Submitted by Наталия Григорьевна Морозова on Tue, 18/05/2010 - 22:35
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учащихся.
На доске вывешены термины, с которыми учащиеся познакомились на предыдущих уроках (среда обитания, факторы среды, царства, обитатели сред жизни)
Учитель:
Тихо сядут те, кто знает, что такое «среда обитания» (садятся); из числа севших учитель поднимает ученика и спрашивает определение.
Затем садятся те, кто знает, что такое «факторы среды». Потом те, кто знает, что такое «царства». Учитель спрашивает учащихся какие существуют царства живой природы и по каким признакам их выделяют.
Учитель:
Ребята, а вам знакомо следующее определение «обитатели сред жизни»?
Учащиеся: - нет.
Учитель:
Это и есть тема сегодняшнего урока.
Сообщение цели урока.
Учитель:
Для того, чтобы познакомиться с обитателями различных сред жизни, мы сегодня проведём небольшую исследовательскую работу.
Представим, что вы научные сотрудники одного из институтов и работаете в лабораториях. Сегодня работают четыре лаборатории, в которых исследуют, какие живые организмы населяют среды жизни «водную», «наземно-воздушную», «почву», «тела других организмов».
Учащиеся работают в малых группах самостоятельно.
Учитель инструктирует учащихся о предстоящей работе:
вы сейчас должны будете провести самостоятельное исследование и подготовить рассказ по плану. Интересный и правильный рассказ получится у тех, кто будет работать слаженно, выслушивать мнения своих коллег и сделают соответствующие выводы. Перед вами находятся источники и исследовательские листы, которые помогут вам в решении этой задачи.
Сейчас вы обсудите на научном совете, какие животные могут населять исследуемую среду обитания. А затем по одному представителю подойдут к столу, на котором лежат карточки с животными и растениями и выберут нужные.
II. Изучение нового материала
Работа ведётся в группах с исследовательскими листами, учебниками и дополнительной литературой.
Среда обитания
Название
Особенности среды
1.
2.
3.
обитатели
(приклеиваются картинки с изображениями животных)
Приспособления
животных
После проделанной работы «научные сотрудники» отчитываются на научном совете о проделанной работе – рассказывают об обитателях исследуемых сред жизни. В заключении своего выступления учащиеся пытаются сделать вывод: что представляет собой та или иная среда обитания и почему в ней живут живые организмы.
На доске прикреплены листы с выводами (обратной стороной). После выступления учащихся учитель переворачивает листы и сравнивают выводы учащихся с мнением учёных.
«Водная среда обитания – первая среда жизни, заселённая живыми организмами. Вода создаёт благоприятные условия для многих живых существ. Живые организмы населяют все слои водного пространства и у них есть различные приспособления для этого.»
«Наземно-воздушная среда содержит достаточное количество кислорода. Здесь много света, но не везде достаточно влаги, бывают резкие колебания температуры, но живые организмы приспособились к жизни в ней.»
«Почва населена многочисленными организмами, которые находят в ней условия, благоприятные для жизни.»
«Организм как среда обитания обеспечивает своих обитателей пищей, Защищает от врагов, от перепадов температуры, сами обитатели влияют на организм, в котором живут, приносят ему как пользу, так и вред.»
В заключении учитель вместе с учениками определяет, достигнута ли цель урока.
Подведение итогов (оценивание учащихся руководителями группы)
III. Домашнее задание.
Написать мини-рассказ о представителе любой из сред обитания.