Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Выпуски журнала
|
- Февраль 2011, Том 2011, № 27
- Январь 2011, Том 2011, № 27
- Ноябрь, Том 2010, № 26
- Октябрь, Том 2010, № 25
- Сентябрь, Том 2010, № 24
- Август, Том 2010, № 23
- Июль, Том 2010, № 22
- Июнь, Том 2010, № 21
- Май, Том 2010, № 20
- Апрель, Том 2010, № 19
|
|
|
Колесникова Н. В. Разработка урока по русскому языку для 5 класса "Буквы е - и в корнях с чередованием"
|
|
|
|
Автор:
Колесникова Наталья Владимировна
Место работы:
МОУ СОШ №1, учитель русского языка и литературы Красноярский край Шарыпово
Разработка урока по русскому языку для 5 класса "Буквы е - и в корнях с чередованием"
5 класс. Русский язык. Буквы е - и в корнях с чередованием (2 часа).
Цели:
- Формирование орфографических умений по данной теме.
Задачи:
- Показать основное отличие безударных гласных от гласных в корнях с чередованием.
- Помочь сформулировать правило, связав его с условием выбора гласной корня.
- Научить применять правило на практике.
Оборудование: презентация «Буквы е - и в корнях с чередованием», проектор, компьютеры.
источник - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7b92849f-ef5b-4d64-8fa0-59f3442e1cc7/view/
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Планируемые результаты
|
I.Организационный
|
Организация рабочей обстановки
|
Самоорганизация.
|
|
II. Новая тема
|
1. – Наша сегодняшняя тема «Буквы е-и в корнях с чередованием».(презентация, слайд №1).
- Вспомните, чередование каких гласных мы уже изучали? В каких корнях?
- От чего зависело правописание гласных в корне -лаг- - -лож-?
А -раст (ращ)- - -рос?
- Сегодня вам предстоит узнать, от чего зависит выбор гласной в корнях с чередованием е-и.
|
Записывают тему в тетрадь.
-Чередование гласных а-о в корнях -лаг--лож- и -раст- (ращ)- -рос-.
-От суффикса -а-.
- От того, на что заканчивается корень.
|
|
2. Задание (слайд №2)
- Из данных предложений выберите пары глаголов с чередованием гласных е-и в корне.
Предложения (слайд №3)
(Если есть затруднения, предложить слайд №4 – те же предложения, но чередующиеся гласные выделены)
|
Выбирают глаголы с чередованием.
|
Пары корней
(слайд №5):
Блистает-блестит, опираясь - заперты,
замирало -замерло,
соберись - разбирало.
|
3. – Выделите корни.
- Как они произносятся? А как пишутся? Почему?
- Что повлияло на написание?
- Каково условие выбора гласных в данных корнях?
- Сформулируйте правило.
Правило (слайд №6)
|
Произносятся одинаково, но пишутся по-разному.
Потому что у слов 1-го столбика есть суффикс -а-.
-Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишется -и-, если нет, то - -е-.
|
Правило записывают в тетрадь для подготовки к экзаменам.
|
4.- Вот список корней, в которых может произойти чередование (слайд №7).
- Вы их должны записать себе в тетрадь для подготовки к экзаменам и постараться запомнить.
|
|
Корни записывают в тетрадь для подготовки к экзаменам.
|
III. Закрепление.
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7b92849f-ef5b-4d64-8fa0-59f3...
|
Выполняют задание №1, №2.
|
|
2. Задания для групп:
1гр. – тренировочный тест на компьютере («Наставник»: корни с чередованием е-и , упр2).
2гр. – тест (слайд №8) выполняется в тетрадях.
(После выполнения задания группы меняются местами: 2- за компьютерами, 1 – за партами).
|
Класс делится на две группы.
Ребята 1 группы работают за компьютерами, вставляют пропущенные буквы, проверяют свой результат.
Ребята 2 группы пишут предложения, спроецированные на доску, вставляют пропущенные буквы. Затем меняются заданиями.
|
|
3. Выборочный диктант.
- Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е - и.
1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далёкий от земного мира , я должен здесь и умереть.10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.
|
Учащиеся слушают и выписывают слова.
|
Блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает.
|
4. Компетентностно - ориентированное задание:
Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив предложенный:
- Вымыв руки перед едой , вытирай их тщательно.
Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.
Набор глаголов с чередующимися корнями:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, задирать, растирать.
|
|
1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
2. Постели салфетку на колени.
3. Не задирай ноги и не болтай ими.
4. Убирай локти со стола.
5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.
6. Не втирай в скатерть пролитый суп.
7.После еды убери за собой посуду.
8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.
|
IV. Итог
|
- С каким правилом вы познакомились на сегодняшнем занятии? Озвучьте его.
|
Учащиеся повторяют правило.
|
|
V. Домашнее задание
|
- Вы должны составить буклет, наполненный материалами сегодняшней темы. В нём может быть правило (на 1 странице), примеры, задания (тесты, диктанты), сказка (рассказ) с использованием слов с новой изученной орфограммой. Фантазируйте!
|
|
|
Выборочный диктант
- Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е - и.
1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.
2) Песня замирает далеко в полях.
3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.
4) Пролитую воду не соберёшь.
5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
6) Улицы упирались в голые скалы.
7) Сладость победы стирает горечь терпения.
8) Крепость изнутри берут.
9) Далёкий от земного мира , я должен здесь и умереть.
10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.
|
» Тэги к этому документу:
|
|
|
|
|
|
|
Редактор журнала
|
Екатерина Викторовна Якушина
|
|
|