Автор:
Ефремова Любовь Романовна
Место работы:
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 12 ЯНАО, г.Ноябрьск
Урок литературы в 8 классе. Тема «Что такое любовь к Родине?» Программа «Школа 2100»
Тема «Что такое любовь к Родине?» изучается в действии 2 «Человек чувствующий», картина 3 «Ностальгия» на основе произведений Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…». Учебник для 8 класса «Дом без стен», программа «Школа – 2100»
На уроке ученикам предстоит решить, что же такое любовь к родине? Рассматриваем две точки зрения. Первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая - родина там, где сытно, дешево и удобно.
В конце урока приходим к выводу, что во все времена поэты любили и прославляли свою родину и что любим мы родину, не за то, что она хороша, а за то, что она своя. Особенно интересным стал этап творческой работы, на котором учащиеся представили свои размышления о родине, о родном крае, поделились мыслями о том, как они понимают, что такое любовь к родине.
Тема:
«Что такое любовь к Родине?»
Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»
Цели:
* Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;
* Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов лирических произведений;
* Овладение системой знаний, умений и навыков по предмету;
*Развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности,
*Воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего свою большую и малую родину, свой народ и культуру и уважающего традиции и культуру других народов;
Оборудование:
1. Портреты поэтов;
2. Высказывания различных авторов о Родине;
4. Репродукции картин.
Презентация 1
Презентация 2
План.
1. Вступление.
2. Актуальность.
3. Постановка целей и конкретных задач.
4. Гипотеза исследования.
5. Определение объекта и предмета исследования.
6. Выбор методов проведения исследования.
7. Процесса исследования.
1). Работа с высказываниями «великих» людей о любви к родине.
2). Работа с текстами художественных произведений.
- Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…»
- А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»
- Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»
8. Обсуждение результатов.
Эпиграф:
«Все думы мои о России,
судьба моей страны
является главенствующей темой
в моем творчестве»
(А.А. Блок)
«И жить и умереть
только здесь»
(А.А. Блок)
«Стоит передо мной моя тема,
тема о России…
Этой теме я сознательно и
бесповоротно
посвящаю жизнь…»
(А.А. Блок)
1. Вступление.
- Звучит гимн, все встают.
- Входят Белый и Рыжий Клоуны.
Инсценировка. (Учебник «Дом без стен. Литература. 8 класс» стр. 253)
Рыжий клоун. Что это с ними?
Белый клоун. О! Так они проявляют свою любовь к родине. Это обязательная составляющая человеческой жизни: слезы при разглядывании деревьев родной страны, мурашки по спине при церемонии поднятия государственного флага, желание кинуться в драку с каждым, кто плохо скажет о стране, где ты родился.
Рыжий клоун. Как ты можешь так об этом говорить! Любовь к родине – это чувство, возвышающее человека, Объединяющее его с другими людьми. Оно помогает в самые тяжелые минуты чувствовать себя защищенными. В древних цивилизациях у людей существовало самое страшное наказание – изгнание с родины…
Белый клоун. Да брось ты! Родина там, где сытно, дешево и удобно. А всё остальное сантименты. Тысячи людей покинули и покидают родину. Посмотри на них: они любили одну, теперь любят другую. Всё очень просто!
Рыжий клоун. Но это… всё равно что бросить старых немощных родителей и пристроиться к новым – молодым и обеспеченным. У человека есть такая же потребность в родине, в родной речи, как, скажем, в воздухе, воде и пище. И если, не дай бог, человеку приходиться бежать с родины, чтобы спасти свою жизнь или жизнь близких, он заболевает страшной болезнью. Имя ей – ностальгия. Она мучает и разрушает человека, если, конечно, он Человек.
Белый клоун. Ты опять за свое! Не рассказывай мне о рабах привычек и привязанностей. Я говорил о настоящих людях, свободных от всех этих предрассудков. Это они басни рассказывают о ностальгии, чтобы тебя не расстраивать. А поговорить и поплакаться о потерянной родине нынче очень модно…
2. Актуальность.
Обсуждение:
- Что такое любовь к Родине? Это привычка, предрассудок, необходимость?
- Есть ли в нашей стране, в нашем городе, районе, доме что-то такое, что вам особенно дорого, что является лично для вас олицетворением понятия «родина»?
- Как вы думаете, что побуждает поэтов, прозаиков, художников, композиторов создавать произведения о своем Отечестве? Приведите примеры таких произведений.
- Что означает слово «ностальгия»? Можно ли испытывать ностальгию, не покидая родины? У кого из известных вам писателей в творчестве звучать ностальгические ноты? Отчего возникает ностальгия?
- Итак, тема нашего урока «Что такое любовь к родине?»
- Что мы можем узнать на нашем уроке?
