Официальный сайт seoturbina 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Бондаренко Е.А. Современная информационно-предметная среда в изучении МХК

Автор: 
Бондаренко Елена Анатольевна
Место работы: 
зав. лабораторией медиаобразования ИСМО РАО, к.п.н
Контакты: 

 

Современная информационно-предметная среда в изучении МХК

 

Практика современного российского образования обозначила главные проблемные зоны периода перехода к информационному обществу. Для столичного образования эти проблемы еще более значимы, поскольку ситуация мегаполиса, столицы, информационного центра оказывает прямое влияние на процесс обучения и воспитания. Период перехода к информационному обществу предъявляет к будущему гражданину особые требования. Именно сейчас происходит формирование не только интеллектуальной элиты страны, но и закладывается основа образования и социализации тех социальных групп, которые определят наше будущее.

 

Основные «болевые точки» процесса перехода к информационному обществу – адаптация подрастающего поколения к современной социокультурной среде, формирование толерантности мышления,  необходимость непредвзятого и вместе с тем критичного подхода к проблемам, умение осваивать новые технологии и обрабатывать огромные массивы информации, не теряя целостного взгляда на мир.

 

Реформа процесса образования, нацеленного прежде всего на формирование нового типа культуры, а не на получение знаний, – процесс долгий и неоднозначный. Анализируя предварительные итоги того, что происходит с современным образованием, отметим, что наиболее динамичным фактором является трансформация современной образовательной среды.

 

В качестве основных целей развития современного образовательного учреждения следует рассматривать:

  • организацию образовательной среды нового типа на принципах целостности и многоуровневого социального партнерства,

  • создание динамичной модели современного образовательного учреждения на принципе саморазвития,

  • формирование информационной культуры и медиакомпетентности ученика и учителя,

  • самореализацию и самоопределение личности учащихся,

  • создание условий для повышения эффективности образования и воспитания обучающихся.

 

Все эти цели требуют поиска перспективных путей формирования образовательной среды нового типа. Необходима единая стратегия развития образования, объединяющая в себе все неоходимые направления преобразований. Отметим, что современная образовательная среда – в первую очередь медиасреда, она использует в основном механизмы массовой /индивидуальной коммуникации вкупе с ростом различных форм обратной связи со средствами обучения – интерактивности.

 

Следует отметить, что ведущий принцип формирования интерактивной медиасреды образовательного учреждения – целостность процесса, единство образовательных и воспитательных аспектов (возвращение на новом этапе к тому, что было одним из лучших качеств советского образования).

 

Одна из первоочередных задач – работа над совершенствованием материально-технической базы образования. В настоящее время изменение общей информационной среды предъявляет новые требования не только к ученику, но и к учителю. Поэтому медиаобразование может быть использовано в качестве инициирующей педагогической технологии, которая призвана изменить сами принципы формирования образовательной среды, позволить выделить основы нового диалога учителя и ученика, на новом этапе развития общества выявить способы разработки гуманистической модели образования и проверки ее эффективности.

В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения основных направлений целенаправленного формирования информационно-коммуникативной образовательной среды нового типа, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке, а также эффективное использование современного программно-методического обеспечения. Выстраивая учебно-воспитательный процесс, необходимо не только совершенствовать материально-техническую базу образования, создавать новое информационно-коммуникативное пространство для учителя и ученика, но и специально готовить учителя к интенсивной работе с новыми информационно-коммуникативными технологиями, в том числе с активным использованием материалов средств массовой информации в учено-воспитательном процессе. Новая техника требует интенсивного освоения ее возможностей и осознания перспектив развития образовательной среды, разработки и апробации модели образовательной среды нового типа на принципах целостности и саморазвития, где основными задачами становятся:

 

  • Совершенствование материально-технической базы, активизация использования новых информационных технологий;

  • Создание на базе образовательного учреждения медиатеки и информационно-консультативного центра для учащихся и учителей;

  • Создание условий для информационного взаимодействия и саморазвития медиасреды образовательного учреждения;

  • Формирование методической системы консультирования учителя и обратной связи для проверки эффективности модели образовательной среды нового типа.

 

В качестве способов реализации данных задач для проекта Новой школы были предложены:

  • создание новой информационно-коммуникативной среды обучения;

  • формирование системы ресурсного обеспечения учебного процесса:

  • совершенствование учебно-материальной базы,

  • создание учебных баз данных, медиатеки,

  • активный обмен методическим опытом;

  • создание системы медиаобразования учителя и учащихся;

  • уточнение содержания и методики учебного процесса в условиях многопрофильного учебного учреждения;

  • разработка системы взаимодополняющих предметных программ базового и дополнительного образования, элективных и профильных курсов;

  • разработка моделей профильного обучения (гуманитарный цикл, экономика, естественнонаучный цикл);

  • активизация системы взаимодействия базового, элективного, профильного образования, проектной деятельности;

  • поиск новых моделей оценивания учебных достижений и качества образования;

  • создание непосредственно в образовательном учреждении системы повышения квалификации, основанной на тесном сотрудничестве с институтами повышения квалификации и работниками творческих ассоциаций, профессиональных союзов и т.п.;

  • формирование годового цикла мероприятий, реализующих намеченную систему педагогической и учебно-воспитательной деятельности;

  • самореализация и самоопределение учащихся в молодежном медиапространстве округа, города, страны (в том числе самоопределение в виртуальном информационном пространстве – Интернет).

 

Эксперты по медиакультуре отмечают рост количества источников информации, резкое повышение плотности информационных потоков и рост агрессивности медиасреды, которая оказывает сильнейшее воздействие на неокрепшую психику подрастающего поколения, зачастую приводя к неконтролируемым и разрушительным последствиям для сознания молодежи. Реклама, средства массовой информации, Интернет, кинопродукция – все это активно формирует ценности, стереотипы поведения и установки молодых людей,  воздействует на основы их мировоззрения и идентичности. Попытки правового регулирования медиаполя с целью оградить молодежь от влияния так называемой «параллельной школы» – телевизионной рекламы,  СМИ, Интернета на сегодня не приносят желаемых результатов: невозможно ограничить доступ подростка к той информации, которая находится в свободном обращении. Современный подросток должен сам уметь ориентироваться в медиасреде, отслеживать ее влияние на себя и сопротивляться этим влияниям. Подросток должен также уметь оценивать качество и достоверность получаемых им информационных сообщений. Отметим, что бытие искусства в современной информационной среде осложнено именно огромным количеством «медиакопий» произведений искусства. Попробуйте осознать уникальность Джоконды, представленной на сотнях рекламных плакатов и тысячах листовок! Изучение мировой художественной культуры предполагает преодоление главного информационного барьера между восприятием шедевра и его копией, между подлинной жизнью и ее бесконечным тиражированием в СМИ, в т.ч. и электронных СМИ.

 

Именно с  этой целью необходимо включение детей в процесс создания собственных медиасред – с тем, чтобы они «изнутри» познакомились с их устройством и принципами функционирования. С другой стороны, учащиеся должны уметь грамотно читать и анализировать медиасообщения (медиатексты): визуальные и аудиоряды, структуру образов ( в том числе и художественных), выявлять скрытые подтексты. Для реализации этого направления требуется другая необходимая составляющая – это овладение основами медиакультуры самими педагогами, которые должны стать авторитетными посредниками в диалоге между медиасредой и учащимися. Именно это и происходит на базе школьного телецентра.

 

В рамках педагогического экперимента, реализуемого в школах г. Москвы, базой для развития информационной образовательной среды нового типа становится реализация телевизионных проектов, в.т.ч. и формирование внутреннего медиапространства образовательного учреждения через систему школьных СМИ (печатное издание; школьные телепередачи) и творческие мультимедийные проекты, размещаемые в Интернете и предлагаемые к участию в системе конкурсов и конференций, реализующих потенциал развития информационной медиасреды. Отметим, что число проектов, сделанных на материале МХК или активно использующих эти материалы, стабильно превышает 50%. Таким образом, изучение искусства оказывает заметное влияние на развитие современной образовательной среды, становится дополнительным стимулом для развития ее интерактивности.

 

Обозначим непосредственные цели функционирования школьных СМИ (в т.ч. и школьного телевидения):

 

  • активизация предметного обучения;

  • обеспечение самоопределения детей и подростков в современной медиасреде:

  • освоение медиакультуры педагогами; формирование критической компетенции (осознание воздействий медиатекстов на сознание) у взрослых и подростков;

  • создание собственных медиатекстов, освоение медиаграмотности детьми и подростками.

 

Выполнению этих целей соответстуют следующие задачи:

  • умение адаптироваться в медиасреде;

  • освоение языка средств массовой информации через создание собственных медиатекстов (телевизионных и мультимедийных проектов);

  • формирование критического мышления, умения анализировать медиатексты;

  • формирование критической компетенции (в том числе осознание последствий воздействия сообщений СМИ на психику и мировоззрение).

Достижение намеченных направлений активизации образовательной среды учебного учреждения, в свою очередь, реализуется через следующие цели:

  • Разработка и создание в образовательном учреждении модели молодежного медиапространства;

  • Реализация принципа многоуровневого социального партнерства.

Конкретизация этих целей может быть осуществлена через следующие задачи:

  • Разработка концептуальных оснований и формата проекта (отдельных школьных СМИ, или их комплекса на основе печатного издания или школьного телецентра);

  • Создание условий для многоуровневого социального партнерства;

  • Создание условий для формирования гражданской позиции детей и подростков;

  • Формирование осознанного отношения к воздействию СМИ через овладение аудиовизуальными формами и работу с высокими образцами киноискусства;

  • Создание собственных фильмов и телепередач, организация коллективной работы с ними.

 

Все, что сделано за последние годы, соответствовало идеям массового, вариативного образования. В новых условия особое внимание уделяется  возможностям индивидуализации, дифференциации обучения.

 

На данном этапе развития системы образования динамика изменений информационной образовательной среды предполагает следующие выводы:

  • В формировании современной информационной среды образовательного учреждения особую роль играют медиатехнологии, обеспечивающие единство образовательно-воспитательного процесса, активизацию предметного обучения, индивидуализацию образовательных траекторий.

  • Требование социальной адаптивности проецируется на весь процесс обучения. Адаптивность модели информационной среды обеспечивается использованием образовательных медиатехнологий, позволяющих строить индивидуальные траектории развития для каждого ученика, учитывая их возрастные  и психолого-педагогические особенности.

  • Содержание образования, с одной стороны, направлено на формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний (предметный компонент), а с другой – на овладение различными культурными формами мышления и деятельности, воспитания творческой личности, способной к культурному и социальном у самоопределению в постоянно изменяющемся обществе (метапредметный компонент).

  • Реализация этих задач осуществляется через создание в рамках коллектива учеников,  учителей  и управленцев единого культурного и образовательного пространства, особой атмосферы, в которой все участники образовательного процесса чувствуют себя его субъектами и реально таковыми являются;  соответствующие позиции обеспечиваются включением участников в проектную деятельность, при этом непосредственным объектом проектирования становится образовательный процесс.

 

Специфика изучения искусства в школе.

 

 

Анализируя перспективные средства, среды и технологии обучения как источники формирования содержания образования, отметим, что в современной школе существует предметная область, широко представленная в средствах обучения, пронизывающая (и в какой-то степени играющая связующую роль) в организации современной образовательной среды и во многом определяющая развитие новых технологий. Эта область изучает искусство – те наиболее традиционные его виды, которые составляют нашу повседневность. Изобразительное искусство, музыка, как их итог и обобщение – мировая художественная культура: таков спектр изучения искусства в школе. Визуальный образ, аудийная и аудиовизуальная  информация не существуют вне эстетических аспектов восприятия; поэтому современное состяние изучаемых искусств оказывает влияние на образовательную среду. В свою очередь, перспективные средства обучения и выстраиваемые на их основе предметно-образовательные среды оказывают непосредственное воздействие на содержание образования. Рассмотрим механизмы данного воздействия на примере анализа средств обучения по мировой художественной культуре.

 

Мировая художественная культура – предмет особый, его специфика до сих пор трактуется неоднозначно. Все согласны с тем, что преподавать искусство в школе необходимо, однако на практике наиболее важным в преподавании искусства оказывается то, что в других предметах «свернуто», заложено в основу учебной деятельности по предмету – процесс восприятия, понимания художественного текста, диалога с произведением искусства становится основой урока. Если в других предметах различные виды текста – часть дидактического обеспечения курса, то здесь сам текст есть отражение особого рода дидактики – освоения познания мира через художественный образ. У этого вида познания свои законы, и, учитывая, что абсолютное большинство школьных предметов построены по научной логике – познанию мира через систематизацию знаний – мы получаем внутреннее противоречие системы образования: два вида познания сталкиваются в сознании ребенка. Однако социальное бытие искусства показывает, что это едва ли не самый эффективный способ познания, который имеет свою логику и ступени развития, и сосуществует в равноправном диалоге с другими способами освоения мира. Именно это противоречие может стать поводом, необходимым условием для развития в учебном процессе личности школьника, потому что столкновение двух различных типов восприятия мира создает тот самый продуктивный стресс, который, по исследованиям Г.Селье, и является источником развития личности.

 

Предмет МХК не тождественен истории искусств, хотя, безусловно, находится с ней во взаимосвязи. Этот предмет не изучает искусство и с чисто научных позиций, хотя использует понятия и термины, принятые в теории искусств. Рассматривая общие закономерности развития художественной культуры, обращаясь к различным видам искусства и взаимосвязям между ними, МХК приобщает учеников к той специфической форме человеческого познания и самопознания, которая выражается в художественно-эстетической модели мира, воплощается средствами искусств. Особое внимание уделяется роли искусства в жизни людей – в формировании общественного сознания, идеалов, в развитии и совершенствовании человека. Предлагаемые в рамках предмета области изучения расширяют и углубляют систему знаний, умений, творческих навыков по трем традиционным направлениям изучения искусства в школе – истории искусств (изобразительного искусства, музыки, системы развития видов и жанров искусств), культурологии (теории искусства) и технологии творчества (практическое освоение навыков создания художественного произведения).

 

Электронные образовательные ресурсы как часть предметно-информационной среды для изучения МХК.

В настоящее время существует широкий спектр средств обучения по МХК. В первую очередь это различные виды наглядных средств обучения, ориентированных на изучение основных тем, обозначенных в Государственном образовательном стандарте по образовательной области «Искусство». Согласно одному из существующих Перечней, для изучения искусства в настоящее время можно использовать более 300 различных средств обучения. Среди предлагаемых изготовителями СО: альбомы раздаточного и изобразительного материала, комплекты слайдов и репродукций живописных произведений, учебные пособия на печатной основе, таблицы, аудиозаписи, фонохрестоматии, видеофильмы, электронные пособия и учебники.

Многокомпонентность фонда, широкое представление различных видов текстовой, аудитивной, визуальной и аудиовизуальной информации, безусловно, способствует решению самых разнообразных методических задач, которые ставит перед собой учитель искусства. Тем не менее в связи с  многообразием материалов возникает несколько принципиальных вопросов. Первый (и наиболее существенный) – вопрос о соотношении традиционных пособий и средств новых информационных технологий. Чаще всего электронные пособия рассматривают лишь как альтернативный носитель информации, удобство которого заключено лишь в увеличении объема  хранимых данных; однако подобный подход абсолютно не реализует возможности современных СНИТ, не учитывает их специфические функции. Напомним, что среди перспективных достижений средств обучения, реализуемых при помощи СНИТ, не только предъявление огромных объемов информации на одном носителе, но и возможности видоизменения и структурирования материала, выбор самостоятельной траектории изучения темы, интерактивность как возможность «диалоговых» режимов взаимодействия с информацией). Электронные средства обучения при изучении искусства не только реализуют данные функции, но и дают возможность использовать в качестве предмета изучения то, что ранее было недоступным для непосредственного восприятия и сопоставления – материалы фондов знаменитых музеев, коллекции картин, фрагменты редких книг и малоизвестные иллюстрации и т.п. И процент электронных пособий весьма велик – не менее 40% учебной информации по искусству  на сегодняшний день продублировано или представлено на современных носителях.

 

Если ранее лучшие научно-популярные книги по искусству или учебные пособия по отдельным его видам насчитывали от 50 до 600 иллюстраций, то теперь электронное пособие может предложить в сотни раз больше информации. Возникает возможность для сопоставлений, возможность «выстраивать» смысловую линию преподавания искусства, опираясь на широкий спектр материалов.

 

Однако и здесь возникают ограничения. Во-первых, возможность сопоставлений должна быть заложена в структуре электронного пособия, в «сценарии» занятий. Во-вторых, проблема интерактивности также решается только в рамках, предложенных программным обеспечением, а они обычно весьма узки и подразумевают в первую очередь функции обеспечения индивидуальной учебной траектории, а также контроля и проверки знаний. Отметим, что в предмете, где речь идет не о знаниях, но об умениях воспринимать, анализировать, интерпретировать художественный образ, подобные функции могут стать не помощью учителю, а помехой, направить в сторону активного использования только репродуктивных видов деятельности ученика. Именно поэтому лучшими пособиями становятся электронные издания справочно-энциклопедического характера, имеющие структуру многокомпонентной базы данных, которые не имеют ярко выраженной дидактической обработки, но легко могут быть ориентированы на самостоятельный отбор учебной информации, индивидуальную работу, на развитие поисковой, познавательной деятельности, что соответствует целям и задачам современного образования.

 

Разнообразие форм бытия реального искусства в обществе, казалось бы, определяет обилие представляемой в электронных пособиях информации. Однако представленными в данной форме оказываются не сами произведения искусства, но их медиарепродукции – воспроизведения с помощью условного языка массовой коммуникации (обобщены по масштабу/искажены реальные размеры объектов; откорректирован цвет; подобраны монтажные последовательности, автоматически создающие при восприятии «смысловой ряд»). В свою очередь, работа с медиарепродукциями определяет стандартизацию мыслительных операций, «выравнивание» восприятия, возникновение эффекта «я знаком с произведениями искусства», в то время как ученик видел всего лишь репродукцию, т.е. получил весьма ограниченную информацию. Именно поэтому остаются актуальными такие формы уроков искусства, как уроки-экскурсии и художественная практика (творческая деятельность учащихся). Особо важны такие формы занятий на этапах анализа, обобщения и уточнения сложившихся представлений.

 

Изучение мировой художественной культуры на основе электронных СО дает возможность реальной интеграции с различными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, практическим изучением основ изобразительного искусства, музыки; непосредственными областями углубленного изучения становятся также история искусства, культурология, образная система и символика религиозного искусства, эпос и мифология народов мира). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания – проектной деятельности, музейной педагогики, различных направлений профильного характера (например, практики дизайна, видеосъемки, основ компьютерной анимации и т.п., что подразумевает широкую подготовку  как по истории искусства, так и по культурологическому контексту, практике восприятия, культуре диалога и коммуникации).

 

Одна из наиболее важных перспектив развития современной школы - в формировании системы, позволяющей интегрировать процессы основного и дополнительного образования в области знания «Искусство» с позиции неформального освоения современных методик и технологий образования, создать наиболее благоприятную педагогическую среду, в которой могут быть реализованы идеи развивающего обучения. Диалог в этом процессе как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. В данной программе развития диалог рассматривается в качестве элемента поликультурного общения (коммуникативные технологии в рамках творческих объединений, студий, кружков) и диалога культурных смыслов, на котором строится технология преподавания базовых предметов художественно-эстетического цикла.
Возникает необходимость изучения живого, непосредственного проявления искусства, бытия культуры в социокультурной среде. Современный человек должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать навык понимания другой культуры, развития терпимости по отношению к «чужому» - толерантность мышления. Работа в этом направлении приводит к необходимости формирования образовательной среды нового типа, обеспечивающей комфортные условия образования и ориентацию на формирование коммуникативной компетенции, творческих качеств личности, критического мышления, рефлексии, реализации художественно-творческого потенциала учащихся, изменения сферы мотиваций и жизни в открытом информационное пространстве, что призвано обеспечить вхождение в следующий этап образовательного процесса (профессиональное образование) и возможность полноценной жизни и общения в многоаспектном культурном пространстве.

 

Большое влияние на содержание предмета оказывают также Интернет-ресурсы. В настоящее время это неотъемлемая часть современной информационной среды. Как и электронные диски, многие из которых не позиционируются как средства обучения, сайты и электронные печатные издания представляют собой источники информации, которые могут быть дидактически обработаны и использованы в учебном процессе. Помимо «свободной» информации, которая может быть использована при изученнии мировой художественной культуры, в Интернете за 2005-2009 гг. появились ресурсы, реализующие систематический принцип обучения искусству. Это так называемая «единая коллекция ЦОР» - цифровые образовательные ресурсы в виде комплектов учебных модулей, реализованных на базе специального программного обеспечения. Это уже не варианты печатных пособий, слепо копируемых в электронной форме; однако и удачной эту попытку назвать нельзя, поскольку предлагаемые уроки искусства неравноценны, не представляют собой педагогической системы (неоднородны по многим ведущим показателям), а предлагаемое программное обеспечение из-за своей сложности в эксплуатации и высоким требованиям к компьютерной технике служит скорее препятствием, нежели защитой от вскрытия и кражи ресурса. Да и термин «цифровые образовательные ресурсы» не вполне точен, поскольку цифровая запись далеко не единственный способ хранения и перезаписи информации без потерь.

 

Отметим, что в эти же годы появляются и коллекции электронных образовательных ресурсов, созданных самими учителями. Они представляют собой локальные разработки одной темы/подтемы/раздела учебной программы, но тем не менее имеют более широкий спектр применения, поскольку выполнены на общедоступной технологической базе программы Pover Point, мобильны, могут быть быстро откорректированы и легко встраиваются в индивидуальную методическую систему учителя. Одна из таких коллекций была размещена в 2007 году на сайте Фестиваля идей и инноваций в области образования - методической сетевой площадки (Портал Фестивалей идей и инноваций в области образования -- http://festival.nov.ru), предназначенной для совершенствования педагогического процесса.

По результатам Фестиваля были сформированы не только коллекция образовательных ресурсов, разработанных педагогами, но и набор инновационных педагогических идей по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательную практику. Из 830 работ 67 воплощали различные аспекты преподавания искусства в школе.
К маю 2009 года в Интернете доступны 3 коллекции ресурсов, разработанных учителями, которые могут быть использованы на занятиях по мировой художественной культуре или другим гуманитарным предметам; более 60 дистанционных курсов обучения МХК различного назначения (дистанционное консультирование, экстернат, изучение отельных видов искусства и т.п.); а также постоянно обновляемая и дополняемая коллекция ЦОР на сайте НФПК. К достоинствам этой коллекции следует отнести принцип системы модулей, которая дает возможность углубления знакомства старшеклассников с великими произведениями искусства разных эпох. Они становятся для подростков не просто “галереей шедевров”, выстроенной в исторической последовательности. Системообразующим фактором, основой объединения искусств в единую общность является художественный стиль исторической эпохи, которому “подчиняются” основные жанры и отдельные произведения, рожденные этой эпохой.

Точно подобранный набор лекционных материалов, печатных текстов, иллюстраций, видеофрагментов, разные жанры модулей – «информационные», «практические», «контролирующие», – позволяют вариативно использовать их в процессе обучения.

 

Реализуемое в модулях представление о художественном стиле эпохи, а применительно к более позднему времени – понятие творческого метода позволяют естественно интегрировать в изучении МХК различные виды искусств. Помимо интегративности, второй определяющей чертой содержания изучения искусства является его диалогичность. Она проявляется в системе модулей многопланово.

 

Во-первых, в сосуществовании нескольких видов искусства, связанных в единую общность, называемую художественной культурой. Являясь ее частью, каждый вид искусства сохраняет свою специфику и является равноправным партнером в диалоге искусств.

 

Во-вторых, поскольку предмет изучения МХК рассматривается как явление, проходящее вместе с человечеством все этапы его исторического развития, отношение к культуре каждого из этих этапов строится на диалогических принципах: как к отличной от нашей и в то же время интересной, нужной, ценной в своей уникальности, равноправной.

 

В этом “диалоге культур” (по В.С.Библеру) выверяются общечеловеческие ценности, определяются вечные истины.

 

При этом особое место отводится отечественной культуре. Искусство, в котором звучит родное слово, запечатлены чувства и устремления соотечественников, ближе, понятнее и воспринимается острее. Это позволяет создать условия и для диалога не только между культурами различных исторических эпох, но и для диалога внутри одной эпохи (отечественное и зарубежное искусство); выявить и общее, и своеобразное, обусловленное исторической судьбой, психологическим складом, традициями, своеобразием духовной жизни каждого народа.

 

В-третьих, диалогичность курса МХК, представленного в электронных образовательных ресурсах, состоит в том, что восприятие фрагментов произведений искусства создает возможность диалога-общения между учеником и воспринимаемым произведением, а также между учениками и учителем – по поводу этих произведений. Только в процессе такого диалога художественная культура может в достаточной степени раскрыть свой воспитательный потенциал, воздействовать на внутренний мир школьников.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн