Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Звуками полна планета»

Фото пользователя Юлия Михайловна Пенькова
Submitted by Юлия Михайловна Пенькова on чт, 18/03/2010 - 20:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пенькова Ю.М.
Место работы, должность: 
МДОУ, воспитатель
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

Программное содержание:

1. Систематизировать представления детей о разнообразных звуках в окружающем мире, развивать умение ориентироваться в них.

2. Продолжать развивать умения и навыки исследовательского поведения детей.

3. Развивать чувственный опыт детей.

4. Формировать умение работать в парах.

5. Воспитывать уважение друг к другу, умение договариваться и приходить к единому мнению.

Предварительная работа:

1. Беседа на тему: «Что такое звук?».

2. Рассматривание рисунка «Строение уха».

3. Игра «Угадай, чей голос?»

4. Прослушивание диска «Звуки природы».

5. Изготовление шумовых инструментов.

6. Чтение рассказов: «Почему стакан дзинькает, комар зудит, а шмель гудит?», стр. 203;

«А животные умеют разговаривать?», стр. 169 (См. «Детское справочное бюро «Почемучка», Москва: Астрель АСТ 2002 г.) 

Исследовательская деятельность:

- выявление действия звуковых волн на человека или животного;

- выявление процесса передачи звука по воздуху и через твердые предметы;

- выявление свойства звука к отражению.

Опыты и эксперименты:

- «Встряхни рис»

- «Колокольный звон»

- «Звонкая кастрюля»

- «Эхо» (См. «Альбом опытов»).

Учащихся в классе (аудитории): 
14
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

 

 

Используемая методическая литература: 

  

1. «Программа воспитания и обучения» под ред. М.А.Васильевой.

2. «Коррекционная работа в детском саду» под ред. Л.И.Плаксиной. Москва: «ГороД», 1999.

3. «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду», раздел «Опыты» под ред. С.Д.Ермолаева. Издательство «Аксидент», - Санкт-Петербург, 1994.

4. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». А.И.Савенков. - Москва. Педагогический институт «Первое сентября», 2007.

5. «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания». А.И.Савенков, - Москва, 2006.

6. «Дошкольное образование» №7, 2004. (тематический номер по развитию исследовательских способностей детей).

7. Занимательные опыты и эксперименты. Ф. Ола, Ж.-Л.Дюпре, А.-М.Жибер, П.Леба, Дж. Лебьом. – Москва: Айрис – Пресс, 2007.

8. Дженис Ван Клив. 200 экспериментов.  М.:"Джон Уайли энд Санз», 1995 .

9. Научные эксперименты. 1001 прикол. Пер. с англ. А.Филоновой. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 2006.

10. Почемучка. А.К.Дитрих, Г.А.Юрмин. – Москва: ООО Издательство «Астрель».

11. Энциклопедия «Ридерз Дайджест», «Планета Земля». - Отпечатано в Китае, 2008.

12. География. Энциклопедия. Керол Варли и Лайза Майлз. (Пер. с англ.) – Москва: «Росмен», 1996.

13. «Все обо всем». (Популярная энциклопедия для детей). – Москва: Компания «Ключ – С», 1997.

14. Большая энциклопедия для дошкольника. Ред. Н.Жильцова. Издательство «Олма – Пресс», 1999. 

Используемое оборудование: 
 
Материалы:
- папка исследователя, бейджики;
- листки бумаги 6/6, простые карандаши, фломастеры;
- ноутбук - видеоролик;
- предметные картинки и иллюстрации;
- книга «Большая энциклопедия для дошкольников», АЛМА –ПРЕСС, 2002 г., стр.438;
- металлическая банка из-под кофе, рис;
- тяжелая металлическая ложка, веревочка;
- кастрюля, деревянный молоточек;
- металлическое ведро;
- металлический шар;
- академический головной убор, мантия;
- мешочек с фишками; 
- свистки (по количеству детей). 
Краткое описание: 
Занятие по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

  - Мои юные исследователи, сегодня вы будете работать с другом. Кто будет вашим другом – определят фишки. (Дети по очереди вынимают фишки из мешочка и разбиваются парами по цвету фишек). Занимайте места за нашим круглым столом. Обратите внимание у вас на двоих по одной папке – это значит вы должны будете заполнить ее сообща вдвоем.

- Мы продолжаем работу нашего клуба. Вокруг нас много  различных предметов, которые мы можем увидеть, потрогать, понюхать и даже на зуб попробовать. Но есть нечто, что не поддается  этим действиям. Их можно только услышать. Что это? Верно, звуки. Послушайте, какие звуки можно услышать в эту минуту. (Дети слушают и называют). Вокруг нас полно звуков: они такие разные, то тихие, то громкие, то приятные, то раздражающие. (Озвучить по возможности характерные звуки).

- Наша речь тоже состоит из звуков. Вспомните игру "Угадай, кто позвал тебя?" По голосу можно узнавать человека. А можем распознать животное по тем звукам, которые выдает оно? Обо всем этом мы с вами уже говорили раньше.

- Кто из вас может вспомнить и сказать, что представляет из себя звук? (Ответы детей). Да, их можно только услышать с помощью наших ушей. Вы не задумывались, почему у нас два уха? (Кто-то из взрослых, сидящих, например, справа,  в это время бросает на пол металлический шарик). Почему вы все сразу повернули головы вправо? Да, потому что звук шел именно с той стороны. У нас два уха, чтобы определять ... откуда идет звук.

- А теперь, я предлагаю вам вспомнить, что вы помните о скорости звука - вспомните грозу. (Дети отвечают). Молодцы, ребята. Сейчас вам предстоит зарисовать все, что вы уже знаете о звуках на листочки и вложить их в раздел папки "Подумай сам". Будьте внимательны друг к другу при работе. (Дети работают).

- Перейдем к следующему разделу – «Спроси у специалиста». Может среди наших гостей есть специалист по звукам, поинтересуйтесь у него. (Заранее подготовленный человек выдает необходимую информацию: « Я могу вам рассказать интересный факт – в воде звук передается быстрее, чем по воздуху и намного дальше. Например, киты поют друг другу в воде и их слышно на расстоянии 100 километров. Это как от нашего города до Йошкар-олы»).  Действительно, ребята, очень любопытное сообщение для вашего будущего доклада. (Дети зарисовывают эту информацию в виде символов и вкладывают в раздел папки – «Спросить у специалиста»).

- А вот наша толстая умная книга «Большая энциклопедия», в ней есть все или почти все. Маша, раскрой ее там, где закладка. Рассмотрите картинку и догадайтесь, о чем она нам рассказывает. (Дети делятся своими мыслями). Вы правы, звук может отражаться. Например, удариться о стену горы и отскочить обратно - получится эхо. А так как звуки по воздуху двигаются не очень быстро, то эхо тоже надо немного подождать. Я предлагаю послушать эхо прямо в этой комнате, только эхо у нас будет персональным: кто кричит, тот и слышит. (Опыт «Эхо»). А сейчас пришло время заполнить раздел папки – «Посмотри в книге». (Дети работают).

- Готовясь к занятию, я заглянула в Интернет и нашла там такие сведения: «Очень громкие звуки вредны для наших ушей – можно лишиться слуха, т. е. оглохнуть. Чтобы защититься, надо надевать наушники, вкладывать беруши в уши или просто закрыть их ладошками". (Показать эти предметы).

- И еще подсказка из Интернета: есть такие звуки, которые используют для оздоровления людей, например, звуки пения птиц, а особенно звуки , издаваемые дельфинами. (Просмотр видеоролика). Что вам подсказал Интернет? Заполняйте этот раздел. (Дети работают).

- А теперь, предлагаю немного поэкспериментировать со звуками. Мы уже говорили с вами, что не можем увидеть звуковые колебания в воздухе, но зато мы можем увидеть... А что, вы скажете сами, проделав опыт. (Опыт «Встряхни рис»). Что же вы увидели? Звуки могут двигать предметы, например, рис.

-Следующие опыты тоже могут кое-что рассказать о звуках. (Опыты «Звонкая кастрюля» и «Колокольный звон»). Что же вы узнали? Звуки могут передаваться не только по воздуху, но и через твердые тела - дерево и металл. Посоветуйтесь друг с другом и решите, какой информацией заполнить раздел «Опыты и эксперименты» вашей рабочей папки. (Дети работают). (Описание опытов см. в приложении).

- Молодцы, ребята. Далее приступайте к обработке собранного вами материала. Затем выберите ту пару, которую хотите послушать. Подготовьте место для прослушивания. (Дети выполняют).

Примерный доклад:

«Вокруг нас полно звуков. Они бывают тихие, громкие, приятные и неприятные. Звуки мы не видим, но мы их слышим, благодаря ушам. У нас два уха, чтобы определять, откуда идет звук.

Наша речь тоже состоит из звуков. Мы можем по голосу узнать человека, потому что у каждого из нас свой голос.

Звук распространяется медленнее, чем свет. Например, когда идет гроза, мы можем видеть молнию и слышать гром. Они происходят одновременно. Но сначала мы видим молнию, а гром только через некоторое время. Это происходит потому, что скорость света выше, чем скорость звука.

В воде звук передается быстрее, чем по воздуху и намного дальше. Например, киты поют друг другу в воде и их слышно на расстоянии 100 километров.

Звук может отражаться, т. е. удариться о стену горы и отскочить обратно - получится эхо. 

Очень громкие звуки вредны для наших ушей – можно оглохнуть на время или лишиться слуха совсем. Чтобы защититься, можно надеть наушники, вложить беруши в уши или просто закрыть их ладошками. А есть такие звуки, которые используют для оздоровления людей: пение птиц, звуки дельфинов».

(Обсуждение и дополнения по докладу).

- Мои юные исследователи, я благодарю вас за вашу работу, за содержательный доклад. Все работали старательно, ответственно. На память о нашем занятии хочу подарить вам звуки, которые лежат в этой коробке. Но прежде, угадайте, что за звуки здесь спрятаны – на них реагируют водители и футболисты? (Раздача свистков).

 Приложение: 

Опыт "Звонкая кастрюля"

Материалы: кастрюля металлическая, палочка, стол.

 Процесс: Поместить кастрюлю вверх дном на одном краю стола, а на другом краю приложить свое ухо к столу и попросить друга постучать  палочкой по кастрюле.

Итоги: Вы услышите звук, который распространяется сквозь твердое тело. 

    Опыт  "Встряхни рис"

Материалы: широкая пустая емкость с широким горлышком, фольга, натянутая на горлышке, сухой рис, пустая металлическая банка и деревянная палочка.

Процесс: Насыпать рис в небольшом количестве на поверхность фольги. Держа пустую металлическую банку  над насыпанным рисом, несколько раз сильно ударить по ней палочкой.

Итоги: Вы увидите как рис будет подпрыгивать на поверхности фольги. На зерна риса влияют звуковые волны, образующиеся от ударов по металлической банке.

Опыт "Колокольный звон"

Материалы: металлическая ложка, толстая крепкая бечевка (60 см.)

Процесс: Привязать к середине бечевки ложку. Убедиться, что оба конца имеют одинаковую длину. Концы веревки привязать к указательным пальцам. Заткнуть уши пальцами. Наклониться вперед, чтобы ложка свободно повисла и столкнуласьь с краем стола.

Итоги: Послышится звук, напоминающий колокольный звон.

Опыт "Эхо"

Материалы: большое пустое ведро (металлическое или пластмассовое).

Процесс:  Поднять ведро перед собой, приблизить к лицу и громко крикнуть.

Итоги: Звук вашего голоса, ударившись о дно ведра, возвращается к вам.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн