Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Муртазин И.А. Дистанционный цикл лекций «Курсы по выбору - от идеи до воплощения»

Автор: 
Муртазин Ибрагим Абдурахманович
Место работы: 
д.т.н., отличник народного просвещения г. Москва    www.facultativ.narod.ru
Контакты: 

 

Дистанционный цикл лекций  «Курсы по выбору - от идеи  до воплощения»        

      

Ижевск - Москва         

                                      
Содержание                                                                       

  1.  Лекция I.Предисловие. Роль специальных образовательных учреждений, различных  предприятий  в образовании школьников.
  2. Лекция II.История возникновения курсов по выбору в СССР и РФ. Первые две лекции опубликованы в «Интернет и Образование»,апрель, №19,2010г.
  3. Лекция III.Первый опыт введения курсов по выбору в школьные программы страны. ЛекцияIY. Опыт проведения курсов по выбору в средней школе №41 г.Ижевска.
  4. ЛекцияY.Курсы по выбору - обязательный предмет для старшеклассников.     
  5. Лекция YI.Примеры программ и самостоятельных работ для учащихся курсов по выбору и Научного общества учащихся. Лекция YII.Заключение. Интерактивное обсуждение: новое  в преподавании предмета, предложенное самим слушателем или другим новатором. Литература.

ЛекцияIII. Первый опыт внедрения курсов по выбору в школьные программы страны


В 1984 году я,  будучи  заведующим сектором  Физико-технического Института  (ФТИ)  УдНЦ УрО  АН СССР, предложил и реализовал [ 1 – 8,см Сайт ] вместе с другими  специалистами  в средней школе №35 (1984-1986гг). г. Ижевска методику  факультативов (курсов) по выбору. Мне  хотелось дать  возможность каждому школьнику, начиная с 7- 8  класса 10-летней школы свободно выбрать или предложить самому для изучения факультатив, который бы отвечал его интересам и привлечь к ведению факультативов специалистов: инженеров, техников, научных сотрудников, преподавателей вузов, ссузов, сотрудников силовых, судебных, управленческих структур и т.п. При  этом  программа каждого факультатива должна была предусматривать самостоятельную работу каждого школьника, своеобразную  пробу сил в той области знаний, которую выбрал сам школьник Темы самостоятельных работ, а иногда и курса по выбору можно позаимствовать из опыта НОУ , факультативов прошлых лет, проводимых, например, в спецклассах. Именно участие в самостоятельной практической деятельности, приближенной к их будущей специальности, дает возможность учащимся раскрыть свои способности (см. Герминда  Мелхорн, Ханс-Георг Мелхорн « Гениями не рождаются» М: Просвещение, 1989.) Как обеспечить самостоятельный выбор учащимися того или иного факультатива, создать соответствующую психологическую атмосферу?-  Мы предлагаем следующую схему мероприятий[6]:1 Параллель 7-х классов подготовить ( за проведение факультативов назначаются ответственные) для выбора учащимися факультативов, которые они 6удуг посещать на следующий учебный год: - провести встречи со специалистами (желательно с теми, кто готов вести факультативы), охватив все 5 типов профессиональной деятельности (по Е. А. Климову): человек – знаковая система, человек – художественный образ, человек – природа, человек – человек, человек – техника. Встречи можно проводить на уроках труда и классных часах. Для выявления  интересов целесообразно провести  анкетирование, воспользовавшись  имеющимися картами интересов или опросниками профессиональной готовности. На основе выявленных интересов учащихся, учитывая их предложения  и возможности школы, родителей, нужно предложить им перечень факультативов. Конкретизация факультативов возможна только после индивидуальной беседы с учениками. Составить списки учащихся, выбравших тот или иной факультатив. Срок: апрель 2. Провести с участием классных руководителей родительское собрание, посвященное организации в школе факультативов по выбору. Привлечь родителей-специалистов к проведению факультативов или в качестве помощников руководителей факультативов. Родители могут помочь также в выборе баз, на которых будут проводиться практические занятия. Срок: май.3.В новом учебном году руководителям факультативов составить программы занятий и утвердить их на педагогическом совете школы. Срок:  15 сентября  4. Составить расписание занятий, выделив для них во всех классах одно время. Начало занятий – 1 октября , окончание  – 1 июня. Объем занятий  2-3 часа в неделю.  5. В конце учебного года по результатам занятий  провести отчетные конференции каждого факультатива, а затем лучшие самостоятельные работы заслушать на общей- всех факультативов или на итоговой отчетной конференции НОУ, на которых учащиеся должны рассказать, что они узнали нового, чему научились и что сделали, в какой мере факультативы помогли утвердиться в  выбранной ранее профессии или выбрать новую. 6. Провести анкетирование восьмиклассников, направленное на анализ эффективности  занятий. Для этого предлагаем учащимся ответить на вопросы 12, 13, 14 Анкеты. Учащиеся, которые будут продолжать обучение в школе, должны указать, какой факультатив они хотели бы посещать в следующем году. Тогда им можно будет помочь в выборе секции НОУ , клуба по интересам, нового факультатива. Срок   май. 7. На учеников желательно завести дневники наблюдений, в которые включить результаты самостоятельных работ,  анкетирования, итоги индивидуальных бесед, профориентационную карту.                                                                                               

АНКЕТА
ВЫЯВЛЕНИЯ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ УЧАЩЕГОСЯ  И  ФАКУЛЬТАТИВА
1.Фамилия, имя _____________________________________________
2. Класс ________________
3. Дата _________________
4. Что вы думаете делать после окончания 8 класса:
- учиться в школе, чтобы в дальнейшем получить специальность________________
- учиться в техникуме по специальности_______________________________________
- учиться в СПТУ по специальности __________________________________________
- другое
5. Что вы желаете дополнительно узнать о будущей профессии? ___________________
6. Как возник интерес к профессии?____________________________________________
7.Чем привлекает вас избранная профессия? (подчеркните)
процесс трудовой  деятельности, полезность работы,  возможность создавать своими руками, новые впечатления, опасные ситуации, независимость в работе, частые командировки, условия труда, высокая материальная обеспеченность, подвижная работа, спокойная работа, повышенная ответственность, самостоятельное принятие решений, общение с людьми, возможность творческой деятельности,  работа на свежем воздухе,  романтичность профессии, перспективность (профессиональный рост), близость будущей работы к месту жительства, возможность оказывать помощь людям,  другое
8. Какие требования данная профессия предъявляет к человеку?
10.Какую профессию или специальность вы никогда бы не выбрали и почему?
11. Какой факультатив вы хотели бы посещать в учебном году?(можете также указать факультатив не предложенный школой)
*12. Что нового вы узнали на факультативе, и помог ли он вам в выборе профессии?
*13. Какую профессию желали бы вы выбрать в 9 классе  и как готовиться к ней?
*14. Какие предметы по выбору желали бы вы изучать в 9 классе?
*Заполняется  во II  Полугодии 8-го класса. ( При использовании Анкеты для 11-летней школы параллель классов нужно увеличить на единицу – 8,9,10,11 вместо 7,8,9,10 )  

В  средней школе № 35 в 1984-85 учебном году для всех четырех восьмых  классов ( 120 учеников ) было организовано десять факультативов: наука и культура, педагогика, ЭВМ и программирование, физика, химия, география, юный медик, радиоконструирование, сварка, юный металлург. Пять из них вели сотрудники ФТИ, по одному – сотрудники Удмуртского госуниверситета, Мединститута, НИИ при Совете Министров УАССР, объединения «Ижсталь», школы. Этот опыт представляется нам интересным по многим причинам. Сравнительно большое число факультативов, как в НОУ, позволило ученикам свободно выбрать тот, который более всего отвечает их устремлениям. Привлечены к  занятиям 5 кандидатов наук, квалифицированные рабочие, родитель, ветеран труда.
В качестве темы факультатива по физике  была выбрана специальная теория относительности (СТО). Этот выбор был связан с тем, что учащиеся изучают на уроках физики ньютоновскую механику, а она является частным случаем более общей теории – СТО. Изучение её открывает перед учащимся 8 класса новый мир световых и около световых скоростей, заставляет их более  критически относиться к так называемым очевидным истинам. Опыт работы, начиная с 1979г., когда эту тему я неоднократно предлагал в качестве самостоятельной работы для членов НОУ, показал, что тех математических знаний, которыми обладают ученики 8 класса, вполне достаточно для решения задач  СТО. Гораздо более сложным оказалось вовлечение учащихся в процесс осмысления, как постулатов, так и выводов СТО. Возможно, в этом сказывается не только трудность предмета, но и отсутствие культуры мыслительной деятельности, и понимание ее важности. Хорошей формой закрепления материала явились практические и семинарские занятия. В качестве тем последних были выбраны: методы определения скорости света, опыт Физо, «парадоксы» СТО, гравитационная и инертная массы, атомная энергетика, управляемый термоядерный синтез, красное смещение спектральных линий. Несмотря на то что факультатив посещали лишь те учащиеся, для которых именно физика – любимый предмет, нам опять пришлось «споткнуться» о проблему выбора специализации - физика-экспериментатора или физика-теоретика[13]. Лишь часть участников факультатива видели в нем конкретное воплощение своих интересов и способностей. Вообще, это не удивительно: СТО – область теоретической физики, а многие ученики представляют себе физику, прежде всего через опыты, установки, мощные ускорители, атомные электростанции и т.п. Поэтому СТО они воспринимают  лишь как нужный элемент в их образовании физика-экспериментатора, физика-инженера,  кем бы они хотели работать в будущем. Факультатив дал возможность проверить свои способности и интерес к теоретической физики и таким образом способствовал профориентации учащихся, не говоря уже о том, что он обеспечивал углубленное изучение курса физики. Факультатив география ( вел доцент УдГУ  Иларионов А.Г.) был посвящен методам дешифровки космических снимков различных районов Земли. Часть факультативов была посвящена рабочим профессиям. Так, успешно работали  факультативы «юный металлург» на «Ижстали» и сварки  в ФТИ. Программа занятий по сварочному производству: История развития сварки. Техника безопасности и противопожарные мероприятия. Сварные соединения и швы. Электроды для дуговой сварки. Техника ручной дуговой сварки. Сварочная дуга и ее свойства. Источники питания сварочной дуги переменного тока. Источники питания сварочной дуги постоянного тока. Оборудование и технология дуговой сварки в защитных газах. Дефекты и контроль сварных соединений. Краткие сведения о газовой сварке и резке металлов и . применяемые материалы при газовой сварке и резке.. Оборудование и аппаратура для газовой сварки. Сварочное пламя. Технология газовой сварки. Технология кислородной резки. Сварка цветных металлов. Сварка углеродистых и легированных сталей. Сварка чугуна». Занятия по сварке вел техник. К освещению теоретических вопросов привлекался научный сотрудник. В соответствии с требованиями техники безопасности школьники не были допущены к практическим работам. Но, не смотря на демонстрационный характер практической части занятий, они получили представление о характере труда сварщика. В результате 17  школьников выбрали профессии, по которым ведется подготовка в среднем ПТУ №3. при ПО «Ижсталь».

Участники   факультативов  являлись  коллективными членами НОУ г. Ижевска», и школьники могли принять участие во всех мероприятиях общества : сорок учащихся  были участниками VI зимней школы НОУ, ученики факультативов выступили с докладами на VII итоговой ( в дальнейшем и на других ) конференции общества: 1.Механизм действия ионизированной воды на межклеточные контакты и 2.Влияние лазерного излучения на клеточные структуры -научный руководитель (н.р.)- преподаватель курса  юный медик заведующий кафедрой   ИГМИ к.м.н. Соловьев А.А.,3.Химическое оружие и 4. Химические удобрения – н. р.- преподаватель     факультатива химия к.х.н, зав.лабораторией ФТИ  Канунников М.Ф. ,5. Щелочные металлы и их применение – н. р -. учитель химии Трусова Р.Г., 6. Итоги опытнической работы на пришкольном участке и 7.Результаты наблюдений над сирийскими хомячками – н.р. -  учитель биологии Карабашева Т.Л.,8. Влияние магнитного поля на урожай картофеля – н. р.- сотрудник Ижевского сельхозинститута Иванова Т.И.  Даже те (20%), кто не посещал факультативы, испытывали положительное  влияние от изменившегося отношения одноклассников к учебе. Одна часть из них, посещавших, в сущности, факультативы по выбору еще раньше их организации - музыкальные, шахматные и другие школы, секции от спортивных до научных и т.п. получила «прибыль в их полку». Другая, не отличающаяся успехами в учебе, напротив , потеряло в своем  «полку» –многие из них стали посещать факультативы по рабочим специальностям. Там у них все получалось, они знакомились с рабочими, со специалистами, с важностью их работы,  ощущали уважительное  к себе отношение и скоро осознавали, что без знаний, учебы квалифицированным рабочим, мастером не стать. Можно сказать, что мы создали школу с большой степенью самоорганизации (факультативы по выбору) в школе, которые дополняли и помогали друг другу, дисциплинировали школьников. На первый взгляд может показаться парадоксальным, что свободное, необязательное посещение факультативов, занятия в форме лекций - бесед, самостоятельных работ, в которых преподаватель выступал в роли консультанта, обращения к школьникам как к коллегам, связанным интересом к предмету, приводила не к фамильярности, а к ответственности, уважительному отношению к преподавателям, пониманию того, как еще много интересного вокруг и как много надо знать и уметь (т. е. хорошо учиться в основной школе), чтобы решить интересные задачи и возможно самому найти тему и разработать ее, получить важный результат. Школьники, предоставленные самим себе, наверняка устроили бы что-то похожее на беспорядок. Но в данном случае благодаря ряду факторов: общение со специалистами, свободный, предварительно обдуманный , выбор факультативов , на которые они приходят не потому что должны, так надо ( хотя эти мотивации важны ) , а потому что хотят в них участвовать они самоорганизуются [ 12 ] в целеустремленный коллектив ,связанный общим интересом к познанию и выбору профессии.

В нашем опыте, как нам кажется, сказались и преимущества по-настоящему индивидуального подхода к каждому ученику в процессе формирования  факультативов. Кроме того, оправдала себя организация дела: занятия групп  включены в школьное расписание уроков и проходят в одно и тоже время , поэтому все ученики  имели возможность посещать факультативы. Свободный выбор дает положительный импульс личности ученика, облюбованное дело требует самостоятельности, которая особенно дорога юному человеку, потому что дарит ему чувство собственного достоинства и уверенности в себе, т.е. самое необходимое для того, чтобы дерзать, сметь и уметь.  Разумеется, если учащимся объявляют, что все они будут изучать одну профессию, потому что она очень нужна  и ученики должны проникнуться чувством ответственности и т.д., то в этом случае рассчитывать на массовый энтузиазм не приходится. Даже если мы убедим учеников в том, что предлагаемая им профессия столь же интересна и необходима, как работа космонавта, все равно найдутся такие ребята, которых такой «выбор» не удовлетворит, потому что их «тянет» к другому делу. Подобное пропагандирование одной (на весь класс, школу) профессии может привести совершенно к противоположному эффекту: даже те ребята, которым предлагаемая профессия пришлась по душе, могут изменить к ней свое отношение. Что значит «полезный труд? Мы считаем, что, например, решение задач по математике или выполнение опытов по физике – тоже полезный труд,  доставляющий ученику радость приобщения к труду по призванию. В этом случае как раз и совершается самая желательная профориентация, и очень хорошо, если учитель поддержит своего ученика, ободрит и поможет юному человеку поверить в свои способности, в важность работы, которая со стороны может показаться не такой уж серьезной. Пожалуй, нужно более четко, чем это часто бывает, видеть разницу между собственно уроками труда с программой, обязательной для всех, и уроками труда типа курсов по выбору, которые каждый   ученик выбирает по своему усмотрению. Собственно уроки труда позволяют решать задачу массового профессионального обучения школьников, воспитания у них привычки трудиться,  уважения к труду, сознательного отношения к  трудовой дисциплине и т.д.Курсы по выбору служат выявлению призваний. Сегодня они как бы составляют второй, более широкий круг профориентации.  Потребуется большое число руководителей и  здесь возможны различные варианты. Например, учителя-предметники могли бы взять на себя преподавание теоретической части факультатива; в свою очередь, специалистам больше всего подошла бы роль консультантов, равно как и практическая часть факультатива должна быть доверена им. При этом  школе желательно не переусердствовать в привитие специалистам-руководителям курсов по выбору методов преподавания школьных дисциплин, а лучше создать такие взаимоотношения, когда специалисты и учителя сами переймут  друг у друга  хорошие элементы ведения занятий.  Учитывая, что уже в 1984г. было определено порядка 760 специальностей, по которым можно обучать школьников, необходимо число различных факультативов увеличивать. Для этого [1,2] целесообразно такой формой занятий охватить несколько близлежащих школ, согласовать расписание таким образом, чтобы факультативы приходились во всех школах на одно и то же время. Тогда, например, факультатив при ПО «Ижсталь» могут посещать ученики нескольких школ. Одновременно число факультативов нужно увеличить пропорционально числу школ. Так, если сейчас в одной школе было десять факультативов, то для объединения из двух-трех школ число факультативов может достигать тридцати. Естественно, их должно быть по возможности больше, но одного только количественного роста мало, нужно, чтобы факультативы представляли самые разные виды труда, представляли их достаточно основательно, всесторонне, т.е. качество работы  необходимо повышать. Одной школе решить эту задачу не по силам. Вывод очевиден: работа факультативов может быть успешной лишь при условии доброго, заинтересованного сотрудничества школы, базового предприятия, общественных  организаций.  

 Факультативов по интересам логично вписываются в имеющиеся сейчас новые учебные планы, направленные на включение дисциплин по выбору учащихся, углубленному изучению избранных предметов.  Выбор  занятий  в девятом  ученики уже способны  сделать самостоятельно, так как предыдущий год приучил их к самостоятельности.
Департамент  общего и дошкольного образования  Минобразования России  издал  Информационное письмо за № 14-51-277/13 от 13.11.2 003 . об элективных курсах в системе    профильного обучения  на старшей ступени общего образования. В Письме содержится расшифровка курсов по выбору, из которой можно заключить, что все или почти все его утверждения и выводы были высказаны, апробированы в нашем первом опыте (1984-1986гг.) в средней школе  №35 г.Ижевска и описаны [1 - 8] .Напомним основные положения (взяты в кавычки) Письма ( в скобках–мои комментарии):1) «Элективные курсы(курсы по выбору).» (Наши названия-факультативы по интересам, по выбору, наконец, курсы по выбору .Последнее является на, мой взгляд, наиболее приемлимым. 2) «Элективные курсы обязательны..»(В 1984-86гг.предмет «курсы по выбору»мог быть только факультативным .Однако, мы таким образом организовали его проведение и подготовку к нему, что его посещали не менее 80% учеников, а  многие из «не посещавших» посещали аналогичные по целям секции, кружки и т.п.во внешкольных образовательных организациях -пример сетевого взаимодействия ОУ), 3)«удовлетворяют индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого ученика». 4)«По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов …повышенный уровень изучения учебного предмета…,должны обеспечить межпредметные связи…приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда(по-моему этому способствует любое обучение и в т.ч.курсы по выбору)… наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов.».5)« формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения  практически важных  задач, продолжение профориентационной  работы, осознание выбранного жизненного пути и т.д.6) «речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения  этим курсом в целом. Это не только дифференцирование  содержания образования, но ,как правило, и по другому построенный учебный процесс.» 7) «организация учебных практик, проектов исследовательской  деятельности, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения, станут важным фактором  успешного проведения .занятий.» ( Учебная практика, исследовательская деятельность, являющиеся составной частью курсов по выбору,  могут выполняться в летние каникулы, а иногда только в летние каникулы: археологические изыскания, сезонные исследования в заповедниках и т.п.  В этих случаях освободившиеся часы используются для теоретической подготовки учеников к летним работам.). 8)«предлагаемая организация обучения обуславливает  необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы». ( Такая формулировка верна лишь в случае одного класса в параллели. Общая формулировка может быть такой: занятия по курсам по выбору проходит во вновь организованных классах ( группах) с наполняемостью ,как минимум, в два раза меньше исходных классов соответствующей параллели).9)« особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений »(  Сетевые формы взаимодействия не ограничиваются только образовательными учреждениями, а включают НИИ, предприятия, учреждения управления и т.п. .Более того, в этом нуждаются все без исключения школы) ,10)« на местах создаются собственные варианты элективных курсов».11)«Опыт создания и внедрения элективных курсов… будет широко освещаться в педагогической печати» ( Свой опыт мы описали  [1-11, 17-20 ] и до и после появления  Письма и тем не менее он остается «не замеченным» , хотя наши идеи и выводы с большой долей вероятности служат основой  как Письма, так и  многих из инициированных им публикаций. В связи с этим хотелось бы высказать: 1.Сами авторы должны быть нетерпимы к нарушению авторских прав и замалчиванию приоритета своих коллег. 2.  Редакциям периодических педагогических изданий перенять опыт редакций естественно- научных журналов: 2.1 Указывать в публикации дату ее поступления в редакцию, 2.2.Создать журнал по типу, например, « Письма в ЖЭТФ», где публиковались бы значимые, истинно пионерские работы.) Если сравнить «расшифровку» курсов по выбору с тем, что мы делали на факультативах по выбору ( курсов по выбору ) и затем описали наш опыт  [1-11]  в 1985-1994 гг., как в центральной, так и региональной печати, то окажется, что мы уже за 19 лет до издания Письма делали то, что составляет содержание курсов по выбору. К перечисленным выше 11 пунктам можно ещё добавить следующие: а) необходимо дать  возможность ученикам не только выбрать курс по выбору, но и самим предложить «свой» курс по выбору, б) курсы по выбору проходят не только в школах, но и в  НИИ, предприятиях, в  учебных заведениях и т.п., в)курсы по выбору заканчиваются семинарами, конференциями и т.п., на которых каждый школьник докладывает результаты самостоятельной работы, получает оценку и запись в классный журнал и дневник, а также в портфолио, если таковой ведется , г)Для постоянной работы со школами( проведение занятий, практик и т.п.)на предприятиях, вузах, ссузах, НИИ и т.п. необходимо организовать общественные(при профсоюзах, советах молодых ученых и т.п.) школьные сектора, д) необходимо обеспечить все основные и средние школы страны методическими пособиями «Курсы по выбору и их выбор».

В 1988 г. идею факультативов по выбору поддержал Институт Усовершенствования Учителей Удмуртии и мы продолжили наш эксперимент в школе №41 г.Ижевска в условиях перехода к 11-летнему обучению и введению профильных классов.  Я получил возможность пропагандировать методику среди учителей Удмуртии,  отношение  которых к нашей методике  было доброжелательным. Может  кто-то из них и перенес наш опыт в той или иной форме в практику своих школ уже в 80 - 90-е годы.

   Лекция IY. Опыт проведения курсов по выбору в сш.№41 г.Ижевска

      В 1988-1992гг.эксперимент по внедрению факультативов(курсов) по выбору продолжился в средней школе №41 г.Ижевска.. В то время в ряде школ различных регионов страны велся поиск  по обновлению всего учебного процесса. . С точки зрения исследователя это нормальная ситуация. А с точки зрения ученика, родителя  эта ситуация неудовлетворительная, так, как отодвигает решение задачи повышения качества образования в неизвестное будущее. Компромис мог быть достигнут, если  включать в учебный, процесс то новое, что доступно практически любой школе .Например, факультативы (курсы) по выбору.  Особенно это важно с точки зрения создания условий для выявления и развития способностей учеников, оказания им помощи в  выборе будущей профессии. Что нужно знать школьнику, чтобы сделать правильный, сознательный выбор профессии? - самого себя, что он хочет и может делать лучше всего. А узнать это можно  в деятельности. Значит, школа должна предложить ему  самые разные виды деятельности, включаясь в которые, он может, испытать себя. Кроме того, это позволит педагогам лучше изучить личность ученика, направленность его интересов, помогая ему в самопознании. Нужно знать, какие профессии, относящиеся к интересующей сфере деятельности, будут именно «его». Значит, нужно ввести школьника в мир профессий, раскрыть перспективу профессионального роста, показать социальную важность профессии,  требования, которые она предъявляет к человеку, в том числе и к состоянию здоровья,  а также какие качества характера, уровень культуры и образования обеспечивают достижение профессиональных  высот. Нужно так организовать практическую деятельность школьников, чтобы они стремились к саморазвитию,  овладению необходимыми знаниями, умениями, навыками. Дать этим целям систематические знания лучше всего в курсе «Выбор профессии»,  который был включен в учебное расписание 9-х  классов 11-летней школы. Проводились эти занятия поочередно с половиной класса, вторая половина в это время находилась на уроках труда. Продолжительность одного занятия 2 часа, один час из которых отводится на использование ЭВМ в качестве машинной поддержки  курса. Программа рассчитана на 34 часа при сотрудничестве с психологом, родителями, классными руководителями[9,11].                                                                                

 Программа  факультативного курса «выбор профессии»

 

Занятие и тема

Цель занятий

Кол-во

Пакет прикладных программ (ППП )

Название

Содержание

Имя

1

ЗАНЯТИЕ 1
Общие требования к решению задачи  о выборе профессии.

1. Дать понятия «профессия» и «специальность».
2.Выяснить затруднения в выборе профессии. Анкета.
3.Дать представление об основных компонентах проф. деятельности, предмете труда

2

Способности
Характер

Занимательный тест
Выход из определенной ситуации

PSS
DJA
NAY

2

ЗАНЯТИЕ 2
Главные компоненты профессиональной деятельности

1.Раскрыть особенности целей и орудий, условий труда (сам. работа по учебнику ОВП).
2. Определить тестированием принадлежность к типу профессий, различаемых по предмету труда.

2

ДДО для определения склонности

5 типов профессий различаем по предметам труда

SKL 2

3

ЗАНЯТИЕ 3
Способности и профессиональная пригодность

1.Дать понятие о способностях (общих и специальных), пути их формирования (тесты из журнала «Школа и производство»).
2. Определить тестированием ряд способностей

2

Тест Ханойск. башни. Угадай число, цифры

Сила воли Логическая задача Число от 1 до 100 Цифры в 4-х значном числе

TEST TO-WER
ALA
SKA
BYK

5

     ЗАНЯТИE 5
Интересы и склонности

Выяснить интересы и склонности путём тестирования

2

Карта интересов
склонности

По предметам
Склонности к профдеятельн

INT1
INT2
INT3
SKL3

6

ЗАНЯТИЕ 6
Профессиональная принадлежность

1.Самооценка проф. способностей, свойств и качеств личности (по лекции)
2. Определение профессиональной готовности тестированием

2

ОПГ

Опросник проф. готовности Л.Н. Кабардовой 

SKL1

7

ЗАНЯТИЕ 7
Здоровье и выбор профессии

1.Познакомить с понятием «Медицинские противопоказания к профессии», (беседа с врачом)
2. Тестированием определить биоритмы для любого временного интервала

2

Биоритмы

Интеллектуальный, физический, эмоциональный

BIO
EKR

BIO
RTM

8

ЗАНЯТИЕ 8
Итоговое занятие

Попытаться помочь ученику понять своеобразие и уровень развития его личности в целом, состояние здоровья, сравнить их с требованием той или иной области деятельности

2

Характеристика личности

Определение направленности личности на себя, на действие, на задачу

LI1

9

ЗАНЯТИЕ 9
Информация о ПТУ, техникумах, ВУЗах

1.Дать информацию о путях получения профессии, о дальнейшем образовании (таблица). 2.Определить
особенности характера

2

Самооценка положительных и отрицательных качеств

Методика А. Будасси

LI2

10

ЗАНЯТИЕ 10
Анкетирование и интеллектуальные игры

Получить информацию о выборе учениками профессии и соответствующего факультат.

2

Интеллект

Движущиеся объекты, поле чудес

DOR
FORT
POLE

11

ЗАНЯТИЕ 11
Ошибки при выборе профессии

Разъяснить учащимся основные ошибки, которые выпускники допускают при выборе профессии. Ситуация при выборе профессии

2

Мотивационная анкета

Для изучения мотивов выбора профессии

LI3

12

ЗАНЯТИЕ 12
Профессиограмма

Дать понятие о профессиограмме. Составить профессиограмму самостоятельно

2

Професс.
модельера

Моделирование одежды

MOD
AFS

13

ЗАНЯТИЕ 13
Понятие о профессиональном плане

1. Дать представление о профессиональном плане.
2.  Определить темперамент

2

Темперамент

Методика Айзенка на темпера-
мент

LI4

14

ЗАНЯТИЕ 14
Формирование профессионального плана

Самостоятельно сформировать профессиональный план и дать его на аттестацию родителям

2

Определение характера, темперамент

Черты характера

LI5

15

ЗАНЯТИЕ 15
Определение способностей
Занятие 4
Профессиональная
пригодность

Выявить при сложном тестировании уровень способностей

Тесты «общие и специальные          
Способности.Определение
КОС

2

2

Способности

 

Попадание в цель
КОС

Словесные пропорции
Определение логических связей,
Закономерно-сти модель броска

SPS1

SPS2
SPS3
BRO  SOK L16

 

 

16

ЗАНЯТИЕ 16
Знакомство с профессией

Знакомить с профессией машинистки (на клавиатуре тренажера)

2

Тренажер

Знакомство с клавиатурой

UR
OK1

17

ЗАНЯТИЕ 17
Консультации

Профессиональные консультации с психологом, специалистами

2

 

 

 

 Для изучения личности школьника, его интересов, склонностей, как видно из программы курса, нами были использованы методики выявления интересов школьников, такие как дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова, карта интересов, анкета самооценки, опросник профессиональной готовности (ОПГ):    Климов E.A. «Как выбирать профессию.» –М., 1984 г. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. «Профориентация школьников: организация и управление.» -М.Педагогика, 1987 г.Иовайша Л.А. «Проблемы профессиональной ориентации школьников.», 1983 г. Витиньш В.Ф. «Реформа школы и профориентация школьников.» - М. ,1988 г. Для выявления способностей у школьников используется методика для определения коммуникативных и организаторских способностей (КОС), для определения уровня логического мышления используются такие как «Отыскание закономерностей», «Логические связи», «Угадай число», «Ханойские башни» и т.д. Применение бланковых методик было затруднительно в связи с большим объемом обрабатываемой информации, но при использовании ЭВМ это становится простым, доступным   и эффективным. Прослушав курс “Выбор профессии”, учащиеся смогли изучить свою личность, направленность своих интересов, склонностей, способностей, познакомиться с некоторыми видами профессиональной деятельности, смоделированными на ЭВМ. Например, познакомиться с умениями, необходимыми в профессии машинистки, используя обучающую программу “Пять уроков машинописи”, и с необходимыми умениями в работе модельера, используя тест “MODAFS”, где можно попробовать применить свой художественный вкус. Это может стать предпосылкой для выбора будущей профессии

Однако, одного теоретического курса недостаточно для решения задач профориентации. Необходимо, как уже отмечалось, создавать для учащихся условия для практической реализации своих интересов и способностей. Для этого во  всех четырех девятых классах были организованы факультативы по интересам (курсы по выбору ): программирование, радиоконструирование, товароведение, кулинария, педагогика, швейное дело, автодело, токарное дело, парикмахерское дело, медицина, факультатив занятий на базовом предприятии ПО «Ижевский радиозавод». В программу последнего факультатива входила работа с компьютерами в дисплейном классе школы, занятия  в цехе N39 завода, которые познакомили их с различными технологическими процессами, а также сеансы психологической разгрузки и занятия в спортзале цеха N39. Педагогику вел я.  Занятия состояли из лекций и бесед, проведенных в первой половине года, и практических занятий в детском комбинате, где школьницы исполняли роль помощников воспитателей. Теоретическая часть программы вводила школьниц в сам предмет педагогики, знакомила их с научной терминологией и методами исследования. При этом обращалось внимание слушателей на то, что в следующем полугодии они смогут на практике применить свои знания, например, выполнить педагогическое наблюдение, провести опросы, взять интервью у детей и т.п. В этом же курсе было дано введение в психологию, где было использовано много заданий на самопроверку, самопознание, самовоспитание Программирование вела учитель информатики Шухардина В.А. в компьютерном классе школы. Часть участников факультатива осваивала работу на компьютерах, используя несложные игровые пакеты, другая – более серьезно была заинтересована в изучении основ алгоритмизации и программирования на языке BASlC. Итогом стала зачетная работа по составлению программных продуктов различной направленности и сложности. Швейное дело вела педагог обслуживающего труда Кривелева Л.А. Был проведен теоретический курс дополнительно к основной школьной программе по конструированию и моделированию легкого платья, практические занятия велись в школьном кабинете обслуживающего труда. Готовые модели некоторые девочки использовали на конкурсе при поступлении в швейное техучилище N28 г. Ижевска. Радиоконструирование вел учитель физики Шмыков Б.И. Занятия проводились на базе школьного кабинетов физики и  радиоконструирования. Школьникам был прочитан теоретический курс по основам радиоэлектроники, они ознакомились с технологией и приемами электромонтажа радиоэлементов, выполняли практические работы по изготовлению и ремонту школьных макетов для уроков физики. Занятия по автоделу проводились на базе СПТУ N4 г.Ижевска и состояли из теоретического курса по слесарному делу и знакомства с ремонтом узлов автомобиля. Токарное дело вел учитель труда Дулесов Б.К. Эти занятия проводились на базе школьных мастерских, оснащенных токарными и фрезерными станками. Факультатив предоставлял школьникам дополнительные возможности для работы на станках, выполнения заказов предприятий, освоения сложных операций, таких как внутренняя обточка деталей. На базе торгового СПТУ N39 проводили факультатив «Продавец продовольственных и непродовольственных товаров». Целью факультатива было познакомить с содержанием работы продавца: консультировать и обслуживать покупателя, подсчитывать стоимость покупки, работать с контрольно-кассовой машиной, получать товар и готовить его к продаже. Для этого он должен знать ассортимент товаров. Парикмахерское дело проводилось в СПТУ№28. Учащиеся не только изучали теоретический материал, но и на практике учились делать прически, макияж и маникюр. Медицину вела одна из родительниц в поликлинике.
Дадим анализ работы, проведенной в 1989/90 учебном году для всех четырех девятых классов, опирающийся на собеседование с учениками, их родителями и анкетирование.

 

 

 

                                                   Таблица 1   Численные показатели ответов учащихся на некоторые вопросы анкеты

 

Класс и количество учащихся

кол-во уч.(%)не посещавших факультативы /продолжившие обучение в 10-кл/

кол-во уч. (%)/продолж. обуч. в 10-м кл/,у которых направл.факульт.не совпадает с профилем обуч в 10-м кл.

Кол-во учащихся, ушедших из школы (%)

Кол-во учащихся, ушедших после 9 кл. из школы, у которых направление факультативов не совпадает с выбранной профессией (%)

Что ученик хочет знать о выбранной профессии

Образование родителей

Количество учащихся, желающих получить образование

Кто повлиял на возникновение интереса к профессии

Получить практические навыки (%)

Литературы по профессии (%)

Условия приёма , труд(%)

Трудности (%)

Высшее (%)

Средне-специальное (%)

Среднее (%)

Высшее (%)

Средне-специальное (%)

Среднее (%)

Школа (%)

Родители (%)

Самостоятельно (%)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

 

9А-33

 

9Б-25

 

9В-28

 

9Г-37

 

123

 

12/6 (36)

3/1
(12)

8/4
(29)

4/2
(11)

27 /13
(22)

 

8 /15/
(53)

7/12/
(58)

2/9/
(22)

6/18/
(33)

23/54/
(43)

 

12
(36)

12
(48)

15
(54)

17
(46)

56
(46)

 

2
(17)

0
(0)

3
(20)

4
(24)

9
(16)

 

12(67)

 

6(40)

 

7(44)

 

12(57)

 

37
(53)

 

2(11)

 

4(27)

 

3(19)

 

4(19)

 

13
(19)

 

4(22)

 

5 (33)

 

6(37)

 

4(19)

 

19
(27)

 

0

 

0

 

0

 

1(5)

 

1
(1)

 

10
(30)

4
(16)

4
(14)

7
(19)

25
(20)

 

10
(30)

7
(28)

9
(32)

13
(35)

39
(32)

 

13 (40)

14
(56)

15
(54)

17
(46)

59
(48)

 

11
(33)

5
(20)

3
(11)

10
(27)

29
(24)

 

17
(52)

7
(28)

14
(50)

14
(38)

52
(42)

 

5
(15)

13
(52)

11
(39)

13
(35)

42
(34)

 

8
(28)

0
(0)

2
(7)

9
(24)

19
(16)

 

6
(21)

10
(40)

10
(34)

13
(35)

39
(33)

 

15
(51)

15
(60)

17
(59)

15
(41)

62
(51)

 

 

 

 Таблица 2 Образование родителей и образование, которое хотят получить их дети

Родители

Высшее (25)

Средне - спец. (39)

Среднее (59)

Дети

Выс.

Ср-сп

Сред

Выс.

Ср-сп

Сред

Выс

Ср-сп

Сред

19

4

2

10

20

9

0

28

31

 Таблица 3  Ответы, приходящие на профессии, которые ученики никогда бы не выбрали

«Нежелательные профессии»

Число ответов

Педагог
Врач
Уборщица
Продавец
Физик
Химик
Швея
Рабочий
Математик
Бухгалтер
Водитель
Инженер
Сборщик радиоаппаратуры

36
19
13
8
8
5
5
5
4
4
1
1
1

                                                                                                                                                  Таблица 4    Число ответов, на вопрос, «Чем привлекает вас избранная профессия?»

1

Процесс трудовой» деятельности

37

2

Полезность работы

36

3

Возможность создавать своими руками

32

4

Самостоятельное принятие решений

27

5

                          Общение    с людьми

27

6

Условия труда

25

7

Новые впечатления

22

8

Спокойная работа

17

9

Возможность творческой деятельности

17

10

Работа на свежем воздухе

16

11

Высокая материальная обеспеченность

15

12

Повышенная ответственность

15

13

Перспективность

11

14

Близость к месту работы

12

15

Опасные ситуации

11

16

Романтичность

10

17

Независимость в работе

10

18

Частые командировки

6

               :Из анализа Таблиц 1-4 можно сделать следующие выводы:
1. Выбор профессии более осознан теми, кто решил уйти из школы (сравнить данные граф 3 и 5 Таблицы1). Заметим, что ученики, ушедшие из школы, выбрали следующие специальности в СПТУ или  техникумах (в скобках указано количество учеников): станочник  (12), воспитатель (8), кулинар (8), товароведение (7), оператор ЭВМ и станков ЧПУ (7), швея (3), злектрогазосварщик (3), медицинская сестра (2), монтажник радиоаппаратуры {1) и другие. 3 человека поступили на работу.                                                                                                     

2. Чтобы подготовиться к выбранной профессии (графы 6-9 Таблицы1), учащиеся желают, прежде всего, получить практические навыки (в 53 случаях из 100 ), информацию о приеме и об условиях труда (в 27 случаях из 100) и в 19 случаях из 100 ученики желают ознакомиться с профессией через литературные источники. Таким образом, предложенная нами система факультативов, имеющих ярко выраженную практическую направленность, отвечает интересам большинства учеников

3. Из сравнения граф 10-12 и 13-15 Таблицы1 видно, что в целом наблюдается тенденция получить не меньшее или более высокое, чем у родителей, образование. Правда, этого нельзя сказать об учениках, чьи родители имеют высшее образование (см. Табл.2). Более того,  из Таблицы3 видно отрицательное отношение учеников к ряду творческих профессий. Действительно, их вклад в «нежелательные» профессии составляет 70%. Причем, первыми по количеству ответов  идут учителя и врачи.Таблица4 подтверждает тенденцию учеников не стремиться к творческой деятельности (17 ответов из 346), профессиональному росту (11 ответов из 346). Напротив, их больше привлекает возможность производительного труда. Так, возможность создавать что-либо своими руками занимает 3 место (32 ответа из  346).
4. Из граф 16-18 Таблицы1 можно заключить, что интерес к профессиям возник благодаря усилиям самого ученика (в 51 случаях из 100),  либо родителей (в 33 случаях из 100), и в гораздо меньшей степени школы (в 16 случаях из 100).  На самом деле этот вклад более значителен - школа помогла школьникам поставить вопрос о выборе профессии.

5. Анализ Таблицы 4 опровергает проявляющиеся иногда высказывание об эгоизме и без инициативности молодежи. Действительно, на одно из первых мест в выборе профессии они ставят полезность продуктов (результатов) работы, сам процесс данной трудовой деятельности, самостоятельное принятие решений, тогда как. высокая материальная обеспеченность и близость к месту жительства занимают в ответах учеников соответственно 11 и 13 места.(Социологи Уральского государственного педагогического университета выявили, что главным мотивом выбора профессии в 2009г. у старшеклассников является получение высокого заработка (44%) и её престижность. Личный интерес к профессии оказался важным лишь для трети школьников ).

В заключении необходимо сказать, что в целом организация для школьников факультативов по их выбору, имеющих направленность на знакомство с профессией, получение практических навыков работы является привлекательной для учеников. Так, в нашем случае только 27 учеников не посещала факультативы. Причем восемь человек из них из-за того, что посещали музыкальную школу, школы искусств и т.д. Продолжение занятий по избранным специальностям или предмету в десятом классе можно организовать  в самой школе, в рамках клубов технического творчества, научного общества и т.д. Причем ученики уже способны  сделать выбор самостоятельно. Из 123 учеников, окончивших 9 класс, в 10-м классе осталось продолжать учебу 67 человек. Для них в школе были организованы классы: физико-математический, экономико-математический, физико-технический с уроками радиоэлектроники. Несмотря на то, что факультативы по интересам были приближены к реальным условиям соответствующих профессий, они в силу ограниченности времени занятий (как и курс «Выбор профессии») требуют дополнительной поддержки для более верного прогноза в выборе профессии.

Нельзя оставить в стороне и физиологический аспект составления прогноза успешности овладения профессией, который заключается в выявлении и оценке степени развития физиологических предпосылок  (функций) к формированию требуемых способностей. Далеко не для всех профессий разработаны критерии профотбора, но существуют профессионально важные функции организма человека. В настоящее время используется целый ряд различных методик, выявляющих подвижность нервных процессов, состояние зрительного, слухового и двигательного анализаторов, выраженность качеств внимания, логику мышления. В лаборатории психодиагностики при отделе кадров ПО «Ижевский радиозавод» применяется   система   психодиагностических исследований «Альфа-тест»( Лаврова 0.В., Абакумова Т.П. Дипломная работа «Использование комплекса психодиагностической аппаратуры «Альфа-тест» в профподборе на промышленном предприятии.» Филиал МГУ в УдГУ г. Ижевска,1988г.),предназначенная для получения количественных показателей, характеризующих уровень развития психофизиологических свойств человека, которые необходимы для правильного выбора профессии в любой отрасли.     Применяются следующие методики:       «Таблица Платонова» (изучение переключения и распределения внимания).  «Таблица «Иванова-Смоленского»  (исследование концентрации внимания).

« Реакция на движущийся объект» (сенсомоторные процессы, уравновешенность нервных процессов, определение точности реакции на движущийся предмет). Порог зрительного различия» (Определение порога быстроты зрительного различия). «Устойчивость ясного видения» (изучение зрительного анализатора, т.е. устойчивость ясного видения)
Тремометрия (динамика,статика)»(изучение  тремора(дрожания) рук).Теппинг-тест  (определение быстроты простейших движений). оценки функциональных состояний испытуемого (самочувствие, активность, настроение), особенности психологических состояний. Рефлексометрия (простая, различия) на пусковые стимулы: цвет, геометрические фигуры, свет, звук (подвижность нервных процессов). «Таблица Пенкина»<кольца Ландольта> (определение длительности концентрации внимания). «Тест Рисса» (определение устойчивости внимания). «Таблица определения закономерностей» (логичность мышления)
В 1990 году проводилось тестирование 20 школьников 9-ых классов , которые пожелали участвовать в факультативе на базе «Ижевского радиозавода». Среди них были «трудные», а также ребята без определенных склонностей, мотивов выбора своей деятельности. Психофизиологическая диагностика показала у большинства из них достаточно хороший уровень показателей к таким специальностям, как станочник, слесарь-сборщик. Исходя из анализа показателей психофизиологических качеств, выявления зависимостей между различными психофизиологическими характеристиками этой группы подростков, можно было рекомендовать каждого из них на опрёделенный вид труда. Ребята были определены в четыре цеха завода на рабочие места согласно выявленным уровням показателей по системе «Альфа-тест». Шесть человек этой группы для дальнейшего образования в 1991 году выбрали ряд специальностей СПТУ-22 радиозавода согласно их склонностям и профпригодности. Система «Альфа-тест» с набором методик, может быть также использована для следующих целей: 

Определения психофизиологических качеств выпускников средних школ.

Осуществления набора рабочих с других предприятий и после службы в армии                       

Проведения тестирования с целью переквалификации работников предприятия  

Таким образом опыт в школе №41 г.Ижевска раскрывает эффективность  для  старшеклассников следующих элементов обучения и профориентации:
1) курс «Выбор профессии» в 8-х и в 9-х классах, в котором для проведения тестов, ознакомления с некоторыми профессиями и обучения им, широко применяется ЭВМ
и приглашаются специалисты различных специальностей.                                         
2) курсы по выбору, охватывающие всех учеников 9-11-х классов. Для их проведения  приглашаются специалисты ВУЗов, ПТУ, предприятий, на базе которых они и проводятся.
3) физиологический прогноз успешности освоения профессии.
Использование данных направлений позволяет повысить у школьников интерес к учебе, осознанно подойти к выбору профессии и дальнейшего образования.                                  

 Литература    

1. Кашина А.,Муртазин И // Найти  призвание.//Удмуртская правда- 1985,16.10
2.Муртазин И.А// И больше и лучше.//Народное образование- 1987, №5, с.63
5.Муртазин И.А.// Школе навстречу.//Наука Урала 1988, №42
6.Муртазин И.А. // Организация работы по профессиональной ориентации и отбору учащихся 8 классов общеобразовательных школ-  1989, ИУУ, Ижевск
7.Муртазин И.А. // На выбор// Школа и производство -1989.- №12,с.69
8.Журавлёв В.А.,Муртазин И.А.,Сакерин Г.С Из опыта углубленного изучения курса физики.//Физика в школе- 1990,  №2 с.45
9. Муртазин И.А.,Шухардина В.А. и др. // Социально-педагогические аспекты проведения факультативов по интересам в курсе «Выбор профессии»   // Тезисы докладов Республиканской научно – практической  конференции «Профессионализм общения»- 1993, с.106, УдГУ, Ижевск
10. Муртазин И.А.,Сакерин Г.С. и др // Факультативы по выбору профессий.//Школа и производство-1994, №2,с. 88
11.Шухардина В.А.,Муртазин И.А. и др.   // Опыт работы школы№ 41  г. Ижевска по профессиональному самоопределению учащихся -1994, ИУУ,Ижевск
12.Муртазин И.А //Синергетический подход к проблеме довузовского образования.//  Тезисы докладов I методической конференции «Методы совершенствования довузовского образования в школах и вузах»-1998,М : МИИТ,с.14
17.Муртазин И.А.// Организация курсов по выбору в школах №№35 и 41 г.Ижевска
в 1984-1995гг.//Сб.докладов Международной конференции ИТОВ-2008,ЕГУ,Елец,с.555,2009
18.Муртазин И.А //. Как это было // Вестник УдГУ, Ижевск :2009,серия физика , вып.1,с.74

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн