силу голоса проводится после того, как в ходе первоначальных коррекционных занятий у ребенка уже вызван голос, его учат произносить слоги громко и тихо, громко, потише и тихо.
Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Обучая детей произносить гласные, слоги, а позже - слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы они не напрягались, чтобы не было излишнего форсирования звука. Это может привести к срыву голоса и к фальцету. Важно проводить работу не торопясь, по возможности ежедневно. Развитию голоса способствует длительное произнесение гласных, согласных м и в, воспроизведение ряда слогов. Каждый ребенок учится говорить громче и тише по отношению к индивидуальной силе своего голоса. Постепенно голос крепнет, и разница между нормальным и тихим или громким голосом увеличивается. Следует также следить за тем, чтобы усиливая голос, дети его не повышали.
Работая над силой голоса, важно постоянно следить, не вызывают ли у детей громкие звуки неприятные ощущения. В случае их появления, во-первых, необходимо внести корректировку в режим работы индивидуального слухового аппарата: включить автоматический регулятор усиления, отрегулировать его таким образом, чтобы громкие звуки не были неприятны ребенку (например, в отечественных карманных аппаратах это регулятор CR, в заушных аппаратах фирмы "Oticon" (Дания) - синий регулятор AGC). Во-вторых, педагогу нужно уменьшить силу голоса, предлагающегося в качестве образца громкого произнесения.
Также следует следить и за тем, чтобы тихий голос, предлагающийся педагогом детям в качестве образца, был доступен их слуху, т.е. они могли ощущать его звучание.
В ходе обучения изменению силы голоса предлагаются различные движения; при этом, чем громче звук, тем больше и амплитуда движения. Упражнения проводятся в разной последовательности: от тихого к громкому произнесению и наоборот.
- изображать большую собаку, которая лает громко - АФ- АФ-АФ и маленькую собачку, которая лает тихо - аф-афаф;
- изображать большую и маленькую кошку (корову, птичку, поезд и т.п.) - МЯУ и мяу (МУ и му, ПИПИПИ и пипипи, У_и у_);
- изображать легкий ветерок – у_ и сильный ветер – У_ (связав с картинкой и наблюдениями за природой);
- сидя на стуле или на полу, стучать пальцем о палец у колен, произнося татата (тихо), у груди - ТATATA (громче), над головой - ТАТАТА (громко); при этом увеличивается и амплитуда движений;
- разводить опущенные руки в стороны – а_ (тихо), разводить руки в стороны от груди – А_ (громче), над головой – А_ (громко); чем громче звук, тем выше поднимаются руки и с тем большим напряжением произносится звук (такие упражнения проводятся и с другими гласными);
- развести опущенные руки внизу – па_(тихо), у груди – ПА_ (громче), над головой - ПА__ (громко) или, наоборот, произносить слоги с соответствующими движениями сначала громко, затем тише и тихо;
Учитм детей произносить разнообразные слоги голосом разной силы: тихо, громче, голосом нормальной громкости и громко. Также учим детей постепенному усилению голоса и его ослаблению при произнесении гласного или слогосочетаний. Кроме того, предлагаются упражнения в произнесении слов и коротких фраз голосом разной силы.
Воспроизведение речевого материала тихим голосом сопровождается различными движениями, направленными вниз, например, движения опущенных вниз рук. Чем громче голос, тем выше поднимаются руки при произнесении слогов, слов и фраз.
Особое внимание уделяется обучению детей постепенному усилению голоса и его ослаблению. Вначале в упражнениях используются гласные а и о, позже к ним добавляются у и и, т.к. их громкое произнесение может спровоцировать повышение голоса. Постепенно в упражнения включаются и разнообразные слоги.
примеры:
- руки опущены вниз; постепенно поднимать руки через стороны вверх, произнося гласный а с усилением голоса – а_А__А__ и наоборот, т.е. руки постепенно опускать, снижая силу голоса – А__А_а_;
- руки округло соединены внизу; постепенно поднимать руки через стороны вверх, соединив их округло над головой – о_О_О_ и наоборот;
- руки опущены вниз; постепенно спереди поднимать руки вверх – у_У_У_ и наоборот;
Когда дети овладеют умением произносить различные слоги голосом разной интенсивности, учим их произносить тихо, громче и громко отдельные слова и короткие фразы. При этом тихое произнесение, как правило, сопровождается разведением в стороны опущенных вниз рук, воспроизведение голосом разговорной громкости - разведением рук у груди, а громким - над головой
Следует специально подбирать речевой материал, в котором сочетается тихое и громкое произнесение, например:
Ногами топ, ногами топ
тихо топнем - топ-топ-топ.
Руками хлоп, руками хлоп
тихо хлопнем - хлоп-хлоп-хлоп.
Ногами ТОП, ногами ТОП
громко топнем - ТОП-ТОП-ТОП.
Руками ХЛОП, руками ХЛОП
громко хлопнем - ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП.
Постепенно упражнения все более усложняются.
Так дети произносят гласные и разнообразные слоги не только тихо, но и очень тихо и шепотом, постепенно усиливают голос от шепота до очень громкого и вновь ослабляют до шепота. Эта работа, как и обучение произвольному изменению темпа произнесения слогов проводится на материале тех звуков, которые педагог закрепляет в речи детей
Умение детей говорить голосом разной интенсивности следует закреплять при проведении инсценирования сказок, различных рассказов.
РАБОТА НАД ВЫСОТОЙ ГОЛОСА
Этот раздел работы является одним из наиболее сложных. Упражнения, направленные на изменение высоты голоса, требуют пристального внимания со стороны педагога, т.к. неправильное их проведение будет способствовать закреплению дефектного голоса у детей. Следует помнить, что высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон их голоса выше, у других - ниже. Необходимо научить ребенка изменять высоту относительно основного тона своего голоса, т.е. в пределах его частотного диапазона. Важно следить за тем, чтобы высокий голос не был фальцетным. При произнесении высоким голосом можно ощутить хотя бы слабую, но вибрацию груди ребенка (т.к. включается грудной резонатор), которая отсутствует при фальцете (т.к. в голосообразовании принимает участие головной, а не грудной резонатор). Точно также нужно проверять и высоту своего голоса. Образец для детей - высокий голос педагога, но ни в коем случае не фальцет. Особое внимание следует уделять тем звукам, при произнесении которых с повышение голоса наиболее вероятно появление фальцета: гласные у и и, согласные м, н, в.
Упражнения, которые предлагаются для работы над высотой голоса во многом аналогичны тем, которые были описаны для обучения изменению силы голоса. Так гласные, слогосочетания, слова и фразы, которые произносятся низким голосом, сопровождаются расслабленными движениями, направленными вниз, а их воспроизведение высоким голосом - напряженными движениями, направленными вверх, проговаривание же речевого материала голосом нормальной высоты - движениями на уровне груди. В связи с этим упражнения для изменения силы голоса и его высоты не следует проводить друг за другом; они должны быть "разнесены в разные части одного занятия, например, одно - в его начале, а другое - в конце.
В ходе ежедневных целенаправленных упражнений каждый ребенок постепенно научается хотя бы немного изменять высоту своего голоса. Но это требует времени и целенаправленной работы. Хотя упражнения в изменении высоты голоса предлагаются с ранних лет обучения, первые результаты могут появиться значительно позже.
С того времени, как у детей уже вызван голос нормальной высоты, учим их говорить высоким и низким голосом. Работа проводится по возможности ежедневно. В первую очередь предлагаются упражнения, связанные с игровыми действиями. Именно при их проведении, как правило, впервые появляется произвольное повышение и понижение голоса.
- изображать большого и маленького мишку (зайку, собаку): большой медведь идет медленно - А-А-А (низкий голос), маленький бежит - а-а-а (высокий голос);
- изображать большую птицу и маленькую птичку - ПИПИПИ (низкий голос), пипипи (высокий голос);
- изображать маленького и большего зайку: маленький зайка выполняет небольшие приседания а-а-а (высокий голос), большой - прыжки - А-А-А (низкий голос);
Следует помнить, что если кто-то из детей срывается на фальцет, ему предлагается произносить гласные и слоги только низким и нормальным по высоте голосом; упражнения по повышению голоса проводятся индивидуально и начинаются лишь после того, как удается устранить фальцет.
Работа над высотой голоса в первую очередь связана с обыгрыванием различных игрушек, особенностей людей разного возраста
- изображать папу-медведя, маму-медведицу и медвежонка; большой медведь медленно идет и "говорит" низким голосом - ПА_ПА_ПА_ (ТОП-ТОП-ТОП), мама-медведица идет и "говорит" голосом нормальной высоты - пaпaпa (тoп-тoп-тoп), мишутка бежит и "говорит" высоким голосом - пaпaпa (тoп-тoп-тoп);
- изображать большую, среднюю и маленькую собаку (кошку, зайку, птицу и т.п.); большая собака "лает" низким голосом, средняя - голосом нормальной высоты, а щенок - высоким и т.п.;
- изображать старенького дедушку (папу), маму (бабушку) и мальчика (девочку), которые "говорят" соответственно низким, нормальным и высоким голосом.
Когда дети научатся произвольно произносить слоги низким, нормальным и высоким голосом, учим их постепенному повышению и понижению голоса
Следует учить детей определять на слух, каким по высоте голосом говорит педагог. По мере овладения детьми умением изменять высоту голоса при произнесении гласных и слогосочетаний в упражнения включаются и слова и фразы
С детьми разыгрываются знакомые им сказки (рассказы), где персонажи говорят разными по высоте голосами, например: сказки «Теремок», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь».
Полезно подбирать стихотворный материал, связанный с изменением высоты голоса.
Типа:
Колокольчик зазвенел:
Дин или дин-дин-дин
высокий голос
Дан или дан-дан-дан
голос нормальной высоты
Дон или дон-дон-дон
низкий голос
Шарики висят,
Качаются звенят
Повтори их звон:
Динь
высокий голос, руки поднять вверх
Дан
голос нормальной высоты, руки развести в стороны
Дон
низкий голос, руки опустить вниз
Рано-рано по утру
Пастушок – туруруру
высокий голос
А коровы вслед ему
Замычали – му__.
низкий голос
РАБОТА НАД РИТМАМИ
Одной из основных характеристик правильного воспроизведения слова является умение адекватно выделять словесное ударение. Как известно, дети с нарушенным слухом часто допускают ошибки в выделении ударного слога, произнося слова или равноударно, или с ошибочным выделением одного из слогов слова в качестве ударного. Рассмотрим содержание работы над ритмами с использованием речевой ритмики.
В начале коррекционных занятий детей учат отделять один слог от ряда слогов, а на специальных фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия - определять на слухо-зрительной и слуховой основе количество звучаний в пределах 3-х. По мере того, как дети овладевают этими умениями, можно приступать к целенаправленной работе над воспроизведением ритма звучаний
Учим детей воспроизводить вначале двусложные ритмы (типа ТАта и таТА), а затем и трехсложные (типа TAтaтa, тaTAтa, тaтaTA). С этой целью проводятся разнообразные упражнения, в ходе которых дети отхлопывают, отстукивают ритмы, изображают их дирижированием. Важно, чтобы движение на ударный слог отличалось от движения на безударный. Вначале воспроизведение слога, находящегося под ударением, сопровождается движением не только более длительным, широким, но и качественно другим.
например:
- сидя ударять ладонями по коленям, произнося безударный слог па, и кулачками по полу - ударный - ПА (при воспроизведении дву-трехсложных ритмов паПА и ПАпа, паПАпа, папаПА и ПАпапа);
- сидя или стоя хлопать в ладоши на безударный слог - та и по ногам - на ударный - ТА (при воспроизведении дву-трехсложных ритмов ТАта и таТА, TAтaтa, тaTAтa и тaтaTA);
- сидя ударять мячом о пол, произнося безударный слог - та, вытягивать руки с мячом вперед - на ударный слог – ТА (воспроизводя дву-трехсложные ритмы);
- руки согнуты в локтях на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки; на безударный слог руки резко опустить вниз - па, на ударный - отвести в стороны - вниз - ПА (при воспроизведении дву-трехсложных ритмов).
В случаях, когда тот или иной ребенок затрудняется в воспроизведении ритма, важно помочь ему, выполнить упражнение вместе с ним, его руками.
Постепенно движения при произнесении ударного и безударных слогов начинают отличаться только по амплитуде и длительности, например, при отхлопывании ритмов, их отстукивании (рукой или ногой), дирижировании и т.п.
Затем учим детей не только воспроизводить ритм слов и коротких фраз, но и подбирать их по ритму. Эти упражнения могут проводиться в разной форме.
Педагог произносит тот или иной дву-трехсложный ритм, например, таТА. На специальном панно или у детей картинки, обозначающие слова типа дядя, лампа, шапка, вода, лиса, рука, нога; дети должны показать и назвать те из них, которые соответствуют этому ритму (т.е. последние четыре). Можно предложить детям отхлопать ритм знакомого слова и подложить соответствующую картинку к нужному слогосочетанию,
например:
ТАта ТАта
мама, папа, баба, дядя, лапа, лампа, шапка, зайка
таТА таТА
пока, вода, лиса, рука, нога
ТОта ТОта
тетя, попа, кошка, ложка, плохо
таТО таТО
пальто, темно, тепло
тaTOT тaTOT
компот, пилот
ТАтaтa ТАтaтa
яблоко, бабушка, варежки
Уже позже учим детей определять ритм, воспроизведенный педагогом, не только на слухозрительной основе, но и на слух, и, повторив его, находить соответствующую картинку или предмет из тех, что находятся перед ними,
например:
ТАта- масло, или каша, или краски, или мальчик
таТА- банан, или весна, или книга, или солдат, или дядя
ТАтата- валенки, или мальчики, или бабушка, или яблоко
таТАта- лопата, или собака, или бумага, или панама
татаТА- барабан, или колбаса, или самокат, или аппарат.
При проведении этих игр-упражнений постепенно следует расширять выбор из находящихся перед детьми предметов: при выборе из 2-х (двусложные ритмы), 3-х (трехсложные ритмы), 5-ти (дву-трехсложные ритмы). При этом каждому ритму может соответствовать лишь одна картинка (предмет) или несколько, что, естественно, усложняет задачу.
РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ
Произносительные навыки, которые формируются у детей в ходе проведения описанных выше упражнений, создают основу для овладения ребенком со значительным снижением слуха самой сложной для него составляющей фонетической системы языка - речевой интонацией.
Уже в дошкольный период детей учат передавать ту или иную интонацию на основе подражания, используя как естественные ситуации, так и специально создаваемые. При этом детей побуждают имитировать различные чувства, передавая их не только голосом, но и мимикой лица, телодвижениями, естественными жестами. Предлагаются различные упражнения, которые проводятся ежедневно. В ходе этих упражнений детей учат обыгрывать повадки различных животных, характерные черты людей, передавать эмоциональные состояния.
С начала обучения в ходе специальных игровых упражнений детей следует учить подражать педагогу, который изображает различные эмоциональные состояния. При этом и речевой материал постепенно усложняется. Подражая педагогу, дети учатся изображать:
- боль - а-а-а, бобо, (позже - больно, болит, у меня болит живот и т.п.);
- усталость – о_ (позже - ох, устал/а/, я устал/а/) и т.п.
Постоянно разыгрываются разнообразные сценки: кто-то потерялся (хочет есть), что-то сломалось, кто-то ушибся (скучает, зовет маму) и т.п.
В ходе обыгрывания повадок различных животных, характерных особенностей людей и предметов дети изображают, например, кокетливую маму-кошку, шаловливого котенка, злую большую собаку, ласкового маленького щенка, бравого солдата, дедушку, удивленную маму и т.п.
Инсценируются доступные детям сказки: "Теремок", "Варежка", "Колобок", "Курочка Ряба" и т.п.
Вместе с педагогом дети рассматривают картинки, эмоционально оценивают изображенную ситуацию: "Молодец! Хорошо; ай-яй-яй, плохо, нельзя", говорят за персонажей.
Во всех случаях подбирается речевой материал, который соответствует уровню речевого развития детей. При этом они учатся выражать то или иное состояние прежде всего пластикой тела, мимикой лица, естественными жестами, которые сопровождаются произнесением вначале лишь отдельных гласных и простых слогов (а_, о_, папапа, татата), постепенно (по мере того, как дети овладевают умением передавать элементы интонации звуком, слогом) включаются лепетные и самые простые полные слова, позже - и фразы.
- используя игрушечных животных, изображать их движениями и голосом, сопровождая движения произнесением интонационно окрашенных гласных а, у, слогов типа па, папапа, та, топ-топ, звукоподражаний типа мяу, аф-аф-аф и т.п. Педагог держит в руках игрушечного мишку (собаку, зайку, кошку, ежика, лису),
сначала показывает его движения, затем выполняет их вместе с детьми, после этого дети по очереди изображают мишку (...);
- пластикой тела и голосом изображать машину, поезд, самолет и т.п. (гласный у, слоги типа ту_ , тутуту, лепетные слова у_, в_,биби и т.п.);
- изображать куклу движениями и голосом (произнесением интонационно окрашенных гласных а, у, о, слогов типа папапа, татата, ляляля, лепетного слова ляля);
- подражать движениями и голосом людям (папа, мама, дедушка, бабушка, солдат и т.п.);
- меняя силу, высоту и интонационную окраску голоса, изображать движениями и звуком большую и маленькую собаку (зайку, кошку, мяч и т.п.);
Особое внимание уделяется обучению детей произносить речевой материал с той или иной интонацией.
с интонацией просьбы
с интонацией радости
с интонацией радости и боли
с интонацией вопроса
с интонацией побуждения
Там папа.
Где папа?
- Там папа.
Где?
- Там.
Кто там?
- Там папа.
Кто?
- Папа.
Мы в лесу.
Кто в лесу?
- Мы в лесу.
Где мы?
- Мы в лесу.
Кто?
- Мы.
Где
- В лесу
Внимание уделяется выразительному чтению стихов. Приведем некоторые примеры:
Люли-люли, где бабули?
Люли-люли, спят бабули.
Синичка, синичка
Веселая птичка!
Где ты была? Где ты жила?
Я сидела по кустам
Я летала по садам.
Шел по берегу петух
Подскользнулся в реку – бух
Будет знать петух
Что впредь
Надо под ноги смотреть.
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Из опыта работы, еще раз особо подчеркну, что при работе над интонацией речевой материал подбирается с учетом уровня речевого развития детей, при этом предпочтение отдается обиходно-бытовой лексике. При отборе речевого материала крайне важно также учитывать произносительные возможности детей и предлагать такие слова и фразы, которые они уже могут произнести правильно: слитно, с ударением, в нормальном темпе, соблюдая их звукослоговой состав. Именно такой, уже доступный для произнесения, речевой материал используется для формирования интонационной стороны речи.
В противном случае мы будем или мириться с дефектами произнесения, а, следовательно, закреплять их, или предъявлять детям недостижимые для них требования: произнести слова и фразы правильно, и с интонацией. Такие условия не будут способствовать овладению интонационной стороной речи. При работе над интонацией большое внимание следует уделять обучению детей передавать ее паралингвистическими средствами: мимикой лица, позой, естественными жестами.
На: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕРБОТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ Р
у Вас в школе используется верб-я система обучения?
как обстоят дела с КИ (кохлеарной имплантацией)?