Официальный сайт aktuell 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Хусаинов М.А. Знакомство с операционной системой Linux на примере дистрибутива KNOPPIX

Автор: 
Хусаинов Мансур Ауфарович
Место работы: 
Преподаватель информатики высшей категории Кушнаренковского педагогического колледжа. Преподаваемые предметы: «Программирование», «Программное обеспечение ЭВМ», «Практикум решения задач на ЭВМ» Республика Башкортостан, Кушнаренковский район
Контакты: 

 

 

Знакомство с операционной системой Linux на примере дистрибутива KNOPPIX

 

Времена меняются. Ещё недавно, при слове «Linux» воображение рисовало что–то неизведанное, загадочное, являющееся уделом бородатых компьютерных специалистов–гуру. Новичков пугали сложностью установки и настройки Linux, терминальными командами, проблемами с оборудованием.

Развитие компьютерной техники, программного обеспечения происходит семимильными шагами и сегодня операционная система 

 

Linux прочно завоевывает позиции на настольных компьютерах, ноутбуках  и даже нетбуках. Процесс установки современных дистрибутивов Linux максимально облегчён и ненамного сложнее, а иногда и проще, установки той же Windows. Современные дистрибутивы поддерживают всё больше и больше оборудования, интерфейсы с использованием визуальных эффектов Compiz и Beryl ничем не уступают интерфейсу Aero в Windows Vista. Помимо всего сказанного, у Linux есть ещё одно ставшее весомым после нашумевшей истории с Александром Поносовым преимущество– её идеология свободного распространения.
Отзывы учителей о использовании Linux в образовании неоднозначные– от полного неприятия до уверенности в том, что Linux– панацея от всех проблем с программным обеспечением учебного заведения. Однако, говоря о Linux в учебном заведении, следует понимать, что имеются в виду конкретные дистрибутивы  Linux. От насыщенности и многообразия программного обеспечения дистрибутива зависит степень применимости Linux в учебном процессе.

 

В нашем педагогическом колледже внедрение Linux в учебный процесс идёт в течении трёх лет. В настоящее время наряду с Windows используются дистрибутивы AltLinux Lite и Junior. Для ознакомления с Linux удобны Live–CD дистрибутивы. Приведённая разработка урока ориентирована на студентов первого курса уже знакомых с понятием и назначением операционной системы и работой в  Windows. Помимо ознакомления с дистрибутивом Linux– Knoppix урок выполняет ещё одну важную функцию– знакомит с правовыми  аспектами использования программного обеспечения. Этот момент очень важен для студентов– будущих учителей информатики. Для проведения уроков не требуется устанавливать Linux– достаточно просто подготовить требуемое количество Live–CD с Knoppix. Как вариант, для работы на уроке можно подготовить загрузочные флеш–накопители со специальными дистрибутивами Linux. Загрузить операционную систему рекомендуется до начала урока, так как процесс загрузки зависит от конфигурации компьютера и занимает около пяти минут. Хочется обратить внимание на тот факт, что урок не направлен на сравнение Linux и Windows с точки зрения того, что лучше или хуже.
В качестве раздаточного материала учащимся предлагается опорная схема изложения материала урока. Для работы за компьютерами рекомендуется использовать инструкционные карты с заданиями. В качестве дополнительного материала по Linux и Knoppix предлагаются брошюры.  В конце урока рекомендуется провести небольшой опрос на специальных карточках для первичного закрепления и контроля степени усвоения материала.

 

Рассмотрим план урока.

 

Цели занятия:
Образовательные

  • Получение представления об отличиях коммерческого программного обеспечения от свободного;
  • Изучение операционной системы Linux;
  • Ознакомление с понятием Live-CD и процессом загрузки компьютера с Live-CD;
  • Получение первичного представления о  работе в среде KDE дистрибутива Knoppix.

Развивающие:

  • Развитие кругозора учащихся в предметной области Информатика;
  • Развитие преставлений о программном обеспечении ЭВМ.
  • Развитие навыков ведения записей по ходу урока и работы с дидактическим материалом

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к предмету;
  • Привитие правовых норм использования программного обеспечения в области информатики;

 

Оборудование: LCD- проектор, доска, конспект, раздаточный материал, Live-CD дистрибутивы, ЭВМ с возможностью загрузки с CD-ROM,

Тип занятия: Урок изучения нового материала

План  урока

  • Организационный момент.  1-2 мин.
  • Объявление темы и постановка целей и задач урока. 1-2 мин.
  • Актуализация необходимых ЗУН. 6-8 мин.
  • Изучение нового материала. 15– 17 мин.
  • Продолжение изучения нового материала за ЭВМ по инструкционным картам. 8– 10 мин.
  • Работа по карточкам с заданиями. 5 мин.
  • Подведение итогов. Домашнее задание. 5 мин

 

Домашнее задание:

  • Повторить теоретический материал урока, используя опорную схему.
  • Посетить не менее двух Интернет–ресурсов, указанных в брошюре. Выписать в тетради наименования самых распространённых дистрибутивов Linux.
  • Кратко описать возможные ситуации, в которых Live–CD могут оказаться полезны и незаменимы.

 

ХОД УРОКА

 

1. Организационный момент
Приветствие. Создание настроя на плодотворную, продуктивную работу. Запись темы урока.

 

  • Постановка целей и задач урока.

 

Уважаемые студенты! Запишите в рабочих тетрадях тему сегодняшнего занятия «Знакомство с операционной системой Linux на примере дистрибутива KNOPPIX».
Сегодня на занятии мы с Вами

  • расширим представления о такой разновидности  программного обеспечения ЭВМ как операционная система (ОС);
  • познакомимся с новой для Вас, молодой и активно развивающейся ОС Linux.
  • познакомимся с понятием дистрибутив
  • Кроме того, Вы узнаете, как можно работать на компьютере без установки на него ОС,
  • на практике познакомитесь с интерфейсом Linux и работой в нём.  

У вас столах лежит раздаточный материал, который пригодится нам на уроке и дома.

3. Актуализация необходимых ЗУН.
Преподаватель информатики:
Из предыдущих уроков информатики нам знакомо определение ОС, её функции и виды. Давайте вспомним этот материал.

  • Что такое ОС?

Операционная система - это комплекс программ, который обеспечивает управление аппаратными средствами компьютера, организует работу с файлами (в том числе запуск и управление выполнением программ), а также реализует взаимодействие с пользователем

  • Функции ОС?

Три основные функции ОС
– Работа с файлами и каталогами;
– Управление устройствами компьютера;
– Взаимодействие с пользователем, создание пользовательского интерфейса;
Преподаватель информатики:

  • С какими ОС вы знакомы из уроков ИВТ и повседневного использования ЭВМ? Обратите внимание на опорную схему урока– там приведены эмблемы распространенных ОС.

С операционной системой Windows.

  • Теперь скажите мне, пожалуйста, у кого есть домашний компьютер? Какая ОС на нём установлена? Лицензионная ли она?

ОС Windows  является коммерческой, за  использование лицензионных легальных копий Windows надо платить; в соответствии с лицензией пользователь не имеет права делать копии, передавать их другим людям;
В случае ответа о нелицензионной ОС Windows необходимо указать на то, что, что использование нелицензионной Windows нарушает статью 146 УК РФ «Незаконное использование объектов авторского права».

 

С остальными правовыми особенностями использования программного обеспечения (ПО) вы познакомитесь на уроках «Основы права».

Так, например, скачивая Windows из Интернет, делая копию установочного диска другу, фактически мы нарушаем закон. Это, кстати, относится не только к операционным системам, но и к любому коммерческому ПО.
Проблема использования пиратского программного обеспечения дома, в учебных заведениях, на предприятиях является очень актуальной на сегодняшний день, так как отрицательно влияет на экономику страны, ведь при покупке и использовании пиратского ПО не платятся налоги, препятствует продвижению России на мировые рынки и не содействует правовому воспитанию граждан. Нередка ситуация, когда пиратское ПО используют в школах, учебных заведениях, О каком правовом воспитании гражданина может идти речь?

4. Изучение нового материала.
Давайте перейдем к изучению нового материала и постараемся найти решение озвученной проблемы. Что можно сделать? Как решить проблему?

Конечно, можно приобрести лицензионную операционную систему и прикладные коммерческие программы, типа MS Office,  затратив на это немалые суммы. Так, например, за лицензионная копия Windows (Vista Home Basic) для одного компьютера стоит около 2200 руб., последние версии MS Office стоят более 10 тысяч.
Но для обычного домашнего или учебного компьютера, нет ли иного более простого, недорогого, законного решения?
Решением этой проблемы может стать использование полностью свободной ОС семейства Linux. Если с ОС Windows знаком практически каждый, то  ОС Linux распространена меньше. Хотя возможности её ничуть не уступают Windows.
Начнём с истории.

 

Операционная система  Linux разработана в 90-х годах молодым студентом Хельсинского университета Линусом Торвальдсом (Linus Torvalds) в рамках дипломного проекта.

Со временем ОС получила дальнейшее развитие и переросла в профессиональную ОС, оставаясь свободной и некоммерческой
Как правило, ОС Linux, как и многие другие ОС распространяется в виде дистрибутивов. Обратите внимание на опорную схему урока, там кратко дано определение дистрибутива.

Дистрибутив ОС– это набор ПО, включающий в себя саму операционную систему и совокупность прикладных программ.


В мире существует уже более сотни различных дистрибутивов Linux, и все время появляются новые. Дистрибутивы Linux отличаются набором прикладного ПО, интерфейсом и поддержкой оборудования.
Посмотрите на схеме, наиболее распространены дистрибутивы
Alt Linux; ASPLinux; Mandriva Linux; Ubuntu Linux; Knoppix, Slax Linux
Дистрибутивы Slax Linux, Knoppix можно не устанавливать на компьютер. Это так называемые Live–CD дистрибутивы. То есть, они работают напрямую с компакт– диска (Live CD– «живой CD»).

 

Live–CD дистрибутив Knoppix считается самым лучшим, так как имеет большой набор прикладных программ, удобный интерфейс, поддержку большого количества оборудования. Более подробно Knoppix описан в брошюрах, посмотрите дома.
Немаловажным фактом является то, что установка на компьютер операционной системы Linux, вместе со всеми необходимыми прикладными программами, может занимать всего 25– 30 минут, а весь этот набор программ вместе с самой ОС умещается на 1 компакт диске.
Рассмотрим ОС Linux с точки зрения выполнения ею основных функций ОС
–     работой с файлами и каталогами;
–     управление устройствами компьютера;
– взаимодействие с пользователем, создание пользовательского интерфейса;


Файловая система Linux позволяет организовать упорядоченное иерархическое хранение файлов и каталогов пользователя (допускаются вложенные файлы и каталоги).
Однако имеются и отличия от файловой системы Windows–

  • в Linux не используются буквенные обозначения для дисков А:, В:,
  •  вместо символа / в полном пути к файлу используется \,
  • расширение файла практически не имеет значения.

Формат файловой системы в  Linux отличен от Windows. В Linux используются файловые системы Ext2 или Ext3, отличающиеся высокой надёжностью. Поэтому потерять данные в случае сбоя ОС Linux практически невозможно.
С другими особенностями файловой системы Linux мы познакомимся на 4 курсе на предмете «ПОЭВМ».


Корректную работу аппаратной части ЭВМ обеспечивают драйверы. В современные дистрибутивы Linux входят практически все  драйвера для внешних устройств, начиная от видеоадаптеров, и заканчивая принтерами. Однако в отличии от Windows, установка стороннего драйвера в Linux намного сложнее чем в Windows. Поэтому если при установке Linux не установилось какое либо оборудование, настроить его будет непросто.
Интерфейс Linux графический, хотя ОС может работать и через командную строку. Поддерживается работа с мышью.



Познакомиться с интерфейсом Linux мы сможем на примере дистрибутива Knoppix. Он отлично подходит для знакомства с Linux и при необходимости может быть установлен на жесткий диск ЭВМ.

5. Продолжение изучения нового материала за ЭВМ по инструкционным карточкам.
На компьютерах учебного класса Knoppix загружен заранее в целях экономии времени.
Теперь Вам необходимо занять места за ЭВМ, и выполнить задания по инструкционным картам.
При работе за ЭВМ помните о правилах поведения и технике безопасности в компьютерном кабинете.
После выполнения заданий за ЭВМ давайте обобщим результаты практической работы и рассмотрим в опорной схеме урока положительные и отрицательные стороны ОС Linux. Прочитайте их вслух по опорной схеме.

6. Работа по карточкам с заданиями.
Для первоначального закрепления материала выполним задания по карточкам.
После выполнения заданий проверка работ друг у друга.

7. Подведение итогов.
Итак, уважаемые студенты. Сегодня на уроке мы познакомились с операционной системой Linux и её преимуществами, выяснили, что для первоначального ознакомления с Linux можно иcпользовать Live-CD. Познакомились с вариантом Live–CD Knoppix.
Я уверен, что сегодняшнее занятие поможет оставаться Вам современными, законопослушными пользователями ЭВМ, расширит ваш кругозор в области информатики.

8. Домашнее задание.

  • Повторить теоретический материал урока, используя опорную схему.
  • Придумать возможные ситуации, в которых Live–CD могут оказаться незаменимы или полезны. Дописать соответствующие строки в опорной схеме урока.
  • Посетить не менее двух Интернет–ресурсов, указанных в брошюре. Выписать в тетради наименования самых распространённых.

 

Список использованных источников.

    • Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. посо­бие для студ. педвузов / Под. ред. Е.К. Хеннера. — М.: ACADEMIA, 1999.
  • М.П. Лапчик и др. Методика преподавания информатики. Уч. пособие для студ. пед. ВУЗов.–М.: «Академия», 2001.
  • М.Маслаков. Видеосамоучитель Linux (2в1). – М.: Питер, 2008.
  • ASPLinux 11 / под ред. Р. Баратова, – М.: Изд–во Триумф, 2007.
  • В. Соломенчук. Knoppix– это Linux без проблем.– Спб.: БХВ, 2006.
  • Материалы сайта www.knoppix.ru
  • Сергей Голубев.  Околоправовой ликбез для пользователя. Статья сайта www.citkit.ru (http://citkit.ru/articles/1259).
  • Антрошенко В.А. Методические рекомендации к использованию Линукса в учебном компьютерном кабинете школы. . Статья сайта www.citkit.ru (http://citkit.ru/articles/845/).
  • Richard Stallman. Why schools should exclusively use free software. Article by http://www.gnu.org/philosophy/schools.html/
  • Голицина О.Л., Партыка Т.Л. Программное обеспечение: Учебное пособие. – М. ФОРУМ., 2006

»  Тэги к этому документу:

На: Хусаинов М.А. Знакомство с операционной системой Linux на п


Кому как, А мне понравилось. Я бы добавил бы что-нибудь из серии "Мифы о linux" скажем отсюда http://www.inattack.ru/article/146.html (кстати статейка 2004 года) или отсюда http://stoplinux.org.ru/static/mify_o_linux_1.html - это статья линуксоненавистника, но во всяком случае отражает взгляд "с той стороны". http://gomelskiy.narod.ru/st/wvsl.htm тоже по тому же поводу. http://linuxs-myth.narod.ru/ten-myths.html - а это защита с картинками. http://www.ci.ru/inform19_99/p_08_9.htm весьма своеобразный взгляд из 1999 года (!!!) В любом случае работа с мифами на мой субъективный взгляд весьма интересный методический ход. Ну и в качестве P.S. Ещё одна ссылочка http://www.linux16.net/node/6


Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн