Официальный сайт osinform 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Чоповская И. Н. Разработка урока «Тайный пафос повести А.С.Пушкина «Метель» (Интерпретация нравственно-духовного смысла)»

Автор: 
Чоповская Ирина Николаевна
Место работы: 
учитель литературы высшей категории, МОУ «Гимназия № 2 г. Орска»
Контакты: 

 

Разработка урока «Тайный пафос повести А.С.Пушкина «Метель» (Интерпретация нравственно-духовного смысла)»

 

Презентация


Предмет: литература
Краткая аннотация урока:
Класс, профиль: 8 класс, гуманитарный профиль
Тема: Творчество А. С. Пушкина
Тема урока: Тайный пафос повести А. С. Пушкина «Метель»
Тип урока: углубленное изучение произведения

Цели: Выявить особенности сюжета и композиции, жанра, изображения главных героев, пейзажа в произведении, связь изображаемого с центральной идеей повести.

 

Задачи:

  • Познакомить с повестью А. С. Пушкина «Метель». Довести до учащихся авторскую оценку поступков героев, идею произведения;
  • Развивать у учащихся умение анализировать произведение, сравнивать героев и их поступки; делать выводы;
  • Развивать навыки работы с художественным текстом, навыки поиска ответов на поставленные вопросы, прежде всего, в самом тексте произведения.
  • Развивать навыки работы с  различными источниками, ресурсами Интернета для поиска информации, рассмотрения различных точек зрения на проблему и выработки на их основе собственной позиции.

 

Ожидаемые результаты:
Повышение мотивации и активности учащихся при изучении произведения.
Полный анализ текста произведения.  
Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся
Воспитание нравственно-духовных ценностей; формирование ценностных позиций: семья, долг, честь, нравственный выбор.

Приобретаемые навыки детей:
Когнитивные:

  • Умение использовать литературоведческие понятия: идея, пафос, конфликт, авторская оценка при анализе текста;
  • Умение анализировать образы литературных героев, объяснять мотивировку их поступков;

Информационные:

  • Умение составлять конспект, выстраивать схемы, условные изображения;
  • Умение пользоваться ресурсами сети Интернет-ресурсами;

Аналитические:

  • Знание путей анализа  произведения;
  • самостоятельно делать выводы по прочитанному произведению.

Нравственный эффект урока предполагает:

  • формирование чувства ответственности за свои поступки;
  • формирование уважительного отношения к родителям;
  • формирование чувства личностного долга

Формы организации работы детей:

  • Учащиеся выполняют опережающие задания к уроку:

Подготовить сообщения о вальсе Свиридова «Метель», используя  Интернет-ресурсы
Выписать в тетрадь определения терминов эпиграф, ирония, идея и конфликт произведения, используя материалы сайта http://www.radmuseumart.ru/
Подготовка сообщения о картине Д. Шмаринова «Метель», используя ресурсы Единой цифровой коллекции (http://school-collection.edu.ru/)

  • На уроке:
  • учащиеся работают с  опорным конспектом  по теме урока;
  • участвуют в анализе произведения, выявляют особенности  художественного стиля;

Формы организации работы учителя:

  • лекция учителя
  • сопровождение беседы электронной презентацией
  • привлечение учащихся к обсуждению художественных  и   идейно-нравственных особенностей произведения
  • осуществление контроля знаний учащихся

Технологические особенности
- Технические условия: учебный кабинет, оборудованный мультимедийным комплексом
- Используемое оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • компьютер
  • экран
  • электронная презентация по теме «Тайный пафос повести А. С. Пушкина «Метель»
  • колонки для воспроизведения звука
  • диск с кинофильмом «Метель»
  • раздаточный материал для учащихся.

 Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

  • «Метель». Музыкальная иллюстрация к повести А. Пушкина. Вальс  Свиридова ( № 22033),
  • Г. В. Свиридов.Музыкальная иллюстрация к повести А. Пушкина «Метель» ( № 204243),
  • иллюстрация Д. Шмаринова к  повести А. Пушкина «Метель» (№ 204241)

Используемые ресурсы из других общедоступных источников: 
http://www.litera.ru/stixiya/cgi/see.cgi?url=http://magister.msk.ru/libr... — большой сетевой портал, содержащий тексты Пушкина. ГлаваV книги Юрия Лотмана «Александр Сергеевич Пушкин» (http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/lot/lot-021-.htm), http://www.radmuseumart.ru/

Форма занятия:  урок-диалог

 

Ход урока:


1.         Организационный момент. Тема. Цель.
-          Сегодня на уроке мы работаем с повестью А.С.Пушкина «Метель», которая входит в цикл «Повестей Белкина». Особенностью этих повестей является наличие образа рассказчика, который нужен для того чтобы выразить авторскую позицию. Сегодня у нас более глубокая тема. Мы будем работать с пафосом произведения. Запишите в тетради тему урока.
-          Вспомните, что называется  пафосом произведения? (Пафос — эмоциональный тон произведения, оценочное освещение, выражение авторской позиции. Пафос — главный момент авторской оценки, рассматривается в тесной связи с идеей, авторским идеалом, характером конфликта).
-          Таким образом, цель нашего урока заключается в том, что мы должны дать ответы на следующие вопросы:

  • Какую оценку дает автор поступкам героев?
  • В чем заключается идея произведения?
  • Каков характер конфликта?

 

2.         Работа с эпиграфом.
-          Повесть предваряет эпиграф. Прочитайте его и назовите произведение, из которого взяты строки, ставшие эпиграфом с повести «Метель» (Баллада Жуковского «Светлана»).
-          Вспомните, что называется эпиграфом и какова его задача?
(Эпиграф — небольшой текст, предваряющий произведение. В нем может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема).
-          Выделить главные, несущие основную нагрузку слова. (Божий храм, вдруг метелица, черный ворон, вещий стон).
-          Какую основную мысль, по-вашему, выражает эпиграф? (Печальное предзнаменование).
-          Вдруг случается метель, которая несет что-то печальное, предвещает  трагические события: черный ворон — символ потустороннего, непонятного, вещий стон, темная даль — все это предвестники трагических событий, которые каким-то образом связаны с метелью.
Вдруг — в этом слове заключается большое значение: многое в жизни начинается внезапно, случайно. А случай сродни судьбе, року, провидению. На это нас нацеливает эпиграф.

 

3.         Работа с темой — постановка проблемного вопроса.

            Тема произведения часто выносится в название.
Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа? (В метель попадают все 3 героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин. Метель — та сила, которая меняет жизнь героев).
То есть мы можем предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека.

 

4.         Работа с текстом.
-          Дома вы должны были найти описание метели в восприятии героев повести и ответить на вопрос: Как описание метели связано с душевным состоянием и характером героев.
Метель в восприятии Маши  - (На дворе была метель. Ветер выл, ставни тряслись и стучали, все казалось угрозой и печальным предзнаменованием. Метель не утихала;  ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую  преступницу).
-          То есть Маша мучается от осознания своей преступности, боится будущего: угроза и печальное предзнаменование.
Владимир - Описание метели в восприятии Владимира занимает 1/6 всего текста, и это была самая большая часть вашего домашнего задания.
-          Словами какой части речи насыщен текст. Зачем это понадобилось автору? (Глаголы, которые передают действие Владимира во время метели и действия метели. Это нужно для динамичности, стремительности повествования; держит читателя в напряжении — через глаголы показана борьба Владимира и метели).
-          Действительно, показана активная борьба, сопротивление, поэтому неслучайно самое частое слово-характеристика, которое использует Пушкин — это слово «поминутно». Состояние  героя  зафиксировано  не  только  в  активном сопротивлении, но и в болезненном отсчете времени: «в одну минуту», «поминутно», «казалось прошло более получаса», «ещё около 10 минут».
-          Зачем так часто используется повтор слов, упоминание о времени? (Герой торопится, не успевает, а следовательно, переживает, беспокоится. Так передается чувство волнения и тревоги читателю — усиливается беспокойство).
-          Какое состояние испытывает Владимир во время метели? Меняется ли оно? (Сильное беспокойство успокоился с ужасом увидел, ... отчаяние слезы брызнули из глаз остался недвижим, как человек, приговоренный к смерти)
-          Исследователь Павский сказал: «Глагол есть неограниченный властелин. Царь предложения». В этом мы сейчас убедились.
-          Композит Свиридов создал вальс к кинофильму «Метель». Я предлагаю вам послушать и сравнить выражение состояния Владимира словами Пушкина и музыкой Свиридова и ответить на вопрос: Какие чувства сближают их? (Звучит музыка Свиридова и чтение отрывка со слов:  «Но едва Владимир выехал за околицу ... он поехал на удачу).
-          Какие чувства, ощущения возникли у Вас сейчас? (Кружение, повторение чего-то).
-          Заметили ли вы что-то общее в вальсе «Метель» и действиях Владимира?

Вальс                                                                                         Действия Владимира
- повторяется мотив;                                                                  - действия тоже повторяются;
- музыка то усиливается, то прерывается                                - переживания героя то усиливаются, то
легкой, спокойной мелодией;                                                      успокаиваются;
- музыка становится более насыщенной,                                            - Владимир впадает в отчаяние (как
грозной.                                                                                           человек, приговоренный к смерти).

Таким образом, и через музыку, и через слова метель показана как реальная сила, мешающая осуществлению планов Владимира.
-          Очень важное место в повести занимают СНЫ героини. Вспомните, в каких произведениях мы уже встречались с этим несюжетным элементом (Жуковский «Светлана»).
-          Каковы функциональные особенности снов? (Их роль) (Играют роль пророчества, предвещают).
-          Исследователь творчества Пушкина Гермензон утверждает: «Он (Пушкин) понимает сон, очевидно, как внутреннее видение души... во сне скрыто пророчество мудрое и верное».  Докажите эти мысли.
-          Вспомните первый сон. О чем он? Какое пророчество в нем скрыто? (Отец препятствует — как отказ от благословления. Наверное, не бедность была причиной отказа, потому что потом родители соглашаются на свадьбу. Скорее родители не поверили в серьезность чувств их дочери и Владимира (он молод, легкомыслен, эгоистичен. Бросает в темное подземелье — последующее затворничество Маши).
-          Второй сон еще более вещим оказывается: Владимир, умирая просит Машу  поскорее обвенчаться с ним. Вспомните из курса истории какое значение придавалось браку. (Святые узы брака). Вспомните Марью Кирилловну из романа «Дубровский» (отказ без родительского благословления выйти замуж за любимого человека).
-          Мог ли действительно любящий человек поступить так? Ответ аргументируйте. (Нет, потому что Владимир даже перед смертью стремиться как можно крепче привязать к себе Машу, он думает только о себе, а, следовательно, эгоистичный, легкомысленный человек. Владимир в крови — умирает (пророчество).
-          Итак, все предвещает беду. Но несмотря на вещие сны, на жалость к родителям и чувство вины перед ними, Маша отправляется в церковь — божий храм.
-          Почему Маша в повести названа «молодой преступницей»? Какой закон она преступила? (Нравственный, православный, христианский, повелевающий чтить волю родителей).
! Преступление нравственное -  люди судить не могут, поэтому в роли судьи выступает жизнь, судьба - в виде метели.
Владимир - Вспомните, чем занят Владимир в это время? Какие чувства испытывает он? (Оставил все на последний день: свидетели, священник. Автор ничего не говорит о его чувствах. Он не испытывает вины перед родителями Маши, ответственности перед любимой. Более того автор иронизирует, посмеивается над ним: «Шут в усах и шпорах».
-          Таким образом, мы видим, что Владимир является человеком, еще более преступившим нравственный закон (Он придумал побег, он не мог поддержать Машу и не испытывает вины). И судьба его тоже за это наказывает.
-          Обратимся к нашей схеме. Посмотрите, после слова мотив идут характеристики поступков Маши и Владимира. Соотнесите эти характеристики с героями. Что различает Машу и Владимира, что общее в их поступках? (Раскаяние Маши - неосознание своей вины Владимиром). Первые две характеристики определяют и того и другого.
-          Какой мотив звучит в связи с нравственным преступлением? (Наказание — по линии Маша-Владимир).
-          Как судьба наказывает Владимира? (Умирает)
-          А Машу наказывает чередой испытаний, которые выпадают на ее жизнь. (Замуж за незнакомца, смерть Владимира, смерть отца, невозможность выйти замуж, честное признание Бурмина).
-          Бурмин так же, как и Маша, наказан судьбою за то, что он поступил необдуманно, жестоко пошутил). Восстановим цепочку испытаний: Бурмин женится на незнакомке - раскаивается - честно признается Маше.
-          Посмотрите, герои оступились, но они раскаиваются, а за раскаяние получают прощение у судьбы = мотив прощения. (По линии Маша — Бурмин).
          Таким образом, посмотрите мотив наказания и прощения сводится к идее произведения. Сделайте вывод об идее произведения. (Наказание и прощение — справедливое возмездие).
          Бурмин - Иное восприятие метели у Бурмина. Как описание метели связано с душевным состоянием, характером Бурмина? (Непонятное беспокойство овладело мною, казалось кто-то меня так и толкал. Метель не унималась. Я не вытерпел, поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать, буря не утихала. Я увидел огонек и велел ехать туда).
Эмоциональный уровень: через слова «ужасная», «не унималась» и кажется, что на первом месте волевые усилия героя, но что-то таинственное и непонятное заставляет Бурмина делать нелогичные поступки.
-          Посмотрите, во всех З-х описаниях одна фраза: «Метель не унималась» (Бурмин), «Метель не утихала» (Маша, Владимир). И поэтому с героями случается то, о чем они не могли знать.
Таким образом, мы доказали справедливость утверждения, что метель играет роль случая, от которого зависит судьба героя.
-          Посмотрите в раздаточный материал. Там обозначены герои: Maшa, Владимир, Бурмин, ниже представлена роль метели (*). Соотнесите роль метели в судьбе героев с именем самого героя (указать стрелкой). Чем является метель для каждого из них?
-          Возникает вопрос: Почему так по-разному сложилась судьба героев? Почему у одного судьба отнимает счастье, любимую и даже жизнь, а другому отдает все? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны проанализировать отдельные эпизоды повести.

 

5.         Анализ эпизодов текста.

-          Произведение начинается с идиллического описания жизни и быта доброго Гаврилы Гавриловича Р. Что узнаем мы об этом? (Гостеприимный хозяин, славился радушием, соседи поминутно ездили попить, поесть, поиграть в босток с его женою, поглядеть на дочь Mашу).
-       Одним словом, Ненародово. О чем говорит такое название поместья? (Не могли нарадоваться такой жизни).
-          С появлением Владимира тон повествования меняется. Описывая чувства Маши и Владимира, автор использует следующие слова:

  • предмет, избранный ею —
  • пылал страстью —  
  • клялись в верной любви —
  • сетовали на судьбу —

-          Опять прошу Вас обратить внимание на глагол. Попробуем заменить их синонимами, которые более понятны. — Что меняется, если заменит эти глаголы. (Более простое и естественное описание чувств Maши и Владимира).

  • предмет, избранный ею — человек
  • пылал страстью — любил   
  • клялись в верной любви — обещали
  • сетовали на судьбу — обижались

 

  1. Зачем автору понадобились такие возвышенные и неестественно-книжные глаголы? (Чувства надуманные, неестественные, как в романах, которые читала Маша, смеется над чувствами).
  2. Как называется этот прием? (Ирония — легкая насмешка)
  3. На какой поступок отважились Маша и Владимир? Почему они решили действовать так? (Венчаться тайно, так как родители не давали свое благославление).
  4. Какие желания, чувства, настроения определяют поведение Маши накануне побега? (Марья Гавриловна  долго колебалась, множество планов побега было отвергнуто)
  5. Чем объясняются эти сомнения героини? За кого больше всего Марья Гавриловна  и почему? (За своих родителей, понимая какой удар она им нанесет).
  6. Ярким свидетельством этому является письмо. (Она прощалась с ними в самых трогательных выражениях, извиняла свой поступок неодолимою силою страсти и оканчивала тем, что блаженнейшею минутою жизни почтет она ту, когда позволено будет ей броситься к ногам дражайших ее родителям - она осознает вину. Родительская забота и беспрестанные вопросы раздирали ее сердце, она была  чуть жива, заливалась слезами, видела безобразные)
  7. Автор показывает ее мучения, переживания, показывая, что каждому воздается по заслугам. Каждый должен  нести ответственность за  поступки.
  8. Таким образом, мы вернулись к цели нашего урока. Посмотрите на таблицу, сделайте вывод о пафосе произведения. (Учащиеся заполняют таблицу в раздаточном материале: пафос ироничный; автор осуждает (иронизирует) поступки героев; через конфликт человек-метель (случай) проводит идею, что каждый человек должен нести ответственность за свои поступки).
  9. По мотивам повести «Метель» был снят одноименный фильм. Посмотрите отрывок из этого фильма и ответьте на вопрос: С помощью каких средств режиссеру удалось передать идею произведения Пушкина (ответственность за свои поступки). – Учащиеся после просмотра отрывка  отмечают наличие икон, задумчивый взгляд, осуждающе-вопрошающий взгляд с икон и тревожную  музыку.
  10. Как эта же идея отражена в репродукциях картин Шмаринова (использование цвета черный-белый , который указывает на борьбу, внутриличностный конфликт, в момент когда Маша убегает из дома -  «молодая преступница»).


Домашнее задание:  Сопоставить повесть «Метель» и «Выстрел». Что общего в них? Написать  сочинение-рассуждение: Что объединяет эти повести?


Приложение 1

Предварительное домашнее задание к уроку по повести А.С. Пушкина

«Метель»

  1. Эпиграф. Название произведения, из которого взяты строки, ставшие эпиграфом в повести «Метель». Какова задача эпиграфа. Какую мысль выражает эпиграф, выбранный Пушкиным?
  2. Почему произведение называется «Метель». Каково значение этого образа?
  3. Выпишите в тетради описание метели в восприятии М.Г., Владимира, Бурмина. Как описание связано с душевным состоянием, характером, дальнейшей судьбой персонажей? Какие художественные средства использует автор? (Как ведут себя герои во время метели?).
  4. Как ведут себя М.Г. и Владимир на кануне побега. Какие чувства испытывают они?
  5. Ирония. Найдите места в повести, где чувствуется авторская ирония (выпишите или сделайте закладки с этими эпизодами).
  6. Подготовьте отрывки, описывающие Владимира (l вариант) и Бурмина (2 вариант) во время метели.  Пересказ близкий к тексту и выразительное чтение (индивидуально).
  7. Вспомните, что называется идеей и темой произведения. Определите (письменно) идею и тему произведения.
  8. Прочитайте определение, и ответьте на вопрос: «В чем пафос повести «Метель» . Пафос —            основной эмоциональный тон произведения, оценочное освещение персонажа или произведения. Пафос  — главный момент авторской позиции, рассматривается в тесной связи с идеей, авторским идеалом, характером конфликта.
  9. Чувства Маши и Владимира. Как к ним относится автор?
  10. На какой поступок отважились Маша и Владимир. Почему они решились действовать так?
  11. Сны Маши.  Можно ли их назвать вещими? Ответ аргументируйте.
  12. Бурмин и Маша, заслуживают прощение у судьбы. Найдите подтверждение этой мысли (через какие испытания проходят герои)?
  13. Подготовьте рассказ о жизни Бурмина.

 

Приложение 2

    БЕСЫ

 

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит  пo сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
дует, плюет на меня;
Вот — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещаёт снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

 

Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... «Что там в поле?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вон уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу:  духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?.
домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь  мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн