Автор:
Покровская Людмила Павловна
Место работы:
МОУ Рощинская СОШ «Образовательный центр» муниципального района Волжский Самарской области
Тема «Модели объектов и их назначение. Моделируем сказку»
Раздел «Информационное моделирование»
Цели урока:
Образовательная:
- формировать знания по новой теме в соответствии с программным материалом;
- изучить понятия модель, оригинал, ее виды, сколько моделей может быть у оригинала, какие бывают модели
Развивающая:
- развивать логическое мышление, предметную речь;
- развивать познавательный интерес учащихся;
Воспитательная:
- воспитать патриотизм, чувство ответственности, дисциплинированности.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Оборудование: проектор, экран,1.ПК, презентация «Информационные модели» к УМК по информатике для 5-7 классов (Автор: Босова Л.Л), презентация «Моделируем сказку» (автор Покровская Л.П.), подготовленные карточки для детей. Сказка "Царевна-лягушка"
Ход урока:
Цель – подготовить учащихся к работе на уроке
- приветствие учащихся;
- фиксация отсутствующих;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- сообщение темы и цели урока.
- Объяснение нового материала
Цель - формировать знания по новой теме в соответствии с программным материалом.
Сегодня мы разберем с вами такие понятия как модель, оригинал, ее виды, сколько моделей может быть у оригинала, какие бывают модели.
Показ презентации «Информационные модели» к УМК по информатике для 5-7 классов. Автор: Босова Л.Л.
Объяснение темы по §2.1. Модели объектов и их назначение. Глава2. Информационное моделирование [1]
Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и исследовании «заместителей» реальных объектов. «Объект- заместитель» принято называть моделью, а исходный объект- прототипом или оригиналом. Моделью является любое наглядное пособие, используемое на уроках в школе: глобус, муляж, карта, схема, таблица и т.д.
К созданию моделей прибегают когда объект слишком велик (солнечная система) или слишком мал (модель атома), когда процесс протекает очень быстро ( модель двигателя внутреннего сгорания) или очень медленно (геологическая модель), когда исследовать объект опасно ( модель атомного взрыва).
Информационная модель – это описание свойств объекта с помощью слов, формул, схем.
Давайте создадим различные модели на какую-нибудь известную сказку. Например,
«Царевна- Лягушка». (Вспомнили сказку в течение 2-3 мин)
Показ презентации «Моделируем сказку» в соответствии с ходом урока.
1.Информационные модели .
1.1 Табличная модель- смешанная информационная модель.
Учитель рассматривает таблицы вместе с детьми, обсуждают. Дети отвечают на вопросы: соответствует ли табличная модель сказке, насколько точно она отражает содержание сказки, можно ли таблицами заменить сказу?
Таблица 1. Герои сказки «Царевна-лягушка».
Фамилия |
Имя
|
Рост
|
Вес
|
Возраст
|
Бессмерный
|
Кащей
|
170
|
45
|
1000
|
Царевич
|
Иван
|
180
|
85
|
20
|
Премудрая
|
Василиса
|
165
|
65
|
18
|
Царь
|
-
|
156
|
90
|
60
|
Старший брат
|
-
|
170
|
90
|
30
|
Средний брат
|
-
|
175
|
84
|
25
|
Боярская дочь
|
-
|
167
|
70
|
21
|
Купеческая дочь
|
-
|
154
|
60
|
22
|
Таблица 2. Результаты запуска стрел братьями царевичами.
ФИО |
Куда пустил стрелу
|
Кто поймал
|
Старший брат
|
Боярский двор
|
Боярская дочь
|
Средний брат
|
Купеческий двор
|
Купеческая дочь
|
Младший брат (Иван Царевич)
|
Грязное болото
|
Лягушка- квакушка
|
Таблица 3.Задания для невест и результат выполнения
ФИО |
Испечь хлеб
|
Соткать шелковый ковер
|
Смотр у Царя-батюшки
|
Боярская дочь
|
плохо
|
плохо
|
плохо
|
Купеческая дочь
|
плохо
|
плохо
|
плохо
|
Лягушка- квакушка
|
отлично
|
отлично
|
отлично
|
Таблица 4. Помощники Ивана-Царевича
Наименование |
Чем помог
|
медведь
|
Выворотил дерево
|
селезень
|
Ударил утку
|
заяц
|
Поймал зайца
|
щука
|
Достала яйцо
|
Рассмотрев эти табличные модели мы получили некоторое количество информации, но не достаточное, чтобы воссоздать сказку.
- Схема - смешанная информационная модель.
Схема наглядно демонстрирует родственные отношения героев сказки. Выстаивается родословное дерево, во главе которого Царь – батюшка.
Схема 1. Родственные отношения между персонажами сказки «Царевна- лягушка»
С помощью второй схемы можно рассмотреть уровни системы безопасности Кащея бессмертного. Схема показывает: насколько тщательно охранялась жизнь Кащея.
Схема 2. Архитектура уровней системы безопасности Кащея Бессмертного.
1.3.Образная информационная модель -рисунок.
Как интересно моделировать события с помощью рисунков. Это образная информационная модель. Вспомним комиксы, фотографии событий, рисунки. Все они помогают создавать графические образы событий, явлений.
Рисунок 1. Модель сказки «Царевна- лягушка» в рисунках
1.4. Знаковая информационная модель - словесное описание события
Фрагмент сказки «Царевна- лягушка»
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке оказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.
Говорит им царь таково слово:
«Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».
Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичья терема; пустил средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на там крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша.
Говорит Иван-царевич:
«Как мне за себя квакушу взять? Квакуша не ровня мне!»
— «Бери! — отвечает ему царь. — Знать, судьба твоя такова».
Вот поженились царевичи: старший на боярышне, средний на купеческой дочери, а Иван-царевич на лягуше-квакуше.
Призывает их царь и приказывает:
«Чтобы жены ваши испекли мне к завтрему по мягкому белому хлебу».
Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
«Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? — спрашивает его лягуша.
— Аль услышал от отца своего слово неприятное?»
— «Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал тебе к завтрему изготовить мягкий белый хлеб».
— «Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать; утро вечера мудренее!»
Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу — и обернулась душой-девицей, Василисой Премудрою; вышла на красное крыльцо
и закричала громким голосом:
«Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки».
Наутро проснулся Иван-царевич, у квакуши хлеб давно готов — и такой славный, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Изукрашен хлеб разными хитростями, по бокам видны города царские и с заставами. Благодарствовал царь на том хлебе Ивану-царевичу.
Каждая из моделей дает информацию об объекте, в нашем случае о сказке. Каждая из этих моделей отражает отдельные свойства сказки, некоторые из моделей даже расширяют наши понятия о происходящих действиях.
Можно сделать вывод:
- Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью, называется модель
- «Моделью называют объект, имеющий существенные признаки объекта оригинала.
- Можно создавать и использовать разные модели объекта
- Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит меньше информации
- Модели бывают: образные, знаковые, смешанные, натурные.
- Первичное закрепление нового материала.
Цель – установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию.
Всем ребятам раздаются карточки с различными типами моделей в виде пустых схем и таблиц. Они сами должна подобрать и вписать в имеющиеся информационные модели различные примеры (можно из сказок — тогда учителю легче подсказать)
Например:
1 карточка. (Подсказка – герои сказки «Репка» )
2 карточка. (Подсказка: действия старика и старухи в сказке «Золотая рыбка» )
3 карточка.(Подсказка: Как выпекла бабка колобка- поскребла, замесила, выпекла, остудила)
Эту работу можно проводить на компьютерах, если учитель заранее подготовит компьютерные варианты моделей в Word или Exel. Несколько учеников демонстрируют свои модели, доказывают их соответствие оригиналу в некоторых позициях. Объясняют, к какому типу относится их модель.
Итог урока.
Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.
Домашнее задание: §2.1.[1], вопросы и задания после параграфа.
Список используемой учебной литературы:
- Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л.Босова — М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.
- Презентация «Информационные модели» к УМК по информатике для 5-7 классов. Автор: Босова Л.Л.
- Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
|