Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Мезенцева Л.В. Об условиях воспитания образовательной самостоятельности студентов

Выберите действие:

Автор: 
Мезенцева Лариса Витальевна
Место работы: 
преподаватель математики высшей квалификационной категории Ноябрьского нефтегазового колледжа им. академика В.А. Городилова

Об условиях воспитания образовательной самостоятельности студентов

В современных условиях, в качестве целей подготовки специалиста все больше выступают деятельность, способность к перестройке, личностные качества, определяющие не только сугубо профессиональные характеристики человека, но и образ его жизни, уровень его культуры, интеллектуальное развитие. А среди особо востребованных качеств личности можно выделить такие, как активность, инициативность, предприимчивость, способность к мобилизации всех жизненных сил для достижения поставленной цели. Все выше перечисленные качества успешнее реализуются при развитии у студентов, в процессе обучения, образовательной самостоятельности.

 

Под образовательной самостоятельностью будем понимать целенаправленную, систематическую, управляемую самим субъектом познавательную деятельность, необходимую для совершенствования его образования. При этом субъект сам (или с помощью руководителя) определяет образовательную цель, содержание познавательной деятельности, объем и организацию своей работы.

 

Смысл образовательной самостоятельности заключается в том, что будущий специалист с такой способностью может без посторонней помощи определять цель, содержание, методы и средства самовоспитания и самообучения. В результате должен быть индивидуальный процесс самораскрытия сущностных сил человека в ходе его разносторонней деятельности в образовании. Содержание образовательной самостоятельности состоит в том, что она имеет целенаправленный, организованный, непрерывный системный и предметный характер. Образовательная самостоятельность способствует реализации образовательных потребностей и познавательных интересов человека, а значит, позволяет выработать индивидуальное образовательное направление в профессиональном образовании, которое является индивидуально организованным и осознанным процессом усвоения непрерывно пополняющейся и обновляющейся системы знаний, необходимых для достижения жизненного успеха в современных условиях.

 

Однако, в педагогической науке пока неизвестны предпосылки появления, условия, факторы становления и развития образовательной самостоятельности. А система СПО по-прежнему ориентирована на субъект объектное обучение студентов, которое нередко приводит к подготовке специалистов, хотя и обученных, но не обладающих образовательной самостоятельностью, не готовых к непрерывному и систематическому самовоспитанию и самообучению.

 

В педагогике обучение и воспитание рассматриваются преимущественно как совместная деятельность педагога и учащегося, а личность человека, стремящегося к образовательной самостоятельности, как особая педагогическая система изучена мало. Поэтому требуется дальнейшая разработка проблемы мотивации, методов и средств, которые побуждают образовательную самостоятельность, как у студента, так и будущего специалиста.

 

Благоприятной средой деятельности для воспитания образовательной самостоятельности является научно-исследовательская деятельность студентов, что обусловлено логикой проведения научного исследования: выявление противоречий, формулирование проблемы, построение гипотезы, ее проверка, анализ полученных результатов. А система исследовательских заданий, с позиции необходимости и достаточности воспитания образовательной самостоятельности, должна быть направлена на ее компоненты: мотивационный, целеполагающий, процессуальный, организационный, энергетический, оценочный.

 

Так комплекс исследовательских заданий, направленных на воспитание образовательной самостоятельности средствами научно-исследовательского комплекса колледжа нам представляется следующими видами заданий:


- задания стимулирующе-мотивационного характера – участие в конкурсах, конференциях, выставках и т.п.;
- задания репродуктивного и аналитического характера – составление плана (сложного плана, цитатного плана), конспекта, аннотации, подбор литературы по теме, работа с терминологическим словарем, чтение источников, написание тезисов;
- задания аналитического характера – составление отзыва, рецензии, отчета, сравнительных характеристик, аналитических и сравнительных таблиц и т.п.;
- задания конструктивно-вариативного характера – разработка проектов;
- серийные комплексные задания, объединяющие все компоненты исследовательской деятельности – практические работы, лабораторные работы, курсовые работы, дипломные работы.

 

Эффективность воспитания образовательной самостоятельности  студентов в процессе исследовательской деятельности зависит от создания педагогических условий.

 

В философии под условием понимается отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, при этом предмет выступает как нечто обусловленное, а условия - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условия же составляют ту среду, обстановку, в которой явление или процесс возникают, существуют и развиваются (9, с.425).

 

Словарь русского языка С.И.Ожегова трактует условие как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;обстановка в которой происходит что-нибудь (6,с.771).

 

С другой стороны, условия могут определяться как необходимые и достаточные. Необходимые условия - это те условия, которые имеют место всякий раз, как только возникает действие; достаточные условия - это те условия, которые непременно вызывают данное действие (3 с.628).

Следуя факторному подходу, условия - это внешние факторы и определяют их, в данном случае, как те факторы, которые способствуют изменениям в вещи, а сами по себе их не вызывают, «... образуют фон, на котором развертывается превращение возможности в действительности, но сами не обуславливают непосредственно эту возможность» (4,с.256).

 

Рассматривая педагогические условия, нужно уточнить, в какой степени специфично это понятие по отношению к философскому и лингвистическому определениям. В психолого-педагогическом словаре понятие условия учебной деятельности называют «совокупность обстоятельств, в которых она осуществляется, и обстоятельств жизнедеятельности ее субъекта. Те и другие рассматриваются как факторы, способствующие или препятствующие ее успешности»(5,с.451).

 

Существуют и другие трактовки педагогических условий, приведем некоторые из них:

  •  условия определяются как основа обстоятельств, способствующих достижению поставленных целей, или, напротив, тормозящие их достижения (8,с.51);
  • педагогические условия - совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, приемов и материально-пространственной среды (базы), направленных на решение поставленных задач (1, с.61).
    Следовательно, в философском толковании условия можно рассматривать с двух сторон: с одной стороны как категорию, обозначающую обусловленность одних предметов другими, с другой стороны - как категорию, связывающую переход возможности в действительность.

 

Мы же будем понимать под педагогическими условиями совокупность мер, способствующих реализации процесса воспитания у студентов  образовательной самостоятельности на основе их исследовательской деятельности. Для обеспечения эффективности этого процесса мы должны исследовать комплекс необходимых и достаточных педагогических условий.

 

В качестве педагогического условия воспитания образовательной самостоятельности на основе исследовательской деятельности мы выделим отсутствие жесткой регламентации и высокую степень вариативности ее содержательных и организационных компонентов. Но в исследованиях различных авторов определены наряду с указанными и другие педагогические условия. Так Е.Б.Евладова, Л.Г.Логинова, Н.Н.Михайлова в качестве психолого-педагогических условий в содержательном аспекте выделяют:
- преобладание собственной исследовательской практики студента над репродуктивным усвоением знаний;
- ориентация на интеллектуальную инициативу студента;
- ориентация на самостоятельность в поисково-проектной деятельности;
- формирование способности студента к самореабилитации в процессе оценки собственных идей;
- социальная предъявленность.

 

В качестве условий реализации организационного аспекта исследовательской деятельности можно выделить:
- открытость границ;
- вариативность среды;
- «погружение»  в культуру;
- эмоциональная насыщенность среды (2, с.45).

 

Научная студенческая деятельность планируется по курсам с постепенным усложнением заданий и переходом к самостоятельному решению задач научного творчества.

На I - II курсах студенты выполняют под руководством преподавателей циклов исследования учебного характера.

 

Предварительно на этих курсах студенты вооружаются теоретическими знаниями и практическими умениями по методам исследований. Этому способствует курс «Введение в специальность», где освещаются особенности и общие вопросы исследований по профилирующим наукам.

 

Все эти виды подготовки студентов к исследовательской работе раскрывают сущность научно-исследовательской работы, пути и способы организации исследования, технику его проведения, качественный и количественный анализ данных исследования, а также требования к личности исследователя, к оформлению записей и результатов исследования, к литературному оформлению итогов научной работы.

 

На первом этапе формирования у студентов склонностей и навыков  исследовательской работы предметно-цикловые комиссии в рабочих программах по учебным дисциплинам предусматривают обучение студентов умению работать  основной и дополнительной литературой (пользоваться каталогами, целенаправленно читать и конспектировать учебный материал, делать выписки, систематизировать их). Выполнение рефератов и докладов с критическим анализом использованной литературы и других источников закрепляет опыт студентов как исследователей. Результативность исследования - основной критерий исследовательских способностей, умений и навыков студента в научной работе.

 

Второй этап формирования исследовательских качеств относится к периоду обучения на III - IV курсах. На этом этапе студенты самостоятельно выполняют курсовые работы и, как итог, дипломные работы. Хотя исследовательские работы выполняются и студентами I - II курсов, где итогом является выступления на научно-практических и научно-исследовательских конференциях различных уровней, участие в конкурсах.

 

Таким образом, одним из педагогических условий эффективного воспитания образовательной самостоятельности средствами научно-исследовательского комплекса колледжа является разработка интегративной программы воспитания образовательной самостоятельности.

 

Реализация данной программы обеспечит способ воспитания образовательной самостоятельности студентов средствами научно-исследовательского комплекса колледжа.
Интеграция – от латинского «integer» - целый – означает состояние связанности отдельных частей и функций системы в целое (7, с.500)

 

Программа – содержание и план деятельности, работ (7, с.1074)

 

Следовательно интегративная программа воспитания образовательной самостоятельности представляет собой последовательность действий, связывающих средства и методы, необходимые для получения положительного педагогического результата по воспитанию образовательной самостоятельности студентов в процессе их исследовательской деятельности на протяжении всего времени обучения.

 

Для описания программы воспитания образовательной самостоятельности студентов в процессе их исследовательской деятельности необходимо конкретизировать конечную цель – воспитание образовательной самостоятельности студентов.

 

Приведем пример интегративной программы по дисциплине «Математика» для студентов первого курса по теме «Тригонометрические функции».

 

Цель: воспитание образовательной самостоятельности

 

Задачи:

  1. Побуждение к самостоятельной образовательной деятельности.
  2. Разработка исследовательских заданий, направленных на воспитание образовательной самостоятельности.
    Содержание и планируемый результат (компонент образовательной самостоятельности) можно представить в виде

 

Таблицы 1.
Таким образом, навыки и умения студентов к самоорганизации исследования, полученные в результате учебно-познавательной деятельности, определяют воспитание образовательной самостоятельности в процессе исследовательской деятельности.

 

Литература

  1. Ваценков О.В. Педагогические условия экономического воспитания учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ в процессе становления рыночных отношений (на примере трудовой подготовки): Дис. … канд.пед.наук. – Екатеринбург, 1993. – 180с.
  2. Евладова Е.Б. и др. Дополнительное образование детей: Учеб.пособие для студ., учреждений среднего проф. образования / Е.Б.Евладова, Л.Г.Логинова, Н.Н.Михайлова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 352с.
  3. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Наука, 1975. – 717с.
  4. Материалистическая диалектика как научная система / Под ред. Ю.П.Шептулина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 305с.
  5. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 544с.
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 12-е изд. – М.: Русский язык, 1990. – 921с.
  7. Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. А.М.Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов.энциклопедия, 1989. 1632с.
  8. Трубайчук Л.В. Словарь-справочник по личностно-ориентированному и развивающему обучению. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. – 53с.
  9. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Политиздат, 1991.- 560с.

 

Таблица 1.


Название темы

Количество часов

Задания, направленные на воспитание образовательной самостоятельности

Виды заданий

Компонент образовательной самостоятельности

литература

1. Понятие тригонометрических функций.

2

  1. Найти, выписать и сравнить определения понятия «угол» в учебниках геометрии и математики.
  2. Законспектировать определения тригонометрических функций и их свойства.
  3. Приготовить доклад по теме «История развития понятия тригонометрических функций» (домашнее задание, по желанию)

Аналитический

 

Репродуктивный

 

Стимулирующе-мотивационный

Организационный

 

Организационный, процессуальный

Мотивационный
Энергетический

1) А.В.Погорелов. Геометрия 7-11.
2) В.Т.Лисичкин. Математика
3) Г.Н.Яковлев. Алгебра и начала анализа.
4) И.И.Валуце. Математика для техникумов.

2. Формулы приведения

2

  1. Используя объяснение преподавателя (формулы приведения для функции sinx), правило составления формул приведения, знаки тригонометрических функций в координатных четвертях, составить формулы приведения для функций cosx, tgx, ctgx.
  2. Приготовить доклад по теме «История появления формул приведения» (домашнее задание, по желанию)

Репродуктивно-аналитический

 

 

Стимулирующе-мотивационный

Организационный, процессуальный

 

 

Мотивационный
Энергетический

 

3. Формулы сложения аргументов. Формулы двойных и половинных углов.

2

  1. Найти и выписать из учебника формулы сложения аргументов.
  2. Подставить вместо ?, в формулы сложения аргументов ?, и записать формулы двойных углов.
  3. Представить  и записать формулы для двойных углов. (получение формул половинных углов)
  4. Приготовить доклад по теме «История появления формул сложения аргументов, двойных и половинных углов» (домашнее задание, по желанию)

Репродуктивный

Репродуктивно-аналитический

Репродуктивно-аналитический

 

Стимулирующе-мотивационный

Организационный

Организационный, процессуальный

Организационный, процессуальный

 

Мотивационный
Энергетический

В.Т.Лисичкин. Математика

4.Формулы сложения одноименных функций.

2

  1. Найти и выписать из учебника формулы сложения одноименных функций.
  2. Приготовить доклад по теме «История появления формул сложения одноименных функций» (домашнее задание, по желанию)

Репродуктивный

Стимулирующе-мотивационный

Организационный, процессуальный
Мотивационный
Энергетический

В.Т.Лисичкин. Математика

5. Графики тригонометрических функций

4

Используя объяснение преподавателя (построение графика и описание свойств для функции y=sinx), построить графики и описать свойства, используя построенные графики, для функций y=cosx, y=tgx, y=ctgx.

Репродуктивно-аналитический

Организационный, процессуальный

 

6. Обратные тригонометрические функции

4

  1. Используя объяснение преподавателя (построение графика и описание свойств для функции y=arcsinx), дать определения, построить графики и описать свойства, используя построенные графики, для функций y=arccosx,y= arctgx, y=arcctgx.
  2. Приготовить доклад по теме «История появления обратных тригонометричеких функций» (домашнее задание, по желанию)

 

Репродуктивно-аналитический

 

 

Стимулирующе-мотивационный

Организационный, процессуальный

 

 

Мотивационный
Энергетический

 

7. Тригонометрические уравнения

4

Приготовить доклад по теме «Тригонометрические уравнения. Историческая справка» (домашнее задание, по желанию)

Стимулирующе-мотивационный

Мотивационный
Энергетический

 

8. Тригонометрические неравенства

2

Приготовить доклад по теме «Тригонометрические неравенства. Историческая справка» (домашнее задание, по желанию)

Стимулирующе-мотивационный

Мотивационный
Энергетический

 

9. Проверочная работа

2

Составить словарь терминов по теме «Тригонометрические функции» (домашнее задание).

Репродуктивный

Организационный, процессуальный

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн