Но несмотря на это в Сети в последнее время можно встретить много приказов, положений, подписанных руководителями МУО, директорами школ, ассоциациями педагогов, в которых утверждается, что именно должно быть в Портфолио педагога.
Что это? Это попытка оценить творчество педагога или...?
Давайте об этом и поговорим в нашем форуме — кто, согласно каким критериям и, главное, зачем, должен оценивать Портфолио педагога?
В переводе с итальянского "портфолио" означает "папка с документами".
Портфолио учителя - способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.
Устраиваясь на работу, работадатель просит показать резюме. У модели есть свое портфолио. А почему у учителя его не может быть?
У учителя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное. Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, которое позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. А также портфолио служит для оценки мастерства педагога при аттестации на заявленную категорию.
Портфолио дает возможность молодым и перспективным специалистам, показать свои достижения руководству на равне со всеми.
На вопрос, кто должен оценивать портфолио педагога, прежде всего сам педагог.
Портфолио учителя – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
Если исходить из данного определения, можно с уверенностью сказать , что портфолио педагога можно использовать как форму проведения аттестационных испытаний педагогических работников. В этом случае можно оценить не только профессиональные знания педагога, но и остальные составляющие профессиональной компетенции, например, умение решать проблемы в своей профессиональной деятельности, соответствовать новым профессиональным требованиям и т.д.
Комментарий был изменен с момента создания (madinatas, Wed, 03/03/2010 - 13:09).
Действительно в переводе с итальянского это слово означает “папка с документами” или “папка специалиста”. Мне кажется, что портфолио это некая форма самопрезентации. Это программа деятельности, вырисовывание траектории движения и анализ уже пройденного пути.
Поэтому, думаю, наполнение должно быть личностным. Не помешает и отношение к собственной деятельности. То есть должны быть и рефлексивные моменты и моменты самоанализа. Данные порфолио должны знакомить нас с личностью, ее деятельностью, то есть это только информативное средство, оно поможет быстро найти нужную информацию о деятельности личности, владельца портфолио.
Как оценивать? На мой взгляд, нужно точно не портфолио, а деятельность, о которой в портфолио есть упоминание.
Да, портфолио это папка с документами. Данный вид презентации себя и своих достижений все-таки больше характерен для творческих профессий. Но вот и для педагогов ввели портфолио. В нашем случаи, конечно, это должны быть результаты работы, а не красивые фразы о педагогических технологиях, о методах воспитания и т.д. К сожалению сейчас так и происходит. Это очень наглядно видно в конкурсах, побеждает не тот, кто отлично работает, а тот, кто красиво напишет. Ведь дошло до того, что нанимают людей, которые правят текст, вносят красивые фразы, и самое главное, потом именно эти документы признаются лучшими. Вот и возникает вопрос: "А нужно ли вести портфолио"?
Портфолио сейчас - одна из форм представления педагогического опыта для аттестации, поэтому оценивает его аттестационная комиссия и эксперт по критериям, соответствующим той или иной квалификационной категории. В первую очередь - это положительная динамика результатов педагогической деятельности, использование современных педагогических технологий, участие в профессиональных и творческих конкурсах и др.
Как известно, главной целью создания портфолио является представление отчета о работе учителя по самообразованию, отслеживание творческого и профессионального роста, способность формирования навыков рефлексии.Т.к. портфолио это папка с документами, то это должны быть результаты работы, а не только представление и рассуждение о педагогических технологиях, о методах воспитания и т.д.Портфолио сейчас как форма представления педагогического опыта для аттестации, и оценивает его аттестационная комиссия и эксперт по критериям, соответствующим той или иной квалификационной категории. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
О портфолио учителя написано очень много. В журнале «Методическая работа» Е.Ю. Захарченко, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, директор средней школы №4 г. Ростова-на-Дону в статье «Структура портфолио учителя» пишет:
Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности – обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:
· Повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам года;
· Своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
Из опыта своей работы, могу сказать, в конце учебного года, каждый учитель может предоставить свои достижения, достижения своих учащихся на предметном ШМО. Оно в свою очередь оформляет протокол, где указывает, что представленные результаты можно занести в свое портфолио и если считает нужным, то подает сведения о поощрении педагога.
Любой процесс, происходящий в развитии общества, требует оценивания. Наибольших успехов можно достичь в том случае, когда были учтены прошлые и настоящие результаты, а так же исследовано влияние позитивных и негативных моментов. Так что же такое оценивание? В словарях термин «оценивание» - это высказывание мнения, суждения о ценности или значении кого-либо или кого-нибудь. Наиболее популярным способом оценивания учителя сегодня является портфолио. Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов. Одноко, я считаю, что никакое портфолио при оценивании учителя и его деятельности не сможет заменить открытого урока или мероприятия, в котором непосредственно осуществляется диалог учитель – ученик.
Внимательно прочитала мнения коллег и согласна с тем, что наполнение
должно быть личностным. Еще бы добавила наполнение систематическое, а не
сиюминутное для очередного конкурса или очередной аттестации.Портфолио как
раз и должно показать, что побеждать должен тот, кто отлично работает, а
не тот, кто красиво пишет.Одно из словарных значений термина портфолио связано с такой его трактовкой: портфолио - это перечень поручительств и
рекомендаций относительно конкретного человека в подтверждение присущих
ему достоинств. Накопление документальных подтверждений может обеспечивать
учителю рейтинговое место. Портфолио - это и фиксация шагов на пути
реализации выбранных ориентиров профессионального роста. Оценивать должен
сам педагог, аттестационная комиссия по критериям, предъявляемым к
аттестационным категориям.
Светлана Колосова
Я, пожалуй, не соглашусь с тем, что, кто хорошо работает, а кто просто пишет красиво. Что уж педагоги отличаются косноязычием?! Если кто работает хорошо, сегодня это означает, что работает по-новому, используя новые технологии, понимая социальный заказ общества и т.д., то есть люди способны перестроиться, гибкие, компетентные, готовые менять мировоззрение, подходы. Значит эти люди должны иметь современный глоссарий, владеть терминологией, не просто отдавая дань моде, а осмысленно. А если этого нет, значит надо над этим работать. Научиться говорить о своей работе современным языком, методически грамотно.
Портфолио всегда чье-то (или чей-то?).
У Портфолио всегда есть автор.
Именно автор решает, каким будет его Портфолио.
Но несмотря на это в Сети в последнее время можно встретить много приказов, положений, подписанных руководителями МУО, директорами школ, ассоциациями педагогов, в которых утверждается, что именно должно быть в Портфолио педагога.
Что это? Это попытка оценить творчество педагога или...?
Давайте об этом и поговорим в нашем форуме — кто, согласно каким критериям и, главное, зачем, должен оценивать Портфолио педагога?