Официальный сайт janmille 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Ахматянова И. Р. Тема: «Земля, воспетая поэтом» Занятие объединения краеведения «Истоки» (с использованием мультимедийных технологий – презентации)

Автор: 
Ахматянова Ирина Ринатовна
Место работы: 
педагог дополнительного образования, 1 категория объединение краеведения «Истоки» МОБУ ДОД ЦДО для детей «Савитар» ГО г. Агидель Республика Башкортостан

 

Тема: «Земля, воспетая поэтом». Занятие  объединения краеведения «Истоки» (с использованием мультимедийных технологий – презентации)

 

Цель данного занятия заключается в обеспечении нужной и интересной информацией о жизни и творчестве талантливого, великого башкирского писателя Мустая Карима.

 

Будущий народный поэт с малых лет воспитывался в традициях своей малой родины – родной деревни Кляшево. Сказки матери, ее загадки во многом способствовали обогащению его духовного мира.

 

Нейтральным произведениям, написанным под влиянием «теории» бесконфликтности, поэт противопоставляет стихи, прославляющие борьбу, взволнованность, жажду жизни. Высокие общественные требования Мустай Карим предъявляет, прежде всего,  к себе.

 

Мустай Карим – поэт народный. И его глубоко содержательные стихотворения и пронизанные острым драматизмом и теплым лиризмом поэмы давно уже стали духовным богатством народа.
Его богатое творчество и воспоминания о нем самом будут жить вечно в сердце его народа.

 

Задачи:

 

Обучающая: познакомить  с нужной и интересной информацией о жизни и творчестве талантливого писателя, ввести в мир духовных ценностей, расширить знания о жизни выдающегося башкирского писателя Мустая Карима, расширение кругозора.
Развивающая: развить способности к формированию выводов из прочитанного, к планированию своего высказывания.
Воспитательная: воспитать доброту, внимание, честность, любовь к своей республике и людям, живущим в ней; вырабатывать активную жизненную позицию.

 

Оборудование. Портрет писателя, газеты, посвященные Мустаю Кариму, выставка книг поэта, фонограммы, компьютер, медиа-проектор, экран, детские стихи, костюмы для инсценировки.

 

Презентация

 

СЛАЙДЫ 1,2,3

 

Содержание

 

Педагог.  (звучит мелодия курая) Остановилось сердце народного поэта Башкортостана Мустая Карима. Из жизни ушел не просто великий поэт и гражданин, ушел замечательный человек, ушла целая литературная эпоха.
Как поэт и гражданин Мустафа Сафич умел радоваться, сострадать, любить, надеяться, прощать. Об этом его стихи, близкие и понятные каждому. Стихи Мустая Карима – это искренние слова откровения, неиссякаемый родник добра, мудрости и благородства. Умер Мустай Карим 21 сентября 2005 года. Утрата невосполнима. Но звезда великого писателя никогда не погаснет на литературном небосклоне, память о нем будет вечно жить в сердцах людей. Его хорошо знают в каждом доме, многие любят его творчество.
Где я рос, где течет полноводная Дема,
Где кукушка кукует, где эхо в горах
Вторит гулу дубравы и грохоту грома –
Там, где рос я, где льется спокойная Дема.

 

Воспитанник. Недалеко от берегов красавицы Демы, у подножия большого холма, напоминающего грудь башкирского богатыря, раскинулось село Кляшево. Ничем особенным раньше не отличался этот аул от других деревень. Но сейчас его слава перешагнула  границы не только Чишминского района, но и Башкортостана. Ведь Кляшево – родина народных поэтов Сайфи Кудашева и Мустая Карима.
Человек не выбирает мать или Отчизну, он также не выбирает свое время и эпоху. Не от него зависит, от какой матери, и на какой земле ему родиться. Но какой след оставляешь на земле, для чего живешь на этом свете – все это зависит от самой личности, определяется ее горением, неустанной работой ее ума и сердца.
Выдающийся поэт современности, писатель, философ Мустай Карим родился в грозовом и трагическом 1919 году 20 октября. Весь жизненный и творческий путь Мустая Карима озарен одной большой любовью. Душа этой удивительной любви – Башкортостан.

 

Воспитанник. Писательская биография Мустая Карима была необыкновенно насыщенной. В 1935 году 16-летнего стихотворца из деревни Кляшево отец привез в Уфу для поступления в вуз. А до этого он уже успел опубликовать в республиканской, детской и молодежной печати несколько стихотворений и коротких поэм. В своем роду будущий писатель оказался лишь вторым грамотным человеком. Первым учился читать и писать старший брат, окончивший после революции начальную школу. А до этого никто в большой семье не сумел даже подписываться. «Вместо подписи ставили тамгу (метку), похожую не то на вилы, не то на куриную лапу», - писал М.Карим. – Эта тамга была вроде родового герба. Ее можно было видеть везде: и на срубе, и на крупе коня, и на топорище».
СЛАЙД 4

 

Педагог. Первая ступень его жизнь – детство в большой дружной семьи, где каждый оставил после себя что-то особенное. Прочитав «Долгое-долгое детство» ощущаешь, как будто стоишь рядом со Старшей Матерью, спокойно и надежно, будто неведомы ей печаль и страдание, старание и смерть, только легкая улыбка на лице. Благодаря ей молва нарекла маленького Мустафу «Пупком». Мать помогала ему понять назначение человека, передала частичку своей мудрой души. Она вводит его в мир. Посмотрит в глаза – вокруг все светлеет, погладит по голове – прогонит дурные мысли. Отец в дружной семье был смелым, мужественным, трудолюбивым, уважаемым. Дед поэта прожил долгую жизнь. Они помогали своим детям, успели построить дом, посадить дерево, вырастить сына. Так и прошагал по жизни Мустай Карим  - не кланяясь, не теряя достоинства, веря в человека.
Великая Отечественная война. В ее рядах – Мустафа Каримов.

 

Башкирия, я снова вдалеке
От звезд твоих, но не разлучен с ними.
Где б ни был, у меня на языке
Всегда твое единственное имя.

 

Все вынесли люди в войну: тесноту и сырость землянок, смерть друзей и близких, холод и ранения. Дороги Великой Отечественной войны он прошел с автоматом в руках от начала до конца.

 

Я не случайный гость земли родной,
Я – сын ее, я – человеку брат.
Лишь отщепенец, раб – везде чужой…
Здесь все мое, и я душой богат
Не слезы я ронял на землю – пот,
Сгибая спину я ее пахал.
И каждый маленький зеленый всход
Я с горделивой радость встречал.

Опять у края небосклона
Встает над Родиною дым
Тревожный, как во время оно,
Кудрявый как Мустай Карим.

 

Башкирский лев живого слова,
Певец аульных волостей…
Народ любить он призван снова
Иль выправлять язык властей?

 

Нам, очевидцам, знать про это
Слепая близость не велит –
Стезю Народного поэта
Грядущий век определит.

 

СЛАЙДЫ 5,6

 

Воспитанник. Когда началась война, М.Карим только что окончил литературный факультет БГПИ. Ушел на фронт. Был начальником связи, начальником штаба артиллерийского дивизиона. Тогда и в боевой обстановке, и когда лежал в госпитале с тяжелой раной, М.Карим писал стихи. Позже служил корреспондентом фронтовых газет и оставался на фронте до последних дней войны. Написал множество произведений для детей.
- Часто ребята в поисках правильного пути обращаются к старым башкирским обычаям, вспоминают пословицы и поговорки:
- одно спасибо спасет от тысячи бед. Ребенок без отца, что конь без узды.
- Хорошее слово – пища для души. Батыр не бывает без ран.
- В каждом деле надо знать меру. Пусть крылья птицы будут спутниками моему письму.
- Страдания души гораздо страшнее страданий тела, ибо болезнь тела проходит, а угрызения совести и боль души остаются навсегда.

 

СЛАЙДЫ 8-10

 

Педагог. Каждое произведение, каждая пьеса Мустая Карима воспринимаются нами как общечеловеческое и глубоко гуманное создание. Он и прозаик. Он и детский писатель. Свою работу в прозе начал с детских рассказов и повестей «Детство – говорил М.Карим, - я сравнивал бы с порой весенних теплых дождей. Чем дольше стоит солнечная весна, там щедрее расцветает земля!»
Говорят, что – это утро,
Свет зари, плывущей над тобой.
Сказочный, прозрачный, голубой.
Детство – ежечасное открытие,
Детство – неустанная мечта,
То шагнет вперед, как лев бесстрашный
То зайчонком – прыг из под куста!
Не сочтешь на небе звезд счастливых.
Я тебе, мальчонка, говорю:
Твой погожий вечер предвещает
Золотую добрую зарю!

 

Педагог. Вашему вниманию стихи Мустая Карима в исполнении автора. ( Ставится фонограмма с голосом М.Карима).
Педагог. Ребята! Сегодня у нас в гостях герои книги Мустая Карима «Радость нашего дома».
 Сценка «Встреча».
(На сцене – Ямиль, Оксана, мама, бабушка.)
Мама. Вот, Ямиль, знакомься, твоя сестра Оксана! Помоги ей раздеться. (Ямиль обнимает Оксану, снимает с нее пальто, пытается поднять.)
Бабушка.  (Гладит Ямиля по голове). Не поднимай ее, Ямиль, ведь она такая же большая, как и ты.
Ямиль. Мама, пусть Оксана скажет мне что-нибудь.
Мама. Она замерзла, сын мой, пусть немного отогреется, тогда все скажет, ладно?
Ямиль. Ладно… (Ямиль показывает Оксане игрушки, но Оксана опускает голову и молчит.)
(Мама обнимает Оксану. Она смеется, разглядывает игрушки.)
Оксана. Какие красивые.
Ямиль. Что ты сказала, Оксана, что? (Оксана молчит.)
Мама. Ямиль! Твоя сестра жила в далеком городе. В том городе по-башкирски не говорят, поэтому Оксана не понимает тебя. Ты ее научишь, ладно?
Ямиль. Ладно. Мама, скажи Оксане, я ведь ее не обижаю, я ее никогда не обижу, а, мама…
Мама.  (Плачет.) Дорогие гости, попьем чаю, самовар остывает. (Уходят.)
Воспитанник. Эта повесть о дружбе детей: башкира и украинки. Писатель бережно и проникновенно рассказывает о детской печали, невольно вызывает у читателей чувства сострадания и солидарности. Автор повествует о том, как живут люди в далеком башкирском ауле, мечтают о победе, трудятся, помогают друг другу, ждут вестей с фронта, оплакивают погибших, встречают победителей. Мы смотрим глазами детей.
Чистый детский голос рассказчика, удивительно доверчивая интонация и непосредственное обращение к читателю придают повести особую прелесть.
Ученик. Мы смотрим на мир глазами детей. Давайте попытаемся постичь его воображением детей.

 

Сценка «Оксана вспоминает родную маму»
(Участвуют Ямиль и Оксана.)
Оксана. Ямиль, погляди! Вон за первым трактором кто-то стоит на сеялке. Это, пожалуй, наша мама!
Ямиль. Оксана, иди сюда!
Оксана. Мама, наверное, видит нас издали, и думает про себя: «Вот где мои дети уселись!»
Ямиль. Мы тоже будем сеять пшеницу, когда вырастем. Ладно, Оксана?
Оксана. Конечно, Ямиль! Ты будешь управлять трактором, а я буду, как мама, стоять за сеялкой. (Оксана встает, смотрит вдаль, затем садится рядом с ним).
Оксана. Ямиль! У нас ведь была еще одна мама. Я знаю, что она была, только это где-то далеко-далеко… о-очень далеко…
Ямиль. В сказке, да? В дальнее-дальнее время, да, Оксана?
Оксана.  (Качает головой). Нет, не в сказке… И та мама была тоже очень хорошая…
Ямиль. Пойдем в сад, Оксана! Я отдам тебе все сокровища, которые зарыты под березой… насовсем. Ты очень удивишься, когда увидишь их. (Дети уходят.)

 

СЛАЙД 10

 

Воспитанник.  Мустай Карим для нас был чем-то незыблемым. Не одно поколение выросло на его творчестве, и мы – тоже. Во многом через него мы научились любить свою Родину, Республику Башкортостан. Он был безгранично предан ей, в самые трудные периоды он был непоколебимой опорой и защитой для нее и всего народа. Судьба уготовила ему прекрасную жизнь. Сочетание таланта и кристальной чистоты души и мыслей сделали его как всенародным поэтом, так и добрым другом каждому башкортостанцу.

 

Башкортостан – чудесная земля!
Кругом сады, зеленые поля.
На зорьке тихо-тихо солнце ясное встает
Как белый лебедь, Ак-Идель плывет!

Башкортостан, поля твои
Пусть будут плодородны.
Пусть будут сыновья твои
Отважны, благородны.

 

Воспитанник. Он был прост в общении. Такой, как все. Не рисовался и звездной болезнью не болел никогда. Он был одним из нас. Был близок и дорог, как самый родной человек. Поэтому и боль утраты не стихает. Утешает одно: он посеял в наших душах самые лучшие чувства. Это поможет нам в будущем оставаться искренними, честными и открытыми всему миру. Светлая ему память!

СЛАЙД 11

 

Педагог.
Сегодня наше занятие посвящено жизни и творчеству Мустая Карима, каждый извлек для себя много полезного. Мустай Карим писал о нравственном облике человека, о его духовной красоте, о высоте помыслов, о доброте.

СЛАЙД 12

Скажите, пожалуйста, где и когда родился Мустай Карим? (20 октября 1919 г. в дер. Кляш Чишминского района).
Какое учебное заведение окончил в 1941 г.? (Башкирский педагогический институт).
Как звали главных героев повести «Радость нашего дома»? (Ямиль, Оксана). Лишь один раз в повести автор называет имя Старшей Матери. Когда это происходит? Какое имя? (При последнем разговоре с Младшей Матерью, Минлеямал).
Я надеюсь, что у вас появился интерес к творчеству Мустая Карима и уверена, что вы прочитаете еще не одну книгу стихов поэта, может это будут его повести и рассказы, наполненные светом, добром и любовью к людям.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн