Официальный сайт osinform 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Шипунова О.А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога

Автор: 
Шипунова Ольга Александровна
Место работы: 
психолог МОУ «СОШ № 1» г.Чернушка Пермского края

 

Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога


 

21 век  называют веком информации. И чем дальше -  тем больше: современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Компьютер стал неотъемлемым атрибутом современного специалиста, вне зависимости от сферы,  в которой он работает. Все чаще прикладной характер использования современных информационных компьютерных технологий отступает перед его образовательными и развивающими возможностями. Введение современных технологий обучения и развития детей, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Преимущества  использования ИКТ открывают широкие возможности  в практической деятельности психолога образования.

 

Считаю, что на современном этапе практической деятельности психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать  мою работу более продуктивной и эффективной.  Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного  психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса. Общий объем использования ИКТ в работе с   различными субъектами образовательного процесса, думаю, возможно, распределить следующим образом:

Система интерпретации информации, составления отчетов. В этом незаменимую помощь мне оказывают офисные программы Access и  Excel, которые могут создавать даже сложные виды отчетов как графических, так и текстовых, делать различные выборки, считать аналитику. Эти же программы позволяют создавать простейшие базы данных детей.

Проведение компьютерной психодиагностики  позволяет мне высвободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку данных и  больше времени уделить, например наблюдению за учащимися. Мне кажется, что проведение диагностики на компьютере стимулирует у учащихся интерес к психологическим  исследованиям, способствует личностному развитию старшеклассников формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации, развитию рефлексии. В моей копилке собраны тесты на разные темы (здоровье, для семьи, характер, бизнес, для женщин, безопасность, личность и т.д.). В качестве опосредованного психодиагностического инструментария, я использую различные компьютерные игры «Приключения на плане чисел» компания БУКА, «Приключения на воздушном шаре» компания БУКА, «Баба-Яга учиться считать» и тренажеры «Супер внимание», «Интеллект», энциклопедия Кирилла и Мефодия «Развиваем память», «Развиваем внимание», «Учимся экономить время»  т.д.

 

Планируя уроки психологии, классные часы стараюсь включать в план использование презентаций «Темперамент», «Развитие и деградация», «Уроки любви», «Скажи наркотикам нет», «Успех в профессии», «Жизнь дается один раз» и т.д. Копилка постоянно пополняется работами детей и собственными. Отслеживание успешности  усвоения программы с помощью тестов. Конструктор тестов помогает создать компьютерный вариант теста, а потом использовать в работе.

 

Широко применение компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе школьного психолога с учащимися. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Компьютерные программы – это уникальное соединение техники, развлечения, психологии и педагогики. Мной используются некоторые из этих программ. Считаю, что эти программы способствуют развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей и др.  Можно выделить направление использования ИКТ в  коррекционно - развивающей работе:  использование ИКТ для развития познавательных способностей ребенка (по этому направлению сейчас предлагается большое разнообразие компьютерных тренажеров и комплексов игр, направленных на развитие сенсомоторики, внимания, памяти и мышления). В своей практике я  использую следующие игры: «Грибная эра», «За 80 дней вокруг света», «Тайна старого сундука» и т.д.

При организации психологического просвещения и группового консультирования старшеклассников по вопросам профессионального и личностного самоопределения используется широкий спектр возможностей, предлагаемых ИКТ: я использую компьютерную программу «Информационная подготовка» ООО «ГЛОБУС», электронные книги «Тебе родитель», «Подросток и его проблемы», «Вредные привычки» и т.д. В прошлом учебном году с подростками создавали небольшие презентации релаксаций, в которой мы совместно подбирали фотографии цветов, водопадов, пейзажей, соблюдая переход цветовой гаммы, сопровождаемые определенным музыкальным сопровождением, что требовало от учеников предварительного ознакомления с информацией о влиянии цвета и музыки на настроение и физическое состояние человека. Проведя эту огромную, на мой взгляд, работу, ребята получили богатый опыт в области цветов, и они успешно защитили исследовательскую работу  «Влияние цвета на состояние человека» на районном уровне.

В настоящий момент компьютер и информационные технологии  являются не только инструментом и средством в деятельности школьного психолога, но и выступают в качестве общей основы для организации совместной с педагогами деятельности по решению задачи информатизации образовательного процесса. Многие учителя только начинают осваивать «чудо-технику», иногда побаиваются компьютера,  часто отстают в своих знания компьютера от учеников, а большинство не имеют доступа в Интернет или не  всегда умеют им пользоваться. Из всего вышесказанного,  делаю следующий вывод, что применение в моей работе с педагогами и родителями современных информационных технологий, помимо решения специфически-психологических задач, способствует повышению информационной культуры педагогов и родителей и мотивации использования компьютера в своей педагогической практике.

Для реализации этих идей специально для учителей и родителей была разработана страничка на  школьном сайте. Там имеются два раздела: для начальной школы и средней, на которых родители и педагоги смогут  получить полезную информацию. Материалы для страничек подбираются с учетом запросов, в сентябре выставляю материал о адаптации, в декадники отказа от курения и СПИДА информацию об этих заболеваниях, помощи и поддержки, в апреле -  как подготовиться к экзаменам и т.д.

Уверена, что сайт является своего рода виртуальной психологической службой, призванной помочь предоставить педагогам и родителям, детям широкие  возможности для психолого-педагогического самообразования, самопознания, профессионального саморазвития.

Дистанционное обучение – новое понятие в психологии образовании. Дистанционное обучение не претендует на то, чтобы заменить реальную работу психолога с детьми, оно  дополняет ее через выстраивание дистанционных форм взаимодействия психолога с целыми  группами, позволяет более эффективно решать задачи развития. Актуальная ситуация общественного развития – заказ целевых групп. Не секрет, что сейчас  для некоторых подростков проще войти в Интернет, чем прийти на занятие или консультацию,  они сами просят  выставить развивающие материалы в сеть Интернет, чтобы они могли в любое время получить к ним доступ; поэтому чтобы, не отстать от времени, в этом учебном году мной был разработан дистанционный курс по профориентации  «Найди себя» для 8-9 классов. Курс пользуется успехом среди учащихся сельских  школ, у которых нет возможности приезжать на каждое занятие в город.

В моей практике случалось и такое, что подростку комфортнее было общаться не напрямую, а опосредованно (заочно). Ведь многие учащиеся ни за что не придут на консультацию, поэтому я задалась вопросом, как им помочь. И нашла выход - можно помогать подросткам через Интернет, используя для этого электронную почту или систему ICQ. У меня есть и то и другое. На данном этапе работы в моих списках много учащихся, которым понадобилась помощь.

Думаю, что дистанционными средствами зачастую можно намного быстрее добиться ответа, решить проблему,  донести информацию до большинства школьников.

Нельзя переоценить  ресурсы,  предоставляемые ИКТ для профессионального саморазвития психолога: я часто использую возможность изучить в Интернете электронные учебники, статьи, познакомиться с новостями психологических исследований, прочитать «Психологические консультации», обменяться с коллегами информацией с помощью электронной почты  и т.д. Уверена, очень важна предоставляемая  возможность проявить творчество в разработке пусть и простого, но необходимого в работе профессионального компьютерного инструментария.

Надеюсь, что компьютерные технологии и в дальнейшем будут надежными помощниками в моей работе. Горизонты открывают и широкие возможности дальнейшего развития ИКТ в практической психологии, так и определенные риски. От нашей активности и жизненной позиции зависит,  какую информацию будут воспринимать наши дети. Тандем психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной, а также снизить ее порой негативное влияние  на детей и подростков.

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн