Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Анфёрова Л.В. Оценка мировых природных ресурсов. Урок географии, 10 класс

Автор: 
Анфёрова Лариса Владимировна
Место работы: 
Кемеровская область Новокузнецк МОУ «СОШ №56» Учитель географии
Контакты: 

 

Оценка мировых природных ресурсов. Урок географии, 10 класс

Презентация

Информационная карта урока географии 10 класс №5

Тема: Оценка мировых природных ресурсов.  Слайд №1

Цель: Формировать представление о ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира .
Задачи:

Образовательные: Дать понятие «ресурсообеспеченность». Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделитьглавные районы  их концентрации на земном шаре.

Развивающие: Формировать умения давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов. Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять географические конспекты.

Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе, развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды..

Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы.

Тип урока: изучение и закрепление нового материала . Урок – практикум.


Содержание урока

Методический инструментарий

Ориентиры развития

1. Организационный момент.
      Вводная беседа
Ознакомление обучающихся с задачами урока Слайд №2, с планом урока Слайд №3.
      2. Изучение нового материала.
Природные ресурсы и ресурсообеспеченность
.Классификация природных ресурсовСлайд №4, слайд №5, слайд №6, слайд №7, слайд №8.
Понятие о  природных ресурсах. Слайд №9  Понятие о ресурсообеспеченности. Слайд №10.
Водные ресурсы.
Каждый человек в день выпивает приблизительно 2 литра воды, а 3000 литров использует на различные нужды. Приблизительно 1,2 миллиарда человек живут там, где уже сейчас ощущается нехватка воды. Самым крупным потребителем воды является сельское хозяйство, на его долю приходится 70% всей потребляемой человеком воды.
Ресурсы пресной воды. Слайд №11. Потребление пресной воды и проблемы, возникающие в результате использования пресной воды. Слайд №12.
Пути решения проблемы пресной воды на планете. Слайд №13. Примеры решения проблемы недостатка пресной воды в отдельных странах мира. Слайд №14
Обеспеченность регионов и стран мира водными ресурсами. Слайд №15

Земельные ресурсы Слайд №16
Земельные ресурсы — вид природных ресурсов; поверхность Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени территориальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель — их плодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства.
Земля – источник жизни. Недаром говорят: «Труд – отец богатства, а Земля – мать его».
Земельный фонд планеты. Слайд №16
Структура земельного фонда показывает, каким образом используются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли (обрабатываемые — пашня, сады, засеянные луга и естественные луга и пастбища), лесные земли, земли, занятые населенными пунктами, промышленностью и транспортом, малопродуктивные и непродуктивные земли.
Большую ценность в структуре мирового земельного  фонда Слайд №16 представляют
обрабатываемые земли (11%), которые дают 88% необходимых для человека продуктов питания, а леса и пастбища 10%.
Структура земельного фонда не остаётся неизменной. Слайд №17.  На неё оказывают воздействие два процесса, имеющие противоречивый характер. Слайд №17. Примеры темпов опустынивания Слайд №17.
Обеспеченность пахотными землями отдельных регионов и стран мира. Слайд №18

Биологические ресурсы  Слайд №19
Растительные ресурсы Слайд №19. Животные ресурсы Слайд №19.
Совокупность всех ныне живущих на Земле растений и животных – это генетический фонд (генофонд) Слайд №19
Лесные ресурсы планеты Слайд №20. Лесистость.  Слайд №20
Обеспеченность лесными ресурсами регионов мира. Два лесных пояса. Слайд №21

Минеральные ресурсы Слайд №22
МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, полезные ископаемые в недрах Земли, запасы которых оценены по геологическим данным. Месторождения полезных ископаемых распределены в земной коре неравномерно. Большинство видов минерального сырья представлено рудами, состоящими из минералов, т.е. неорганических веществ природного происхождения. Однако некоторые важные виды полезных ископаемых, в частности энергетическое сырье, имеют органическое происхождение (ископаемые угли, нефть, торф, горючие сланцы и природный газ). Их присоединяют к минеральному сырью условно. В последние годы все большее значение приобретает гидроминеральное сырье – высокоминерализованные подземные воды (погребенные рассолы).

Закономерности размещения полезных ископаемых в земной коре. Слайд №22
Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья и способствуют формированию крупных территориально-производственных комплексов.
Обеспеченность минеральными ресурсами регионов мира. Слайд №23

3. Закрепление
Оценка ресурсообеспеченности  регионов мира. Слайд №24

4. Домашнее задание.  Слайд №25
5. Завершение урока.  Слайд №26

 

беседа

 

рассказ

 

 

 

 

 

Работа с картой

 

рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с картой

 

рассказ

 

работа с картой

 

рассказ

 

 

 

 

 

работа с картой

 

 

практическая работа

 

 

мотивация

 

Внимание, память, речь

 

 

 

 

Аналитическое мышление, обобщение
Внимание, память

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическое мышление, обобщение

Память, речь

 

Аналитическое мышление, обобщение

 память

 

 

 

 

 

Аналитическое мышление, обобщение

 

Мышление,
мотивация

 

 

 

 

Используемые источники информации

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений  -- М. : Просвещение, 2008.
  2. Ануфриева О.И.  Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч.1. Общая характеристика мира: поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского. – Волгоград: Учитель, 2002.
  3. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. VI – X классы / Под ред. И.И. Бариновой. – М, : Школа –Пресс, 2001
  4. 1С «Образовательная коллекция». География 6-10 классы». Диск произведён: г. Ектеринбург, ул. Комвузовская, 17, ком.203. Республиканский мультимедиа центр по заказу Министерства образования РФ, 2005. ЗАО «1С», 2005, e-mail: www.rnmc.ru
  5. http://www.priroda.su/item/530 автор: А.В.Егошин «Обеспеченность Земли водными ресурсами», 22.09
  6. http://www.examens.ru/otvet/2/11/138.html  «Земельные ресурсы. Различие в обеспеченности»
  7. http://www.krugosvet.ru/articles/20/1002069/1002069a1.htm  «Минеральные ресурсы»

Данные ресурсы позволяют сделать объяснение нового материала более наглядным, а урок в целом более информативны Помимо картографических изображений используются иллюстративные изображения и интересные факты, позволяющие расширить кругозор обучающихся, а так же увеличить объём предоставляемого материала. Использование разнообразных ресурсов при разработке урока стимулирует мотивацию ученика и повышает эмоциональное отношение к предмету.

 


»  Тэги к этому документу:

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн