Место работы:
Педагог- организатор МОУ СОШ №3 г.Ноябрьск ЯНАО
Программа деятельности детского общественного объединения «Детство без границ» (для детей и подростков 10-17 лет)
Представлена программа социально значимой деятельности детского общественного объединения «Найди свою дорогу».
Заложенная в системе деятельности общественного объединения возможность использования различных социальных ролей (лидер, организатор, исполнитель, участник, наблюдатель) позволяет подросткам развивать способности, находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической обстановке, делать адекватный выбор.
Иными словами, общественная организация создает реальные условия для практического включения и адаптации детей и молодежи в постоянно изменяющейся среде, т.е. для активной социальной личности.
В процессе реализации программы ребенок участвует в самых различных аспектах взаимоотношений с окружающим миром: эстетических, этических, экономических, правовых и т.д.
Программа «Найди свою дорогу» » предоставляет не только различные методы и формы работы детского коллектива, но и новую технологию ее реализации.
Концептуальные основы программы опираются на идеи, принципы и подходы гуманистической педагогики и психологии.
Срок реализации – 2 года
Актуальность
Как сделать, чтобы ребёнок, входя во взрослую жизнь, в сложную систему социальных связей, не потерялся в сфере человеческих взаимоотношений, духовности, экономике, политике, полностью реализовал себя как личность.
Ответить на эти вопросы, создать условия для развития личности ребёнка в тесной взаимосвязи с обществом поможет деятельность детского объединения «Детство без границ»
Работая по данной программе, члены детской организации получают:
- интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;
- возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;
- выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих;
- участие в планировании работы детской организации, в выборах органов самоуправления и возможность быть избранными в них;
- возникновение таких отношений с учителями и родителями, которые строились бы на принципах доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, равноправия.
В процессе реализации программы ребенок участвует в самых различных аспектах взаимоотношений с окружающим миром: эстетических, этических, экономических, правовых и т.д.
Программа «Найди свою дорогу» » предоставляет не только различные методы и формы работы детского коллектива, но и новую технологию ее реализации.
Концептуальные основы программы опираются на идеи, принципы и подходы гуманистической педагогики и психологии:
- принцип личностного подхода - признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка;
- принцип деятельного подхода - находясь в детском объединении, ребенок живет реальной жизнью, отвечающий общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям, наполненной разнообразной деятельностью - общественно- полезной, самодеятельно-творческой. Участие в творческих, деловых проектах, в различных акциях формирует способность к творческому преобразованию окружающего мира, позволяют каждому ребенку найти своё дело по интересам, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека
- принцип вариативности - разнообразие направлений содержания, форм работы. Возможность моделирования программы (её содержания, направлений, временных рамок);
- принцип средового подхода - включает различные варианты взаимодействия детского объединения со средой (семьей, школой, учреждениями дополнительного образования);
Участники
Члены детского общественного объединения от 10 до 17 лет, учащиеся школы.
Этапы реализации программы
Программа деятельности детского общественного объединения « Детство без границ» реализуется в три этапа:
I этап – подготовительный, создание нормативно-правовой базы, диагностико-аналитическая деятельность (предусматривает выявление интересов ребят для участия в деятельности объединения посредством опроса, анкетирования, проведения разовых мероприятий и нетрадиционных дел)
II этап – практический, предполагает определение, учитывая собранную информацию, традиционных дел ДОО, формирование органов самоуправления, и приобретение опыта социального общения со сверстниками, жителями города и представителями власти города Ноябрьска.
III этап – аналитический, включает систематизацию, обобщение и интерпретацию полученных данных, подведение итогов деятельности организации за время реализации программы. Этап так же направлен на определение новых целей и задач детского общественного объединения «Детство без границ»
Цели программы:
Создание и обеспечение высокоэффективной системы деятельности детского общественного объединения «Детство без границ»
Самоопределение детей, подростков и юношества в окружающем мире, открытом социуме посредством включения в конкретную социально-значимую деятельность
Задачи программы:
- Создание условий для самореализации, позитивной самоактуализации детей, подростков, юношества и педагогов посредством предложения и участия в разноуровневых тематических и социально-значимых программах.
- Создание условий для воспитания духовно-нравственной, физически и интеллектуально зрелой личности, способной к активной и общественно полезной деятельности, располагающей потребностями и способностями к самопознанию, самореализации и саморазвитию.
- Обучение взаимодействию с социальными структурами: изучение устройства социума, сотрудничество со структурами социума при организации деятельности, социальное проектирование.
- Обучение принципам коллективно-групповой деятельности: основы общения и взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация.
- Обучение проектированию и организации деятельности: целеполагание, планирование, организация, анализ достигнутых результатов.
- Реализация интересов и прав каждого члена организации на социально-значимую и разнообразную деятельность.
- Формирование положительного имиджа детских общественных объединений в обществе.
- Развитие коммуникативных навыков.
Деятельность участников Программы строится в соответствии с принципами:
- открытости – участником программы может стать любой желающий;
- развития - деятельность в рамках программы направлена на развитие личности;
- взаимодействия – обеспечение тесного взаимодействия между участниками и исполнителями программы;
- сотрудничества – обеспечение условий для сотрудничества со всеми участниками объединения
Методы реализации программы :
- анкетирование, диагностики;
- беседы, интервью;
- наблюдение;
- интерактивные методики;
- обучающие семинары;
- практические занятия, тренинги;
- коллективные творческие дела и акции;
- игры и игровые программы.
Таким образом:
происходит формирование нравственных ценностных ориентаций и социального интереса участников программы; члены детского объединения включаются в социально-значимую деятельность и общение и приобретают знания, умения и навыки самообразования и самовоспитания; обеспечивается организация эффективной и целесообразной деятельности детского общественного объединения на основе ценностного подхода; оказывается посильная помощь в решении социальных проблем в микрорайоне школы.
Механизмы реализации
Механизмами реализации программы являются следующие виды деятельности:
- патриотическая (встречи и помощь ветеранам Вов, встречи с ветеранами Афганистана),
- трудовая (благоустройство школьной, городской территории ),
- творческая (написание сценариев, проектная деятельность),
- коммуникативная (работа в микрорайоне, тренинги, фестивали, встречи с ветеранами),
- волонтерская деятельность (работа с детьми-сиротами и детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, работа с учащимися по пропаганде здорового образа жизни, на фестивалях),
- туристическая (походы и соревнования).
- Приоритетная форма деятельности – участие в социально значимых делах.
Направления деятельности
«Патриот» (гражданско-патриотическое воспитание)
Цели:
Воспитание любви и уважения к своей стране, своему Отечеству, гордости за свой родной край, знание истории и традиции своей малой родины.
Задачи:
1. сформировать умения и навыки строевой, физической, медико-санитарной, разведывательной, радио подготовки.
Направления работы:
создание летописи объединения; встречи с интересными людьми; посильная помощь ветеранам войны, школе, городу; поисковая работа; благотворительные акции, ярмарки, концерты, вахта Памяти; изучение истории родного края, города, сохранение народных традиций проведение экскурсий по историческим местам города; проведение и участие в военно-спортивных конкурсах, играх, соревнованиях, смотрах общешкольных;
«Вдохновение»
(художественно-эстетическое воспитание) Содержанием этого направления является развитие творческих способностей и талантов детей. Участвуя в работе этого центра , ребята имеют возможность проявить свои художественные способности, помогают другим членам организации знакомиться с миром творчества и красоты.
Цели:
Развитие творческих способностей у детей;
формирование культуры общения, воспитание актерского мастерства; формирование эстетической культуры.
Способствовать самостоятельности и творческой активности.
Развитие коммуникативной культуры школьников
Задачи:
- формировать умения и навыки организаторской работы;
2.развивать творческое мышление детей;
3.научить организовывать культурное, интересное и полезное общение.
Направления работы: работа школы актива; подготовка проведение массовых мероприятий; встреча с интересными людьми; посещение различных массовых мероприятий и обмен опытом работы; Вечера отдыха, тематические праздники выставки художественно-прикладного и технического направлений, конкурсы.
«Спорт и здоровье»
Привлечение учащихся к систематическим занятиям спортом, воспитание стремления к ведению здорового образа жизни, улучшению состояния здоровья школьников, воспитанию ловкости и выносливости.
Цель: пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
Воспитание здорового образа жизни и физического самосовершенствования,
вовлечение учащихся в массовый спорт и туризм –
Направления работы: соревнования, эстафеты, олимпиады, день здоровья, походы выходного дня; мастер-классы, подготовка и проведение рейдов, акций, операций по профилактике курения, алкоголизма, наркомании и по пропаганде здорового образа жизни; подготовка и проведение игр, викторин, конкурсов по профилактике курения, алкоголизма, наркомании и по пропаганде здорового образа жизни, проведение двухмесячника «Мой выбор»
План реализации (план - график проведения мероприятий)
Задача 1. Исследовать и проанализировать ценностные ориентации членов ДОО «Детство без границ» и системы личностно-групповых ценностей, которые находятся в основе функционирования объединения. |
1
|
Исследование ценностных ориентаций членов детских общественных объединений школы (I этап)
|
|
2
|
Исследование личностно-групповых ценностей ДОО
|
|
3
|
Предварительный анализ ценностных ориентаций и личностно-групповых ценностей ДОО
|
|
4
|
Диагностика ценностных ориентаций членов детских общественных объединений школы (II этап).
|
|
5
|
Исследование ценностных ориентаций членов детских общественных объединений школы (III этап).
|
|
6
|
Мониторинг эффективности деятельности
|
|
7
|
Результирующий этап исследования.
|
|
Задача 2. Организовать эффективную и целесообразную деятельность ДОО на основе ценностного подхода.
|
1
|
Проведение общего собрания членов ДОО, разработка концепции развития .
|
|
2
|
Разработка и апробация модели детского общественного объединения, основанного на нравственных ценностях его членов и участников
|
|
3
|
Проведение обучающих семинаров по организации эффективной работы общественного объединения, динамике группы и созданию коллектива
|
|
4
|
Формулировка миссии, целей деятельности ДОО с учетом результатов исследования.
|
|
5
|
Стратегическое планирование деятельности детских организаций школы.
|
|
6
|
Проведение отчетно-выборных сборов ДОО.
|
|
Задача 3. Разработать программу социально-значимых мероприятий, коллективных творческих дел с учётом существующих социальных проблем и местных особенностей микрорайона школы и города.
|
1
|
Изучение и анализ социальных проблем, существующих в микрорайоне школы.
|
|
2
|
Разработка плана социально-значимых мероприятий, оказания посильной помощи в решении социальных проблем
|
|
3
|
Разработка коллективных творческих дел, акций, образовательных программ и других групповых и индивидуальных мероприятий.
|
|
Задача 4. Создание рабочих волонтёрских групп по различным направлениям деятельности в рамках проекта.
|
1
|
Проведение агитационно-разъяснительной работы.
|
|
2
|
Проведение встреч и консультаций с педагогами и родителями детей, изъявивших принять участие в проекте.
|
|
3
|
Создание рабочих волонтёрских групп по различным направлениям деятельности в рамках проекта.
|
|
Задача 5. Проведение обучающих семинаров и практических занятий для членов детских объединений по нравственному просвещению и навыкам эффективной работы в коллективе.
|
1
|
Семинар “Ценности как основа духовного развития”.
|
|
2
|
Практическое занятие “Мотивации участия в деятельности общественных организаций”.
|
|
3
|
Творческая мастерская “Подарок другу”.
|
|
4
|
Семинар “Терпение и толерантность”.
|
|
5
|
Семинар “Нравственный выбор и смысл жизни”.
|
|
6
|
Семинар “Организаторское мастерство или искусство добиваться цели”.
|
|
7
|
Практические занятия по овладению техникой и методикой проведения интерактивных методик, игр.
|
|
8
|
Семинар “Навыки эффективной коммуникации”.
|
|
9
|
Дискуссия “Выбор лидера: свобода и ответственность”.
|
|
10
|
Тренинг “Защита идей и построение партнерства”.
|
|
11
|
Семинар “Воспитание гуманных, социально-активных и информированных граждан”.
|
|
Задача 6. Работа по организации детей, педагогов и родителей для проведения совместных социально-значимых мероприятий.
|
1
|
Индивидуальная работа с детьми, педагогами и родителями
|
|
2
|
КТД “Один за всех, и все за одного!”.
|
|
3
|
Групповые занятия по подготовке к проведению социально-значимых мероприятий.
|
|
4
|
Консультации специалистов (психологов, педагогов, юристов и др.)
|
|
Задача 7. Организация и проведение социально-значимых мероприятий.
|
1
|
Акция “За здоровый образ жизни!”
|
|
2
|
Благотворительная акция для детей-инвалидов
“Разные равные”.
|
|
3
|
Акция “Милосердие”(для детей-сирот и детей из неблагополучных семей).
|
|
4
|
Акция «Красная лента» (посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом)
|
|
5
|
Акция «Здоровое поколение 21 века»
|
|
6
|
Акция «Каждой пичужке - своя кормушка»
|
|
7
|
Акция «Помощь школьной и городской библиотеке»
|
|
8
|
Акция «Новогодний подарок далекому другу»
|
|
9
|
Акция “Доблесть, мужество и честь”.
|
|
10
|
Акция «Водитель! Мы тоже хотим стать взрослыми»
|
|
11
|
Экологические акции “Школьный двор”, “Чистый лес”, «Экологический лабиринт»
|
|
12
|
Акция “Доброе утро- ветеран»
|
|
13
|
Акция «Посылка ямальскому солдату»
|
|
14
|
Акция «День памяти» (воинам, погибшим в Афганистане,
Чечне)
|
|
15
|
Акция «От первоклассника – выпускнику»
|
|
16
|
Военно-спортивные эстафеты, игровые программы “Герои среди нас”.
|
|
17
|
Фестиваль детских общественных объединений “Костер дружбы”.
|
|
18
|
Акция «Марш парков»
|
|
19
|
Акция “Защита и справедливость!”, посвященная Дню защиты детей.
|
|
20
|
Шефская работа, оказание социальной помощи нуждающимся (инвалидам, сиротам, пожилым людям и др.).
|
|
21
|
Исследовательская, краеведческая деятельность (сбор материалов для создания музея детских общественных объединений).
|
|
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение.
Руководитель программы - руководитель ДОО «Детство без границ»,педагог-организатор, осуществляющий организационную, методическую и координационную функции.
Для успешной организации деятельности детского общественного объединения «Детство без границ» планируется привлечь в качестве консультантов-помощников классных руководителей, учителей-предметников школы, педагогов-психологов, родителей.
Данная программа может быть реализована при наличии:
-работоспособного Совета организации;
-освобожденного педагога-организатора, занимающегося проблемами организации;
-финансирования организации заинтересованными учреждениями, организациями, предприятиями;
- помещения для работы Совета ДОО «Детство без границ»
- печатного издания ДОО «Детство без границ»;
- создание методической базы для работы организаций;
- необходимого оборудования и инвентаря;
Предполагаемые затраты 1.Транспортные расходы (проезд до точек назначения и обратно во время проведения походов и акций).
2.Питание во время туристических походов.
3.Приобретение необходимого оборудования.
4.Приобретение инвентаря и расходных материалов для благоустройства.
5.Приобретение канцелярских товаров, фотопленки, компакт дисков, игрового и спортивного инвентаря, фотопечать.
6.Работа в сети Интернет.
7.Аренда транспорта.
Ожидаемые результаты
В процессе реализации программы члены ДОО «Детство без границ» должны:
- приобрести социально-значимый опыт, повысить уровень развития всей интеллектуально-эмоциональной сферы,
- повысить свою социальную активность;
- расширить сферы деятельности и освоить новые виды деятельности
- развить свои организаторские способности, творческий потенциал и лидерские качества каждого;
Механизм оценки
Мониторинг
Изменение уровня нравственных ценностных ориентаций, качества знаний, умений и навыков, а также результаты социально-значимой деятельности позволят оценить следующие мероприятия:
- анкетирование, проведение диагностик ценностных ориентаций членов ДОО «Детство без границ» (в ходе программы и по окончании);
- беседы, интервью с членами ДОО, педагогами, родителями, представителями партнерских организаций и учреждений, которые принимают участие в реализации программы;
- социологический опрос и беседы с теми людьми, которым оказывалась социальная помощь и поддержка (в течение и в конце реализации программы);
- включение педагогов, психологов в анализ и проектирование хода мероприятий;
- включенное и невключенное наблюдение за ходом деятельности в рамках программы, анализ общей атмосферы в процессе участия в мероприятиях;
- метод творческих сочинений и репортажей по вопросам реализации программы;
- проведение итоговых мероприятий, фестивалей, конкурсов;
- рефлексия;
- анализ документации по проекту, программных документов детского объединения.
Критерии и показатели реализации программы
Воспитательно-образовательные: 1. Охват программой детей (количество, возрастные и социальные группы)
2. Динамика показателей уровня развития детей по принципу (в процентном выражении):
не умел - научился
не знал - узнал
не имел - приобрел
3. Количество детей, прекративших участие в реализации программы по различным причинам.
4. Косвенные:
а) количество различных продуктов творческой деятельности детей и взрослых (дела, мероприятия, сборы, учёбы, создание информационного поля и т.д.)
б) участие в городских и окружных проектах;
в) характер и число реализованных инициатив детского объединения в рамках программы.
Социально-экономические: 1.Показатели социальной адаптации (правонарушения, успеваемость, активность)
2.Психологический комфорт участников (%)
3.Популярность (рейтинг) ДО в глазах детей и взрослых (ближайшее окружение)
4.Количество полученных средств.
|