Учителя готовы к революции<!-- закладки -->
<!-- qs: --> http://gazeta.ru/education/2009/02/04_a_2936088.shtml
<!-- закладки -->
|
ТЕКСТ: Евгений Барановский
ФОТО: Comstock Images/East News
|
Сегодня модно говорить о кризисе... И пенять на него, оправдывая собственную несостоятельность и бездействие. Пространные диалоги о кризисе в сфере среднего школьного образования слышны уже не один год. Причем ведут их в основном чиновники.
Учителя, со своей стороны, говорят о необходимости решения конкретных проблем, ставящих под угрозу эффективность работы каждого педагога и нормальное функционирование системы в целом.
Ситуация в российском среднем образовании в настоящее время по всем признакам близка к революционной.
Естественно, с поправкой на современные школьные реалии.
Судите сами: налицо неспособность «верхов» выстроить действенную, четко функционирующую систему с понятными стандартами и ясными ориентирами, а также обострение, выше обычного, нужды и бедствий учителей.
Последние вынуждены работать в условиях тотального безденежья, постоянных физических и психологических перегрузок, социальной и правовой незащищенности и при этом находиться под постоянным прессом административного и общественного давления. Значительное повышение, в силу указанных причин, активности масс также присутствует.
Новшества, связанные с отменой ЕТС (Единая тарифная сетка) и внедрение метода расчета заработной платы в зависимости от количества учащихся в классе в целом были восприняты негативно.
Схема расчетов, которая по замыслу ее авторов должна была привести к более разумному и справедливому распределению средств внутри школы, на деле во многих случаях привела к обратному эффекту.
Пострадали малокомплектные школы небольших городов и поселков, специализированные учебные заведения.
В роли обиженных оказались и учителя начальной школы, и предметники.
Кроме того, система начисления стимулирующей части заработной платы, не имеющая общей для всех четкой и прозрачной формулы расчета, в ряде случаев стала почвой для злоупотреблений и сведения счетов в коллективах.
И это плюс к уже имеющимся, давно всем известным проблемам: нехватка специалистов, недостаточный приток молодых кадров, непомерный объем «бумажной» отчетности, отсутствие определенности в программах, рекомендациях по использованию учебников (качество последних также вызывает массу вопросов), недооснащенность классов.
Работа учителя сегодня во многом напоминает бег с препятствиями, где уже нет места главному – обучению и воспитанию.
Ведь все силы и время педагога уходят на борьбу с трудностями – финансовыми, бытовыми, организационными…
Да, система школьного образования нуждается в реформировании. Попытки найти идеальный образовательный стандарт – отличный от советского и западного образца – и привести к единому знаменателю работу всех российских школ не прекращаются уже много лет.
Все издержки экспериментов в данной сфере испытали на себе десятки тысяч учителей и миллионы школьников.
И в результате стало ли среднее образование качественнее, а профессиональный уровень педсостава выше? Найдена ли оптимальная формула оплаты труда специалистов, эффективность работы которых невозможно измерить часами или количеством детей в классе?
Адекватен ли социальный статус учителя той ответственности, которую он несет перед обществом и государством?
Ответ на эти вопросы очевиден. Вот мнения работников российских школ, приведенные на форуме Zavuch.info:
«К сожалению, действия правительства (Министерства образования) очень далеки от истинных потребностей учителей и школьников, а часто и просто противоречивы».
«За годы работы не припомню ни одного, когда бы учителям не приходилось заниматься «новациями» в ущерб своим основным обязанностям – учить детей, проводить с ними больше времени, работать стабильно, системно, а не хаотично пытаться реализовать идеи постоянно сменяющих друг друга чиновников от образования».
«Руководству страны необходимо определиться наконец, что собой представляют расходы на образование: обременительные затратные статьи бюджета или долгосрочные инвестиции? В первом случае нужно искать пути их всяческого сокращения, имея в виду только краткосрочные выгоды. Во втором – механизмы наибольшей эффективности, предполагая неизбежные риски. Сомневаюсь, что у нас есть люди, думающие дальше президентских сроков, пусть даже и увеличенных. Вернее, они у нас есть, но им надо готовиться к урокам».
Введение новой справедливой сбалансированной системы оплаты труда действительно необходимо, об этом говорят все учителя.
Однако методы расчетов, внедряемые сегодня, требуют явно более тонкой проработки и учета специфики различных учебных заведений и региональных особенностей. Их несовершенство определено в том числе и тем, что в разработке системы не принимали участие все заинтересованные стороны.
Практикующие педагоги готовы предложить ряд конкретных решений, компенсирующих недостатки новой формы оплаты труда и усиливающих ее положительные стороны.
Возможно, настало время прислушаться и к их мнению?
В качестве комментариев к материалу использованы высказывания работников российских школ, приведенные на форуме Zavuch.info.
|