Submitted by Николай Николаевич Медведев on чт, 18/03/2010 - 14:04
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ
ТЕХНОЛОГИИ
Преподаватель технологии
Медведев Николай Николаевич
Мурманск
2010
Цели:
Образовательная– организовать индивидуальную и групповую деятельность учащихся; выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно по теме.
Воспитательная– воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к деятельности одноклассников; воспитывать личную ответственность за выполнение выбранной работы.
Развивающая– развивать воображение, умение самостоятельной работы с литературой, расширять кругозор, эрудицию, развивать навыки публичных выступлений.
Задачи:
1. Находить и исследовать проблему, определять объект исследования, выдвигать гипотезу и планировать эксперимент для её проверки, делать выводы.
2. Планировать, организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность.
3. Самому добывать и обрабатывать информацию, критически осмысливать получаемую информацию.
4. Понимать необходимость и готовность учиться и переучиваться самостоятельно всю жизнь.
5. Формировать навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.
6. Самоопределиться и самоутвердиться, найти себя.
Учащихся должны овладеть следующими умениями
обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;
находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;
проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;
овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;
осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;
экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;
давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;
выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;
оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать профессию;
сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.
Метод проектов
Это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.
История возникновения и развития метода учебных проектов
Основные концептуальные положения теории Джона Дьюи (1859-1952):
истинным и ценным является только то, что дает практический результат;
ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);
усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;
ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:
проблематизация учебного материала;
познавательная активность ребенка;
связь обучения с жизненным опытом ребенка;
организация обучения как деятельности (игровой, трудовой)
На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.
На втором этаперебята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.
На заключительном этапепроводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.
К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие
Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата 210х297 мм.
По содержанию она включает
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Главы основной части:
Глава 1. Конструкция изделия.
Глава 2. Технология изготовления.
Глава 3. Экономическое обоснование проекта.
Глава 4. Экологическая оценка проекта.
5. Заключение.
6. Библиографический список использованной литературы.
7. Приложения.
ВЫВОД
Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.
Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.
Размещено чт, 23/12/2010 - 11:05 пользователем Сергей Петрович Шурупов.
Уважаемый Медведев Н.Н.! Хотелось увидеть в вашей проектной деятельности результаты творческого труда ваших учеников. С уважением ваш коллега. г.Волгоград.
Размещено Fri, 11/02/2011 - 19:34 пользователем Николай Николаевич Медведев.
Уважаемый Сергей Петрович! Извините что так долго не отвечал. Ученикам проектная деятельность понравилась, тем что они у меня на уроках выбирают тему самостаятельно или дома с родителями, по своим силам, и умениям. Но признаюсь честно им не нравится писать сами проекты))))). Результат учеников один они повысили свою успеваемость, так как они работают не по шаблону а каждый самостоятельно. Я сам живу и работаю на побережье, и мы живём в основном рыбалкой и многие ребята уже изготавливают удочки и краболовки))) что то в гаражи для родителей........ Но вот самое главное что даёт проектная деятельность:
Эффективность метода проектов заключается в следующем:
1. метод проектов дает более глубокие и осознанные знания по предмету;
2. позитивное отношение к предмету учащихся возрастает;
3. учащиеся умеют анализировать, давать самооценку своей деятельности, сформировали навыки и умения в исследовательской работе, желают продолжить работать по проектам.
4. метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса, придающим ему интегративный характер и практическую направленность. Как педагог, считаю метод проектов перспективным, обладающим большими потенциальными возможностями.
Размещено вс, 23/10/2011 - 12:04 пользователем Надежда Ивановна Михайлова.
На ваше высказывание: "Но признаюсь честно: им не нравится писать сами проекты..." Уважаемый Николай Николаевич, попробуйте отойти от стереотипа: обязательная писанина. До тех пор пока ребенок сам не придет к тому, что ему это НАДО, он этого не захочет. Если вы начинаете вводить метод проекта с 5 класса, то предполагается, что вы идете от простого к сложному, от мини проектов к проектам многочасовым. Попробуйте заложить такие критерии в самооценке каждого этапа проектирования и самооценке самого конечного результата проекта , которые бы подтолкнули учащегося к мысли о необходимости вести какую-то документацию по своей работе. Например: многократная воспроизводимость его работы, серийное производство и т.п. И еще маленький ньанс, Учащиеся в процессе учебной деятельности пишут бесконечное число всяческих работ, конспектов, рефератов и прочая прочая. И все чисто красиво в соответствии с чьими-то требованиями. Так? Дайте возможность учащемуся писать в соответствии со своими личными требованиями: хочет писать материалы проектирования в рабочей тетради - пожалуйста; на листочке - ради Бога; хочет снабдить все это рисунками с логотипами своей любимой футбольной команды, типа "Спартак чемпион" - да сколько угодно - хоть вверх ногами! Но в критериях должно быть заложено, скажем: аккуратность выполнения сопроводительной документации, или опять же: воспроизводимость, возможность запуска в серийное производство.... И тогда простой вопрос: А возможно ли твое изделие запустить серией? А почему? ... ответ придет сам собой... Желаю успехов!
Размещено Sat, 12/02/2011 - 11:34 пользователем Сергей Петрович Шурупов.
Уважаемый Николай Николаевич, прошу Вас просмотреть мои материалы и дать оценку моей работы, смотри по ссылке http://www.openclass.ru/dig-resource/177092,
и другие, http://www.openclass.ru/my_page_all.
Мальчики, на занятиях проектной деятельности выбирают те проектные задания, которые им интересны: изделия быта, игрушки, изделия для отдыха и рыбалки, и это главное, так как, учащиеся отвлекаются от "вредных" привычек и стремятся участвовать в творческой работе. Удачи Вам в творческой и личной жизни.
Комментарий был изменен с момента создания (shurupov_sp54, Sat, 12/02/2011 - 11:34).
Размещено Sat, 12/02/2011 - 18:11 пользователем Николай Николаевич Медведев.
Уважаемый Сергей Петрович, Я с Вами полностью согласен, что детей нужно отвлекать от вредных привычек, и наша работа заключается что бы мы ребят заинтересовали, на уроках или кружках......... Перешёл по Вашим сылкам и ничего ненашёл?????
Комментарий был изменен с момента создания (Медведев Н.Н., Sat, 12/02/2011 - 18:11).
Размещено вс, 13/02/2011 - 13:28 пользователем Сергей Петрович Шурупов.
Спасибо за ответ, извините за технические проблеммы. Прошу вас посмотреть СООБЩЕСТВА под моим именем:
Технология и творчество учащихся Сергей Петрович Шурупов Изменить Удалить
Конструирование и рационализация в предметной области технология Сергей Петрович Шурупов Изменить Удалить
Творческие занятия по технологии. Сергей Петрович Шурупов Изменить Удалить
Лабораторная работа Юрий Абрамович Первин Удалить
Сообщество выпускников ВИПТ - мастеров, учителей технологии. Сергей Петрович Шурупов Изменить Удалить
Новости учителя технического труда Сергей Петрович Шурупов Изменить Удалить
Технология - проектная деятельность Сергей Петрович Шурупов Изменить Удалить
Преподавание "Технологии" Татьяна Владимировна Озерова. Здесь есть мои материалы. Фото альбомы и другое.
Надеюсь, вы теперь найдете. Спасибо. С.П.
Комментарий был изменен с момента создания (shurupov_sp54, вс, 13/02/2011 - 13:28).
Размещено вс, 23/10/2011 - 18:18 пользователем Сергей Петрович Шурупов.
Уважаемый Николай Николаевич! Приглашаю Вас посмотреть мой сайт, http://www.nsportal.ru/shurupov-sergey-petrovich, а если есть желание можете создать свой, желаю Вам удачи!
На: Проектная деятельность на уроках технологии
Шурупов С.П.
На: Проектная деятельность на уроках технологии
Уважаемый Сергей Петрович! Извините что так долго не отвечал. Ученикам проектная деятельность понравилась, тем что они у меня на уроках выбирают тему самостаятельно или дома с родителями, по своим силам, и умениям. Но признаюсь честно им не нравится писать сами проекты))))). Результат учеников один они повысили свою успеваемость, так как они работают не по шаблону а каждый самостоятельно. Я сам живу и работаю на побережье, и мы живём в основном рыбалкой и многие ребята уже изготавливают удочки и краболовки))) что то в гаражи для родителей........ Но вот самое главное что даёт проектная деятельность:
Эффективность метода проектов заключается в следующем:
1. метод проектов дает более глубокие и осознанные знания по предмету;
2. позитивное отношение к предмету учащихся возрастает;
3. учащиеся умеют анализировать, давать самооценку своей деятельности, сформировали навыки и умения в исследовательской работе, желают продолжить работать по проектам.
4. метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса, придающим ему интегративный характер и практическую направленность. Как педагог, считаю метод проектов перспективным, обладающим большими потенциальными возможностями.
На: Проектная деятельность на уроках технологии
На ваше высказывание: "Но признаюсь честно: им не нравится писать сами проекты..." Уважаемый Николай Николаевич, попробуйте отойти от стереотипа: обязательная писанина. До тех пор пока ребенок сам не придет к тому, что ему это НАДО, он этого не захочет. Если вы начинаете вводить метод проекта с 5 класса, то предполагается, что вы идете от простого к сложному, от мини проектов к проектам многочасовым. Попробуйте заложить такие критерии в самооценке каждого этапа проектирования и самооценке самого конечного результата проекта , которые бы подтолкнули учащегося к мысли о необходимости вести какую-то документацию по своей работе. Например: многократная воспроизводимость его работы, серийное производство и т.п. И еще маленький ньанс, Учащиеся в процессе учебной деятельности пишут бесконечное число всяческих работ, конспектов, рефератов и прочая прочая. И все чисто красиво в соответствии с чьими-то требованиями. Так? Дайте возможность учащемуся писать в соответствии со своими личными требованиями: хочет писать материалы проектирования в рабочей тетради - пожалуйста; на листочке - ради Бога; хочет снабдить все это рисунками с логотипами своей любимой футбольной команды, типа "Спартак чемпион" - да сколько угодно - хоть вверх ногами! Но в критериях должно быть заложено, скажем: аккуратность выполнения сопроводительной документации, или опять же: воспроизводимость, возможность запуска в серийное производство.... И тогда простой вопрос: А возможно ли твое изделие запустить серией? А почему? ... ответ придет сам собой... Желаю успехов!
На: Проектная деятельность на уроках технологии
Уважаемый Николай Николаевич, прошу Вас просмотреть мои материалы и дать оценку моей работы, смотри по ссылке http://www.openclass.ru/dig-resource/177092,
и другие, http://www.openclass.ru/my_page_all.
Мальчики, на занятиях проектной деятельности выбирают те проектные задания, которые им интересны: изделия быта, игрушки, изделия для отдыха и рыбалки, и это главное, так как, учащиеся отвлекаются от "вредных" привычек и стремятся участвовать в творческой работе. Удачи Вам в творческой и личной жизни.
Шурупов С.П.
На: Проектная деятельность на уроках технологии
Уважаемый Сергей Петрович, Я с Вами полностью согласен, что детей нужно отвлекать от вредных привычек, и наша работа заключается что бы мы ребят заинтересовали, на уроках или кружках......... Перешёл по Вашим сылкам и ничего ненашёл?????
На: Проектная деятельность на уроках технологии
Спасибо за ответ, извините за технические проблеммы. Прошу вас посмотреть СООБЩЕСТВА под моим именем:
Технология и творчество учащихся Сергей Петрович Шурупов Изменить Удалить
Конструирование и рационализация в предметной области технология Сергей Петрович Шурупов Изменить Удалить
Творческие занятия по технологии. Сергей Петрович Шурупов Изменить Удалить
Лабораторная работа Юрий Абрамович Первин Удалить
Сообщество выпускников ВИПТ - мастеров, учителей технологии. Сергей Петрович Шурупов Изменить Удалить
Новости учителя технического труда Сергей Петрович Шурупов Изменить Удалить
Технология - проектная деятельность Сергей Петрович Шурупов Изменить Удалить
Преподавание "Технологии" Татьяна Владимировна Озерова. Здесь есть мои материалы. Фото альбомы и другое.
Надеюсь, вы теперь найдете. Спасибо. С.П.
Шурупов С.П.
На: Проектная деятельность на уроках технологии
Уважаемый Николай Николаевич! Приглашаю Вас посмотреть мой сайт, http://www.nsportal.ru/shurupov-sergey-petrovich, а если есть желание можете создать свой, желаю Вам удачи!
Шурупов С.П.