- Чему мы можем научиться?
- А надо ли нам это? Почему именно сейчас нам это надо?
3. Постановка целей и конкретных задач.
- Какую проблему вы видите в этой теме?
- Какие две точки зрения существуют по данному вопросу?
4. Гипотеза исследования.
- Итак, у нас есть две точки зрения: первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая - родина там, где сытно, дешево и удобно. Какую точку зрения будете отстаивать вы?
5. Определение объекта и предмета исследования.
- Что в таком случае, вам надо доказать?
- Каким образом мы можем доказать свою правоту?
6. Выбор методов проведения исследования.
- Какими средствами вы будете доказывать свою правоту?
7. Описание процесса исследования.
1. Работа с высказываниями «великих» людей о любви к родине.
На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем остальные родственники.
Нет места милее родного дома.
Только отечество заключает в себе то, что дорого всем.
Цицерон.
Отрадно и почетно умереть за отечество.
Что нам искать земель, согреваемых иным солнцем?
Кто, покинув Отчизну, сможет убежать от себя?
Гораций.
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека.
Попади только на чужбину, так начнешь уверять, что у нас свиньи жаренные разгуливают.
Петроний.
Если нельзя вырвать с корнем ложные мнения, если не в силах ты по убеждению души своей излечить давно укоренившиеся пороки, то все-таки не надо из-за этого покидать государство, подобно тому, как в бурю не надобно оставлять корабль, хотя и не в силах ты унять ветер.
Томас Мор.
Дерзайте отчизну мужеством прославить.
Ломоносов.
Самое лучшее предназначение есть защищать отечество.
Державин.
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.
Байрон.
Что общего в этих словах?
Вывод. Нашли ли вы подтверждение своим мыслям о любви к Родине?
2. Работа с текстами художественных произведений.
Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…».
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Анализ стихотворения.
- Определить тему и главную мысль стихотворения.
- Объяснить значение образа «белые снеги»Поэт говорит о том, что все в сущности преходящее, кроме родины; пока она будет, будет и он. Лирический герой ощущает себя частью родной страны, надеется, что хоть чем-то послужил ей. «Белые снеги» - это нечто такое, что заметает наши следы на земле, и вместе с тем – символ вечной России.
Вывод: Что для Евтушенко любовь к Родине?
У.: Евгений Евтушенко наш современник, нам близка и понятна его позиция. А что думали и писали поэты начала 20 века о родине, о любви к родине. Александр Блок – поэт рубежа веков, только 19 – 20. Какой видел он свою Родину, что значило для него любить Родину?
А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»
1. Слово учителя о Блоке.
Итак, Блок жил на рубеже веков. Это было время великих потрясений. В России это было время революций. У Блока был свой взгляд на мир, на жизнь, на революцию. Он видел и приветствовал революцию, он упивался музыкой революции. А его отказ эмигрировать, даже для того, чтобы лечиться за рубежом, увидеть другой взгляд на Россию, альтернативный взгляду И.А. Бунина и других писателей-эмигрантов.
2. Сообщение учащихся о жизни Блока.
- Почему Блок не покинул Россию после революции, как это сделали многие поэты и писатели того времени?
3. Выразительное чтение стихотворений Блока о родине.
4. Анализ стихотворения «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»
1 строфа.
Найти ключевые слова. Чувствует ли лирический герой свою связь с родиной? Почему думая о России, он представляет ее себе через подобные образы? Какая мысль не дает покоя лирическому герою?
Ключевые слова: «Русь моя, жизнь моя», «маяться», «разлучиться» «раскаяться», «вольному сердцу», «твоя тьма».
В первой строфе как бы два действующих лица: лирический герой с его «вольным сердцем» и Русь с ее тьмой, суровым настоящим, трагическим и тоже суровым прошлым (отсюда и образы второй строки), и вместе жить им только «маяться», мучиться, потому что «вольному» сердцу тяжело рядом с «царем», «тюрьмой», «тьма» для него невыносима. Вместе с тем лирический герой чувствует свою нерасторжимую связь с Русью («Русь моя, жизнь моя…»). Поэтому мысль о том, не разлучиться ли им, не расстаться ли, особенно мучительна для поэта и лирического героя. Такое впечатление, что он хочет вырваться на свободу и знает: что это невозможно не потому, что Русь не отпустит его, а потому, что он сам не оторвется от нее, так и будет «маяться» вместе с ней, скорбной, суровой, темной страной. Самый таинственный глагол во всей строфе – глагол раскаяться, В чем? Кому? Может быть, ей в своих грехах? Раскаяться и отпустить лирического героя на волю? Или ему в том, что так долго терпел ее тьму? Но чувствует, что не будет ни разлуки, ни раскаяния.
2 – 4 строфы.
Объяснить значение неизвестных слов.
Что притягивает поэта и лирического героя в облике Руси? Почему страна для него не Россия, а Русь? В какие тайны он старается проникнуть, какие загадки разгадать?
Русь для Блока есть нечто древнее, таинственное, дикое, необъяснимое, что-то уходящее корнями в незапамятные времена. Здесь Чудь и Меря, древние племена, населявшие северные области России, Царьградские святыни (имеются в виду христианские памятники древнего Царьграда, т.е. Константинополя, столицы Византийской империи), гати (настилы из ветвей для перехода через болота; от слова «гать» уже веет болотом и дремучим лесом), дороги, верстовые столбы, лодки да деревянные грады, соколы и лебеди в степи (это и птицы, и олицетворение русского воинства), черная мгла нашествия кочевников и татарские очи, которые «мечут огни» – все это Русь.
Куда рвалась она? Что мешало ей достичь цели («…до царьградских святынь не дошла»)? Почему все оборачивалось против нее («Соколов, лебедей в степь распустила ты - / Кинулась из степи черная мгла…»)? Чего она хотела? Что помогло ей уцелеть? Поэт и его герой пытаются ответить на эти вопросы через вопросы же, поставленные в начале второй строфы:
Знала ли что? Или в бога ты верила?
Что там услышишь из песен твоих?
Образы для обрисовки древней Руси: «Чудь начудила», «Меря намерила», «За море Черное, за море Белое / В черные ночи и в белые дни / «Дико глядится лицо онемелое…»
5 строфа.
Объясните смысл последней строфы стихотворения, её образный строй.
Во всех стихотворениях А.А. Блока древнее и современное неразрывно. «Тихое, долгое, красное зарево / Каждую ночь над становьем твоим…» - это вечный, трагический обагренный кровью и озаренный дрожащим пламенем путь Руси в истории, эти строчки эмоционально перекликаются с трагизмом первой строфы. Две последние строки прямо возвращают нас к основной мысли поэта: «вольный дух» (в первой строфе «вольное сердце» лирического героя) – игрушка этого древнего, первозданного, таинственного, странного мира, этого «сонного марева». А значит, воля лирического героя, его свобода от Руси – лишь призрак. Да и захочет ли он этой свободы?
У.: А теперь обратимся к поэзии 19 века. Ф.И. Тютчев в 1866 году написал:Умом Россию не понять…
Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Объясните смысл стихотворения.
Что для Тютчева любовь к Родине?
3. В чем сходно и чем отличается отношение к России лирических героев Ф. Тютчева, А.А. Блока и Е. Евтушенко.
Творческая работа.
Письменно ответить на вопрос «Что для меня любовь к родине?»
(Чтение 2 - 3 работ)
8. Обсуждение результатов.
1. Заключительное слово учителя.
2. Рефлексия.
- Удалось ли доказать свою точку зрения?
- Что нового узнали?
- Чему научились на уроке?
- Как поработали?
- Что бы вам хотелось рассказать родителям о сегодняшнем уроке?
Домашнее задание:
письменно ответить на вопрос «Что для меня любовь к родине?» (закончить работу);
выразительное чтение наизусть стихотворения «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»
Литература.
1. Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. «Литература. «Дом без стен». Учебник-хрестоматия для 8 класса».
2. Барова Е.С. «Уроки литературы в 8-м классе по учебнику-хрестоматии «Дом без стен». Методические рекомендации для учителя».
|
На: Ефремова Л.Р. Урок литературы в 8 классе. Тема «Что такое лю
Уважаемый автор урока. Первое впечатление: к теме необходимо добавить слова: размышление над произведениями русских поэтов. Или в творчестве русских поэтов. Спасибо за интересные мысли. которые возникают при чтении конспекта. Диалог двух клоунов идет на грани допустимого. Особенно в то время когда звучит Гимн. Это интересно и наверняка не оставляет детей равнодушными. Хотя какой риск!
"На уроке ученикам предстоит решить, что же такое любовь к Родине? Рассматриваем две точки зрения. Первая: любовь к Родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая - Родина там, где сытно, дешево и удобно."
Мне кажется проблема поставлена нелогично. Что же такое любовь к Родине? А точнее как любить Родину? Какую Родину необходимо любить. И важно ли это?
Тогда 2 варианта решения:
1. Родина, она всегда Родина. Безусловная любовь, возвышающая Человека.
2. Любить надо за что-то! За что? За те блага, которые она может дать?
Спасибо за конспект урока. Может быть Вы дополните его своими выводами, что удалось, какое место урок занимает в теме - более подробно. О программе опять же.
7 номер журнала "Интернет и образование" поднимает очень интересные темы. Спасибо редактору.