Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Маркова О.Н. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Автор: 
Маркова Ольга Николаевна
Место работы: 
заведующая библиотекой МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76» г. Пензы web-сайт: http://lib76.narod.ru
Контакты: 

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

 
Презентация

 

Кто владеет информацией, тот владеет миром. В условиях динамично меняющегося мира содержание и качество образования должны соответствовать потребностям конкретной личности и определять состояние  интеллектуального развития современного общества.

Доступ к информационно–образовательным ресурсам в равной степени необходим детям центральных и удаленных школ. Как никогда сегодня возрастает потребность в оперативной, разнообразной, достоверной информации. Образованного человека нельзя представить без умения добывать информацию, знания самостоятельно.

В связи с этим формула «образование через всю жизнь» становится актуальной для интеллигентного человека.

Неотъемлемой частью системы образования во всем цивилизованном мире становятся информационные технологии. В этом контексте  возникает необходимость поиска новой роли школьной библиотеки в обществе в целом.
Определяя свое место и цели, мы имели две составляющие: нынешнее состояние общества и социальный заказ.

Объект изучения: функционирование  школьной библиотеки в новых условиях.

Проблема: создание библиотеки нового типа для отдаленного района города.

Гипотеза: школьная библиотека нового типа должна разумно соединить лучшие традиции  библиотечного дела и информационно-коммуникационные технологии.
В 1999 г. в отдаленном районе городе открылась школа с минимальным фондом, что заставило нас изыскивать способы пополнения фонда и развития библиотеки.
Статус школы-новостройки диктовал свои условия организации библиотечного дела как части образовательного процесса. Вся работа школьной библиотеки ведется в системе и делится на следующие этапы:

I этап.  1999-2001 годы. Создание традиционной библиотеки в школе-новостройке. Для решения этой цели были  определены задачи оснащения библиотеки школы–новостройки спецоборудованием, библиотечной техникой, изучение  предметных программ, направлений работы факультативов, кружков, секций, каталоги литературы для детей, тематические планы профильных издательств, читательские запросы для создания  ядра книжного фонда, создание  информационно–поискового аппарата библиотеки, привитие учащимся основ информационной культуры, воспитание  духовной культуры учащихся.
Но накопление фонда - не самоцель. Важно, как утверждал библиотековед  М. Дьюи, «донести до читателя каждый атом информа­ции ». В системе строится справочно-информационная работа. С этой целью создается и регулярно пополняется информационно - поисковый аппарат библиотеки, который состоит из системы каталогов и картотек для учащихся и учителей, справочного фонда, фонда выполненных справок, библиографических пособий.  Ведется электронный каталог «МАРК-SQL», электронная картотека газетно-журнальных статей для учителей и учащихся (на базе программы Microsoft Office Excel).
Другое, не менее важное направление деятельности - подго­товка «жителя информационного века». С этой целью разработана и внедряется программа «Навигатор» основ библиотечно-библиографических знаний для учащихся 1-11 классов. Суть программы - привитие учащимся информационной культуры. К фондам школьных библио­тек адаптированы разработки уроков информационной культуры, библиографи­ческие игры, практические занятия.

II этап.  2002 год. Освоение информационно-коммуникационных технологий.
Освоение персонального компьютера, овладение приемами поиска в сети Internet, освоение прикладных программ способствовало  изучению и освоению информационно-коммуникационных технологий. Веяние времени и потребности школы подтолкнули к применению ИКТ во все сферы библиотечного дела. Основа  изменений, происходящих в деятельности библиотек – разумное внедрение новых технологий во все сферы ее деятельности.

С появлением в библиотеке компьютерной техники её возможности направляются на автоматизацию рутинных «бумажных» процессов: ведение документации, планирования, мониторинга, издания малых форм рекомендательной библиографии: буклетов, информационных бюллетеней, памяток, привлекательных презентаций книжных новинок.

Единство СЛОВА, ЗВУКА, ИЗОБРАЖЕНИЯ  дает  возможность максимально качественно и разнообразно решать поставленные в информационной и массовой работе задачи.
Итогом освоения ИКТ стала разработка в 2002 году проекта «Пути создания единой информационно-образовательной среды школы», который получил позитивную оценку на Межрегиональной научно-практической конференции Пензенской региональной общественной организации Общества «Знание» России «Новые знания – источник человеческого развития» (2004 г.).

III этап.  2003-2007  годы. Информатизация библиотечного дела.
С учетом предъявляемых временем требований в рамках проекта для отдаленного района города разработана модель библиотеки нового типа как информационно–культурного центра, способного предоставлять  потребителям качественную, достоверную, исчерпывающую, оперативную информацию для обучения и воспитания.

Информационно–культурный центр (ИКЦ) – это медиафонд, информационный центр, учебно–методический центр, центр культуры  и телекоммуникационная связь.


Библиотека перерастает в  информационно-исследовательский и творческий центр. Новые технологии дают возможность уйти от традиционной системы работы в сторону проектной деятельности, нацеленную на выработку у учеников умения вести поисковую и практико-исследовательскую деятельность. Здесь библиотекарь — не поставщик информации, а организатор и помощник этой работы.

ИКЦ оказывает информационные, образовательные и коммуникационные услуги. Создание информационно–культурного центра решает  задачи не только доступа к глобальным информационным ресурсам, а способствует повышению качества образования, удовлетворяет потребности учащихся в общении и досуге,  развивает индивидуальные личностные качества, способствует формированию информационной культуры, воспитывает духовную культуру личности.

Стремлюсь развивать творческие способности и познавательные интересы учащихся. Провожу массовые мероприятия, используя доверительные формы работы. Оказываю     мультимедийную поддержка урока, доклада, реферата, презентации. Создаю собственные ресурсы:  слайд-фильмы, виртуальные путешествия, аудиозаписи «Театр у микрофона», видеокомпозиции, презентации к урокам информационной культуры, массовым мероприятиям, семинарам и конференциям.

С сентября 2009 учебного года внедряю проектную технологию в библиотечную деятельность.  К 110-летию (июнь 2010 года) французского писателя и летчика А. де Сент-Экзюпери создано шесть проектов разных типов учащимися 8 кл.: видеоклип, презентации, беседа для младшекласссников. Итоговый проект -  информационный ресурс – сайт, объединивший проекты учащихся, методическое сопровождение по работе с книгой «Маленький принц» (адрес сайта: http://prinz-school76.narod.ru)

IY этап. 2008-2013 годы. Разработка и внедрение программы духовного воспитания учащихся.


Мое профессиональное кредо: содействовать  возрождению, сохранению и развитию лучших традиций национальной российской культуры,  приобщать читателей  к духовным ценностям. В руках библиотекаря КНИГА и СЛОВО - мощный инструмент для осуществления воспитательных задач. Особое внимание уделяю книгам, которые способствуют патриотическому, культурному и духовно-нравственному просвещению учащихся, а так же содействуют развитию и воспитанию читательского вкуса современного ребенка

Используя позитивный опыт моих наработок, в рамках проекта разработала и внедряю авторскую программу воспитания духовной культуры учащихся средствами художественной литературы «Лучик», утвержденную ЦМТ ГОУ ДПО ПИРО и рекомендованную для библиотекарей школ области.
Основой программы является творческое осмысление художественной литературы в преломлении к актуальным проблемам современности. Идея  программы – использовать воспитательный потенциал, заложенный в художественной литературе. Прокладывать дорогу к детским душам, ориентируясь не на виды воспитания, а на книгу, проблемы, решаемые в ней, судьбы писателей, их героев в контексте современных проблем, то есть решать воспитательные задачи в комплексе. Среди главных принципов: «Три кита» (Слово, Звук, Изображение), «Три «С» (система ценностей, самопознание, самосовершенствование осуществляется через со-творчество – со-участие – со-переживание с литературным героем),  «Диалог и эстетизм» (от уюта интерьера, хорошей, красивой музыки, выразительного видеоряда до живого участия в интересах, проблемах читателя).

 Технические возможности применения ИКТ здесь безграничны.


Вывод:

Изучение и апробация нововведений на практике привела к разумному созданию модель библиотеки нового времени как ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА, что позволяет грамотно сочетать лучшие старые формы библиотечной деятельности, обогатив их новыми возможностями.
ИКТ стали неотъемлемой частью работы школьной библиотеки, проникнув во все традиционные направления ее работы, подняв ее деятельность на качественно новый уровень.

Направления использования ИКТ в работе школьной библиотеке


Опыт работы Информационно-культурного центра обобщался и распространялся на городском, региональном, российском уровнях.

Вся работа библиотеки представлена так же на информационно-методическом сайте «Информационно-культурный  центр МОУ СОШ №76 г. Пензы» по адресу: http://lib76.narod.ru . За 2008-09 учебный год  его посетили около 40 тысяч человек. С февраля 2010 года –70 – 80 тысяч ежемесячно.
Регулярный мониторинг библиотечной деятельности показывает, что 100% учащиеся школы являются читателями библиотеки, за три последних  года средняя читаемость одного читателя составляет 15,68, средняя посещаемость одного читателя – 12,69, средняя обращаемость фонда – 2,09. Чтение 46,6 % учащихся школы систематическое. В 2,5 возросла выдача электронных  носителей информации.
Грядет принятие концепции «Библиотека 2.0» -это новый взгляд на библиотечное
обслуживание в целом, основа которой – раздвинуть границы библиотеки,начать продвигать услуги там, где люди могут общаться и взаимодействовать. Принятие концепции отнюдь не означает, что нужно пересматривать все аспекты библиотечного обслуживания, а лишь говорит о том, что их необходимо адаптировать к изменениям в окружающем мире.

Главное, использовать новые технологии не вместо, а вместе с книгой. Ведь только читающий человек – думающий, чувствующий, развивающийся.       

Список ресурсов

  1. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html
  2. Национальная доктрина образования РФ//Официальные документы в образовании. – 2000. - №21.
  3. Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года//Вестник образования. 2002. - №6.
  4. Закон об образовании // Офиц. документы в образовании.-2000.-№14.-с.: 2-60.
  5. Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей: Парламентские слушания. 1 июня 2009 года//Школьная библиотека. – 2009. - №4-5. С.: 3-51.
  6. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности: Парламентская библиотека Российской Федерации. http://www.legis.ru/misc/news/11383/
  7. Концепция развития библиотек образовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года: Общественно-государственный проект//Школьная библиотека. 2009. - №4-5.
  8. Концепция развития информационного общества в России.

http://www.libertarium.ru/68568
http://www.iis.ru/library/riss/

  1. А как стать хорошим?: Семинар о духовно-нравственном воспитании. http://p-blagovest.narod.ru/index.htm
  2. Азарова, Л.Н.Основные подходы к пониманию сущности понятий «Проектная деятельность», «Метод учебных проектов», «Учебный проект» /Азарова Л. Н., Оленева Н.А. http://www.mgpu.ru
  3. Антонова, Н.Б. Никогда не забывайте, что человек создан для счастья!/Н.Б. Антонова//Школ. Библиотека. – 2004. - №5. – С.: 64-67.
  4. Балаян Г.В. Модельный семинар (урок-митинг). - «Школьные технологии». – 1997. - № 2.
  5. Боровая, А.И. Нравственные уроки. http://orenik.narod.ru/_private/2_07.htm
  6. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 134 с.
  7. [Глинские чтения]. http://www.glinskie.ru/
  8. Гнеушева, Н.Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников/Н.Н. Гнеушева, Н.Н. Макеева. http://orenik.narod.ru/_private/2_07.htm
  9. Духовно-нравственное воспитание: XY Международные Рождественские образовательные чтения. 2008 г. http://www.cdut.orb.ru/Grani/Grani%28157%29_febr2007/duhovno_nravstvennoe_vospitanie.html
  10. Духовно—нравственное воспитание старшеклассников: Диплом. Мир работ. http://www.mirrabot.com/
  11. Заварыкина, Алла Алексеевна. Проекты. http://www.casadelsol.ru/index.htm
  12. Коровицына, Н.В. Духовная культура современного российского общества. Состояние и тенденции формирования: Материал заседания «круглого стола» РАГС при Президенте России 3 марта 2005 г. http://www.isras.ru/files/File/Socis/2005-10/korovytsina.pdf
  13. Козленко, Александр Григорьевич.  Проектно-ролевая игра.  http://kozlenkoa.narod.ru/pri5.htm#4
  14. Козлова, О. Библиотекарь в школе: что делает и сколько/О.Козлова // Завуч. -2000.-№8.-с.: 101-107.
  15. Краль, Н.А. МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: Учебно-методическое пособие. -  Омск: ОмГУ,  2005.
  16. Лихачев, Д.С. Воспитание духовной культуры молодого поколения//Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии: Профессиональная б-ка учителя//Г.К. Селевко, А.Г. Селевко. – М.: Народное образование, Школьные технологии, 2002. – С.: 102-109.
  17. Мельник, Р.Н. Личностно-ориентированный подход в реализации задач формирования художественно-эстетического и духовно-нравственного воспитания. http://nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2644

Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. http://www.educom.ru/ru/

  1. Могилев, А.В. Информация и информационные процессы/А.В. Могилев, Л.В. Листровая. - СПб, БХВ-Петербург, 2006.
  2. [О введении в школа курса «Основы православной культуры»]. http://www.gzt.ru/education/2007/12/24/150757.html
  3. Олейникова, И.Ю. Школьные библиотеки на пути к автоматизации библиотечно – библиографических процессов/И.Ю. Олейникова//Школ. библиотека. – 2003. №5. – С.: 16 -  17.
  4. Осмоловская, И.М. Формирование компетенций учащихся общеобразовательной школы. Институт теории и истории педагогики РАО. http://www.lerner.edu3000.ru/Moskva-2007/osmolovskaya.htm
  5. Павлова, С.В. Духовно-нравственное воспитание подростков. http://orenik.narod.ru/_private/2_07.htm
  6. Перевозчикова, И. Библиотека и образование /И. Перевозчикова// Народ.образование.-2001.-№8.-с.: 134-137
  7. Подготовка методистов школьных медиатек: Дидакт. материалы. – Самара, 2002. – 80 с.
  8. Попова, Т. Педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в системе воспитательной работы современной школы/Т. Попова//Школ. библиотека.-2001.- № 2. -с.: 17-23.
  9. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников. http://www.pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/progr/prog_d/
  10. Программа духовной культуры: Центр дополнительного образования детей «Истоки». http://www.volgadmin.ru/istoki/progr.htm
  11. Проектная деятельность или Цели имеют право на существование! http://www.ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html
  12. Проектная деятельность учащихся. www. allbest.ru
  13. Родионов, Вадим. Проектная деятельность/Вадим Родионов, Мария Ступицкая.  http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200404608
  14. Рудишина, Т. Библиотечная режиссура /Т. Рудишина// ПС Литература. -2001.-№37.
  15. Соответствовать требованиям современной школы: Информац., образоват. и культур. ресурсы школьных медиатек в воспитании петербуржцев. Доклад на конференции «Крым - 2002»//Школ. библиотека. – 2002. - №7. – С.:23 – 26.
  16. Степанов, Е.Н. Критерии, показатели и методы изучения, анализа и оценки результатов реализации образовательной программы// Практика административной работы в школе. – 2002. - № 6.
  17. Технология работы школьной библиотеки: Инструктив. - метод, мате­риалы и учет, формы. - М., 1993.
  18. Формирование набора базовых компетенций выпускников, получающих квалификацию бакалавра, специалиста и магистра для разработки ГОС ВПО 3-го поколения. http://ntf.vspu.ac.ru/files/_51/kompeten.pdf
  19. Фролова, С.Л. Критерии и уровни воспитанности учащихся. http://orenik.narod.ru/_private/2_07.htm
  20. Цыгарев, Валерий Андреевич. Метод семиотического анализа объектов визуальной культуры в духовно-нравственном воспитании учащейся молодежи: Автореферат на соискание ученой степени. - Владикавказ – 2008.
  21. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства». http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html
  22. Якимова, Ирина Викторовна. Духовно-нравственное воспитание младших школьников/И.В. Якимова, И.А. Тихонова. http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=20Ястребцева, Е. Н. Библиотечный медиацентр в единой информационной среде школы [Текст] / Е.Н. Ястребцева // Школ. б-ка. - 2002. - N 8. - С. 26-30.
  23. Ястребцева, Елена Николаевна. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения [Текст]: [Метод. рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации шк.] / Е.Н. Ястребцева. - М.: БМЦ, 2001. - 127 с. : табл. - (Проф. б-чка шк. библиотекаря). Прил. к журн. "Шк. б-ка".

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн