Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учеников, работа с классным журналом, проверка готовности к уроку кабинета и учеников.
|
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, благоприятный настрой учащихся на совместную работу
|
Учащиеся демонстрируют готовность к работе
|
Актуализация знаний.
Бесконфликтная проверка знаний учащихся путём использования технологии опроса «Цепочка» и выявление причинно-следственных связей.
|
На данном этапе урока учитель выступает в роли арбитра. Проверка знаний усвоенных на прошлом уроке, создание ситуации успеха и определение перспектив урока (от географического положения материка к рельефу и тектоническому строению)
|
Учащиеся в течение 5 минут задают вопросы по пройденной теме «Географическое положение Евразии» по цепочке: ученик формулирует и задаёт вопрос классу, весь класс определяет корректность и правильность вопроса, за тем желающий отвечает и задаёт свой вопрос, и так по цепочке пока время не вышло. В последствии выявляется лучший вопрос на данном этапе урока.
|
Мотивация на новую деятельность.
Совместная работа учителя и учащихся над утверждением: «Рельеф оказывает большое влияние на образование, развитие и размещение по поверхности материка всех компонентов природы». Выявление «знания - не знания» в данной области.
|
Выявление интересов учащихся в изучаемой области, их отношения к теме, принятие цели урока и совместное определение учебной и исследовательской задач урока, определение проблемной ситуации, стимулирование «желания понять».
|
Каждый ребёнок пытается ответить на вопросы: Что изучаем сегодня? За чем, ради чего я изучаю эту тему? Что интересно для меня лично? Высказывают различные суждения относительно своих интересов к изучаемой теме, территории, географических объектов.
|
Изучение нового материала. Решение поставленных исследовательских задач - «Причины разнообразия форм рельефа Евразии»
· Введение проблемной ситуации: учащимся предлагается дать образное эмоциональное описание поверхности материка.
· Самостоятельная работа учащихся в парах, используя раздаточные таблицы. Проанализировать тектоническую и физическую карты материка методом «наложения карт», установить причинно-следственные связи между строением земной коры и расположением основных форм рельефа.
· Просмотр кинофрагмента «Гималаи». Работа с картами атласа и контурными картами: нанесение поясов складчатостей – Альпийско-Гималайского, Тихоокеанского
· Групповая работа («Большая четвёрка»): определить причины многообразия полезных ископаемых.
· Индивидуальная работа (задания разного уровня сложности по выбору учащегося): сравнить рельеф двух территорий (Восточно-Европейскую равнину и Среднесибирское плоскогорье, Урал и Алтай, север и юг Нижегородской области, Кавказ и Альпы) сопоставить возраст и определить различия по высоте и формам рельефа. Сделать вывод. Зарисовать схему «Причины, повлиявшие на разнообразие форм рельефа Евразии»
|
Организует и катализирует деятельность учащихся в процессе решения поставлен-ных задач, обеспечивает лич-ностную включенность каждого ученика в решение проблемы. Осуществляет консультирова-ние учащихся при выполнении как групповой, так и индиви-дуальной деятельности. Обращает внимание на «малозначимые» факты.
Предоставляет возможность и право выбора заданий учащимся с целью формирования адекват-ной самооценки. Организует диалогическое сопровождение исследовательской деятель-ности учащихся и общее обсуждение работы групп над заданиями.
|
· Учащиеся дают образное описание рельефа поверхности материка используя настенную физическую карту Евразии; выделяют территории равнинные и горные, определяют различия по высоте, самую высокую и низкую точки материка.
· Используя раздаточные таблицы (см приложение №1) путём «наложения карт» анализируют тектоническую и физическую карты материка, сопоставляют и суммируют полученную информацию, заполняя раздаточную таблицу, определяют причинно-следственные связи между размещением форм рельефа и тектоническим строением террито-рии. Вывод: Древним платформам соответствуют в основном равнины, а складчатым областям – различные по высоте горы (запись в тетрадь).
· Учащиеся закрепляют полученную информацию при просмотре кинофрагмента, работая в контурной карте и осуществляя взаимный контроль. В процессе работы формируется конкретный образ территории Альпийско-Гималайского и Тихоокеанского поясов складчатости и их происхождения.
· В ходе работы в группах «Большая четвёрка» (4 чел), учащиеся используют личный прошлый опыт и логические суждения для выявления закономерностей в распределении полезных ископаемых.
· Индивидуальная работа на последнем этапе подразумевает выбор учащимися заданий подхо-дящих по уровню сложности каждому; при решении любого из данных заданий формируется система выводов (причинно-следственных связей) преобразованных в схему «Причины, повлиявшие на разно-образие форм рельефа Евразии» (см. приложение №2, запись в тетрадь).
|
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Применение педагогической технологии «Самооценка».Осуществление индивидуального и коллективного осмысления пройденного материала. Заполнение оценочной таблицы (оценивается как сам учащийся, так и урок).
|
Учитель способствует выработке у учащихся объективной оценки своих достижений, адекватной Я-концепции, организует индивидуальную и групповую рефлексию деятельности, обозначает и оценивает достигнутые результаты в ходе заполнения оценочной таблицы урока(технология«Самооценка»).
|
Учащиеся самостоятельно оценивают индивидуальную, групповую деятель-ность на уроке заполняя оценочную карту урока (см. приложение №3); обсуждают собственные действия в ситуации образовательной напряжен-ности (Достигнуты ли поставленные цели? Много ли нового и интересного узнал на уроке?).
|
Домашнее задание
§53 , на контурную карту нанести все объекты рельефа и районы добычи полезных ископаемых изученные на уроке.
|
Учитель сообщает домашнее задание и объясняет способ его выполнения.
|
Ученики осмысляют информацию о домашнем задании и задают уточняющие вопросы.
|