Официальный сайт all-remont 24/7/365

Корчажкина О.М. Симуляционные задания для интерактивной доски при работе с иноязычными литературными произведениями: принципы разработки и методика использования

Автор: 
Корчажкина Ольга Максимовна
Место работы: 
ГОУ Центр образования № 1678 «Восточное Дегунино» СОУО ДО г. Москвы учитель английского языка, канд. техн. наук, докторант кафедры управления образовательными системами МПГУ
Контакты: 

 

Симуляционные задания для интерактивной доски при работе с иноязычными литературными произведениями: принципы разработки и методика использования

 

Введение
Более десяти лет назад, в 1998 году, я проводила с учащимися 10 класса цикл уроков «домашнего чтения», где мы анализировали рассказ английского писателя Сомерсета Моэма «Джейн». Своим опытом я поделилась в статье «Учимся у Пушкина (творческая игра по произведениям английских писателей)», опубликованной в № 5 журнала «Иностранные языки в школе» за 1999 г. ([5] и ПРИЛОЖЕНИЕ 1). В то время в предметных кабинетах школ не было ни компьютеров, ни плазменных панелей, ни интерактивных досок, и все материалы к уроку приходилось готовить вручную и раздавать учащимся в печатном виде. Свои материалы учащиеся готовили на листах ватмана или форматках, наклеивая на них вырезанные из журналов или нарисованные фломастером иллюстрации, записывая тексты «от руки», и затем  демонстрировали свои работы, развесив плакаты на стенах класса.

 

В прошлом году, получив в дополнение к АРМ учителя интерактивную доску, я решила повторить цикл уроков по рассказу С. Моэма «Джейн» на новой технологической платформе – интерактивной доске. Было интересно проанализировать целесообразность использования новых технологий в обучении иностранному языку (ИЯ) и реакцию моих теперешних учеников, которые, будучи на 10 лет моложе тех, первых, принадлежат уже к другому поколению – поколению, выросшему в иной информационно-технологической среде.

 

Своим новым опытом разработки и использования на уроках заданий для интерактивной доски мне хочется сейчас поделиться.

 

I. Методический подход
В качестве основного методического подхода при изучении иноязычного литературного произведения с помощью интерактивной доски был выбран имитационный подход, основанный на моделировании типов поведения героев в процессе коллективной деятельности учащихся в виртуальной среде литературного произведения. Учащимся предлагаются симуляционные задания , выполнение которых требует коллективного внимания и предполагает разнообразную по характеру представления и исполнения коллективную и групповую работу. Успешное выполнение симуляционных заданий базируется на требованиях избыточности языкового и речевого материала, а также разнообразных формах его представления в процессе обучения. Это позволяет учащимся сделать выбор между различными вариантами развития ситуации литературного произведения, конструируя при этом те или иные модели поведения героев.
Свойства интерактивной доски дают возможность разнообразить учебный материал и предоставить учащимся большой выбор динамических визуальных опор для осуществления учебного взаимодействия, как коллективного, так и группового, в процессе выполнения симуляционных заданий. При этом учащиеся выполняют задания различного уровня – от рецептивных упражнений по изучению текста литературного произведения до продуктивных и творческих: продуцирование ситуаций, заданных в литературном произведении, развитие сюжета, моделей поведения героев, их характеров. В процессе выполнения заданий учитель осуществляет общий мониторинг последовательности, целесообразности и результата действий каждого члена учебной группы и всего коллектива учащихся в целом.

 

II. Обоснование необходимости использования интерактивной доски
в учебном процессе
Технология творческого, проблемного изучения классических литературных произведений требует от учителя подготовки большого по объёму учебного материала. Кроме того, нынешних школьников, не имеющих привычки чтения литературных произведений в оригинале, очень нелегко мотивировать к подобного рода деятельности, тем более осуществляемой на ИЯ. Использование на уроке интерактивной доски в качестве аппаратного средства коллективного учебного взаимодействия повышает мотивацию и активность обучаемых, что в свою очередь увеличивает эффективность выполнения симуляционных заданий, носящих очевидно творческий характер, а также уровень развития предметных компетенций.
Цель выполнения симуляционных заданий, на которых построен цикл представляемых уроков, состоит не только в достижении конечного результата, а также в отслеживании путей, которыми движется мысль учащегося в процессе осуществления поисково-исследовательской работы, и в фиксации своего рода «реперных точек» – этапов, которые эта мысль проходит. Обычно возможность отслеживания динамики выполнения задания сопряжена для учителя с определёнными технологическими трудностями. А с помощью интерактивной доски, снабжённой не только возможностью наглядного выполнения динамических заданий, но и записи всех этапов их выполнения, эта задача успешно решается.    
Если сравнивать интерактивную доску с персональным компьютером (ПК), с монитора которого  также может осуществляться демонстрация электронных материалов на экран, то «умная доска» имеет неоспоримые преимущества перед ПК в плане создания условий для коллективной творческой работы учащихся. Доска является мультимедийным устройством более высокой степени интерактивности, поскольку соединяет в себе интерактивные свойства электронно-цифровых ресурсов и сенсорные свойства аппаратного устройства для воспроизведения этих ресурсов и коллективной работы с ними. 
Работа интерактивной доски как мультимедиа-оборудования, предназначенного для воздействия на органы чувств, основана на нейрофизиологических особенностях восприятия мультимедиа пользователем, находящимся в прямом и опосредованном контакте с оборудованием (интерактивной доской). Таким пользователем выступает учитель или учащийся, управляющий объектами на поле доски, и учащийся, воспринимающий информацию с некоторого расстояния . С этой точки зрения интерактивная доска, в отличие от ПК, предлагает сбалансированный способ предъявления и получения визуальной интерактивной информации, при этом:

  • увеличение угла зрения и амплитуды движения глаз по полю доски способствует расширению анатомического поля активного зрения [6, c. 57] и восприятию информации способом, подобным естественному способу восприятия реального жизненного пространства человека ; при этом информация отражается в сознании пользователя как целостный объект или целостная совокупность объектов, связанных наглядными временными и пространственными отношениями;  
  • качественная, многоуровневая визуализация учебных объектов способствует быстрому их опознаванию, что ведёт к максимальному использованию оперативного поля зрения, т. е. той части общего поля зрения, которая воспринимается и опознаётся одномоментно;  
  • тактильный способ управления информационными объектами на поле доски вовлекает в процесс обучения кисти рук пользователя как «осязательные манипуляторы», что способствует более эффективному усвоению последовательности учебных действий за счёт создания пространственно-временного контекста ;
  • моторные действия руками, производимые пользователем при управлении информационными объектами на поле доски, представляют собой сложную координированную деятельность, в которую вовлечены практически все системы организма, что обеспечивает почти полную свободу перемещения [9, с. 80], ограниченную лишь геометрическими размерами доски.

Когнитивный аспект использования интерактивной доски в учебном процессе основан на общих принципах эффективности мультимедийных устройств по Майеру (цит. по [3, с. 344]):

  • принцип мультимедиа (обучение на основе слов и изображений эффективнее, чем на основе только слов);
  • пространственный принцип размещения (связанные текст и изображения должны располагаться рядом);
  • принцип размещения во времени (связанные слова и изображения должны предъявляться одновременно);
  • принцип соответствия (избыточные слова, изображения и звуки должны быть исключены из материала);
  • принцип модальности (эффективность анимации в речевом сопровождении выше, чем в сопровождении текста);
  • принцип избыточности (эффективность выше при использовании анимации с речевым сопровождением, чем в сопровождении речи и текста);
  • принцип индивидуальных различий (эффект выражен сильнее для обучаемых с низким уровнем первичных знаний).

Обратим внимание на принципы, включающие анимацию объектов. Обычно под анимацией понимают движение объектов по полю мультимедийного экрана (дисплея, доски, панели), задаваемое разработчиком программного продукта, т.е. движение объектов с так называемой заданной динамикой. Интерактивная доска обладает возможностью создавать анимированные объекты (иллюстрации, символы, тексты) с произвольной динамикой, т.е. динамикой, задаваемой пользователем, а не разработчиком программного продукта. Выполнение упражнений с произвольной динамикой включает активный деятельностный компонент и позволяет проследить ход мыслей пользователя, приводящий к достижению результата. Интерактивная доска не напрасно названа «умной доской»: она представляет собой «когнитивный инструмент», поддерживающий, направляющий и расширяющий мыслительный процесс пользователя [3, с. 343].
С помощью объектов, управляемых пользователем, можно создавать модели явлений и процессов, динамические схемы и структуры, интерактивные таблицы и графы во всех предметных областях. Кроме того, управляя объектами с произвольной динамикой на поле доски, пользователь (учитель или учащийся) имеет возможность комментировать последовательность своих действий, поясняя выполнение задания с помощью «живой речи».
Поэтому к названным принципам Майера можно добавить принцип, реализующий особенности интерактивной доски как разновидности мультимедиа системы, способной воспроизводить симуляционные задания:

  • принцип произвольности (произвольное управление динамикой объектов, осуществляемое пользователем, представляет собой более высокий уровень интерактивности, чем анимация, задаваемая разработчиком, и поэтому имеет большую эффективность при обучении).

Этот спорный, на первый взгляд, принцип можно мотивировать результатами реальных наблюдений за действиями пользователя, работающего с ЦОР, построенными по симуляционному принципу. Если пользователь лишён возможности управлять движением объектов, либо таковое ограничено или строго регламентировано, то выполнение симуляционных заданий теряет смысл. В этих случаях задания из симуляционных превращаются в обычные тренировочные или тестовые задания, имеющие более низкую обучающую ценность. 
С данной проблемой связан немаловажный вопрос, возникающий при разработке упражнений для интерактивной доски. Он состоит в задании уровня интерактивности системы, т. е. задании уровня её отклика на действия пользователя, необходимого и достаточного для эффективной организации процесса обучения. Практика показывает, что необходимый уровень интерактивности, предъявляемый к программным продуктам, воспроизводимым на ПК, а именно: обязательный отклик системы на действия пользователя в виде проверки правильности ответов и подсчёте очков, – для интерактивной доски не является определяющим. Гораздо более важным становится возможность обеспечения «живого интерактива» [7, с. 471], непосредственного контакта учителя и учащихся в процессе коллективного выполнения заданий и обсуждения их результата.
Когнитивные принципы работы с интерактивной доской базируются также на требованиях эргономики – науки об изучении и создании систем, управляемых человеком [9, с. 14]. В этом плане исследователи отмечают ещё одну особенность работы пользователя с интерактивной доской – время работы с заданием, представленным на поле доски [7, с. 470]: оно значительно превосходит время восприятия неинтерактивного слайда презентации, транслируемой на экран с монитора. Поэтому плотность и размер информационных объектов на поле доски должен превосходить подобные характеристики слайда презентации, несущего только информационную нагрузку. Использование достаточно крупных (и в реальном, и в «пиксельном» выражении) объектов продиктовано двумя требованиями: удобством управления объектом с помощью «осязательных манипуляторов» (для выступающего) и возможностью восприятия информации с большого расстояния (для аудитории).
Рассмотрим далее, как реализуются нейрофизиологические и когнитивные принципы усвоения информации при работе с интерактивной доской. Для этого перечислим технические функции интерактивной доски, а затем проанализируем её основные психолого-педагогические и дидактические преимущества, как средства коллективного учебного взаимодействия, перед ПК.
Интерактивная доска представляет собой сложное техническое средство, при создании которого его разработчики в полной мере учитывали «человеческий фактор», т.е. совокупность тех психофизиологических основ, которые влияют на эффективность взаимодействия компонентов системы «человек – машина». Этот учёт базируется на требованиях к техническим устройствам, вытекающим из особенностей действий пользователя во время процесса обучения.
Итак, технические функции интерактивной доски, которые заложены её разработчиками и на которых базируются интерактивные свойства заданий, позволяют осуществить:

  • наглядное моделирование объектов всех типов и форматов на поле доски;
  • распознавание почерка (замена прописного текста, сделанного «от руки» на печатный);
  • запись действий, производимых на поле доски, что особенно важно при выполнении творческих заданий с последующей демонстрацией результатов работы учащихся и их обсуждением, а также для сохранения процесса выполнения симуляционных заданий с целью контроля последовательности действий, приводящих к получению результата;
  • создание, преобразование и перемещение объектов различного характера – от простейших геометрических фигур до сложных информационных моделей;
  • большой набор иллюстраций, фонов, типов слайдов и шаблонов интерактивных заданий, поддающихся редактированию;
  • импорт внешних файлов всех распространённых форматов;
  • «шторка» - возможность пошаговой демонстрации заданных процедур;
  • виртуальная клавиатура.

Психолого-педагогический аспект использования интерактивной доски в учебных целях обеспечивает:

  • открытость пространства учебного взаимодействия, когда создаётся иллюзия прямого, а не опосредованного ПК и проектором, взаимодействия с учебным материалом «на глазах у всех»;
  • феномен коллективного внимания, который позволяет выступающему производить управляемое воздействие как на всю аудиторию в целом, так и на каждого отдельного её члена, формируя избирательное внимание и целенаправленные интеллектуальные усилия путём интерактивного взаимодействия с учебным материалом; это ведет к прочному фиксированию информации – основе целенаправленного и эффективного обучения;   
  • визуальный контекст, связанный с порогом восприятия информации: многовариантность представления и интерпретации учебной информации на поле доски создаёт разнообразный по форме стимул, предъявляемый с высокой частотностью и подкрепляемый визуальным контекстом, что позволяет не только быстро опознавать и классифицировать воспринимаемую информацию, но и эффективно усваивать её на активно деятельностном уровне;
  • естественную, привычную позицию учителя и учащихся у доски;
  • прямой визуальный контакт выступающего с аудиторией.

При изучении иноязычных литературных произведений с точки зрения дидактического аспекта интерактивная доска

  • создаёт предметно-мотивационную среду литературного произведения (историко-географический фон произведения, интерактивное поле для функционирования социокультурных реалий, литературных и материальных символов и пр. [5, с. 31-32]);
  • выступает как платформа для создания и демонстрации моделей развития сюжета литературного произведения и характера его героев (через динамические схемы, маршруты, таблицы, шкалы, генеалогические деревья);
  • предоставляет учащимся поле для выполнения заданий динамического характера (движения по исторической шкале литературного произведения, взаимодействия персонажей в литературном времени и пространстве, моделирование объектов и социокультурных реалий литературного произведения);
  • позволяет использовать функцию записи динамических упражнений в процессе их  выполнения для сопоставления результатов работы команд и их анализа, а также создания динамических инструкций;
  • осуществляет организацию групповых дискуссий с опорой на текстовый и иллюстративный материал, поддающийся корректировке в режиме демонстрации (заполнение таблиц, рисование схем и маршрутов, совмещение иллюстраций);
  • способствует организации совместной работы членов команды над одним интерактивным заданием;
  • обеспечивает возможность наглядной и рациональной трансформации и ведения заметок при анализе текстов;
  • облегчает осуществлять дизайн текстов в различных форматах, совместимых с иллюстративными материалами.

 

III. Типы симуляционных заданий для интерактивной доски
С целью проведения цикла занятий по рассказу С.Моэма «Джейн» на базе указанных в разделе II особенностей, принципов и требований (нейрофизиологических, когнитивных, технических, психолого-педагогических и дидактических) учителем разработана система симуляционных заданий и упражнений, выполняемых учащимися на интерактивной доске. Задания подразделяются по приоритетному типу интерактивного взаимодействия компонентов образовательной среды урока «учитель-ученик-мультимедийная система» на динамические, игровые, командные, аналитические, творческие,  тренировочные и тестовые .
Динамические задания, выполняемые учителем и учащимися на поле доски, служат для предъявления нового материала и первичной актуализации полученных знаний. В этих упражнениях основное внимание уделяется процессу выполнения действий, ведущих к достижению учебного результата. Такие задания могут носить языковой характер, когда  основное внимание уделяется работе с текстом литературного произведения: лексикой, грамматическими структурами, различными уровнями понимания содержания произведения. Кроме того, данный тип заданий используется для выполнения продуктивных упражнений на развитие навыков устной и письменной речи: дискуссий и подготовительных упражнений для письма. Эти задания делятся на задания с заданной динамикой (диктуемой встроенными роликами) и задания с произвольной динамикой.
Игровые задания предназначены для отработки языковых навыков, а также навыков и умений речевой деятельности на материале литературного произведения в привлекательной для учащихся игровой форме. Управлять этими упражнениями может как учитель, так и учащиеся. Упражнения такого типа снабжены функцией проверки правильности ответов и походят на тестовые задания, часто с подсчётом очков. Игровыми упражнениями целесообразно заканчивать занятие, выделив на этот вид деятельности 5-7 мин. урока.
Командные задания носят характер соревнования и выполняются двумя командами учащихся одновременно (для этого пользуются двухстраничным режимом демонстрации слайдов на интерактивной доске) или последовательно с фиксацией результата и времени выполнения задания. Для этого каждый слайд снабжён таймером, который запускается перед началом соревнования. После выполнения задания обеими командами сравнивается число полученных баллов и время выполнения.
Аналитические задания предназначены для работы с текстом рассказа. Задания данного типа представляют собой лингвистические проблемные упражнения, выполнение которых требует от учащихся проведения поисково-исследовательских операций.
Творческие, или продуктивные, задания состоят из набора полей для создания письменных и изобразительных компонентов, связанных с лингвострановедческой или социокультурной средой рассказа. Они могут представлять собой задания на анализ характеров героев или культурно-исторического фона произведения, а также задания на моделирование аутентичных ситуаций и различных реалий семейно-бытового, этикетного, исторического, культурного, духовного или материального характера.
Тренировочные и тестовые задания служат для отработки языковых навыков и навыков  речевой деятельности, а также для контроля усвоенного материала. Эти задания могут быть снабжены функцией автоматической проверки правильности ответов, полученных в результате коллективной деятельности учащихся.
Более подробная информация о типах заданий с описанием процесса их выполнения приведена в ПРИЛОЖЕНИЯХ 2.1 и 2.2, а примеры некоторых заданий размещены на сайте «Открытый класс» по адресу: http://www.openclass.ru/dig-resource/50115.

 

IV. Методика использования интерактивной доски для выполнения симуляционных заданий
С помощью интерактивной доски учащиеся выполняют симуляционные упражнения и задания на следующих этапах работы с учебным материалом (см. [5] или ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

  • Подготовительный этап (первичное знакомство с текстом произведения, исследование историко-географического фона и социокультурных реалий произведения) :
  • работа с интерактивными картами Лондона (место жительства персонажей произведения), Великобритании и мира (варианты поездки из Лондона в Ливерпуль к портному Джейн, маршруты свадебного путешествия Джейн и Гилберта, командировки автора на Дальний Восток);
  • работа с текстовыми и иллюстративными материалами (составление расписания движения поездов Лондон-Ливерпуль, открыток-приглашений на званые вечера и свадьбу Джейн и Гилберта, газетных сообщений о свадьбе и хроники свадебного путешествия, меню лондонских ресторанов, рекламные объявления портного из Ливерпуля);
  • создание графических изображений «вещественных» символов произведения (очки и монокль Джейн, альбом Гилберта с эскизами платьев, каскад зеркал с отражением меняющейся Джейн, вывеску мастерской портного из Ливерпуля).
  • Изучающий этап (творческие задания по изучению языка произведения и литературных портретов):
  • лексические и лексико-грамматические задания (определение слов по толкованию, восстановление слов по смыслу в ходе ответа на вопросы, определение грамматического класса слов, изучение глагольных форм, синтаксис предложений); 
  • работа с текстом произведения (выделение значимых фрагментов текста, трансформация выделенных фрагментов, трансформация текста с целью выбора альтернативных решений, выделение ключевых слов и выражений, задания на сопоставительный перевод);
  • составление таблиц-характеристик персонажей произведения в статике и динамике и их сравнение (композиция, форма, эстетические средства выражения [5, c. 32]).
  • Этап предварительной экспертизы (первая интерпретация литературного произведения, подготовка к деятельностному этапу):
  • составление психологической карты эпизодов рассказа (выделение значимых фрагментов текста – эпизодов, определение основной мысли эпизода, создание визуальных опор для ситуаций общения);
  • изучение образов и взаимоотношений героев (определение и характеристика состава участников ситуации общения, изучение языка героев – по высказываниям,  действий и поступков, характера их взаимоотношений – по характеру действий; форма заданий – заполнение таблиц, составление схем взаимодействия, шкал времени).
  • Деятельностный этап (драматизация):
  • создание визуальных опор (организация коллективных дискуссий с опорой на зрительные образы, предлагаемые учащимися);
  • создание виртуальных декораций (моделирование и дизайн ситуационного фона на поле доски, музыкального и видеосопровождения).
  1. Исследовательский этап (творческая лаборатория):
  • создание и защита динамических проектов.
  • Коммуникативный этап (выход в реальное речевое общение) – см. п. 5.

Выводы
Рассмотренные принципы разработки симуляционных заданий для интерактивной доски при изучении иноязычного литературного произведения базируются на комплексном, системном подходе к изучению свойств и технологии использования этой сложной мультимедийной системы. Для выбора наиболее рациональных и эффективных путей реализации симуляционных заданий, представляющих собой творческие и проблемные задания среднего и высокого уровня сложности, проанализированы нейрофизиологические особенности восприятия мультимедиа пользователем, выделены когнитивные и психолого-педагогические аспекты, способствующие более эффективному усвоению учебного материала, предъявляемого с помощью технических возможностей интерактивной доски. Особое внимание уделено дидактическим аспектам использования интерактивной доски при изучении иноязычного литературного произведения и этапам его освоения. На основе проведённого анализа сформулирована типология и разработан набор симуляционных заданий, примеры которых с подробным описанием процедуры их выполнения представлены в приложениях. Сделана ссылка на реальные симуляционные задания для интерактивной доски, разработанные автором и включённые в коллекцию ЦОР сайта «Открытый класс».

Литература

  • Боброва Е.В., Ляховецкий В.А., Борщевская Е.Р. Запоминание правил при воспроизведении последовательностей движений правой и левой рукой. / Третья международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. Москва, 20-25 июня 2008 г. – М.: Художественно-издательский центр, 2008. Т.1: – 292с. – С. 205-206.
  • Дорохов В.Б., Украинцева Ю.В., Арсеньев Г.Н., Лаврова Т.П. Движения глаз и утомление. / Третья международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. Москва, 20-25 июня 2008 г. – М.: Худ.-изд. центр, 2008. Т.1: – 292с. – С. 255-256.
  • Ильичёва С.В. Когнитивная функция мультимедиа в компьютерных системах учебного назначения / Труды XVI Всероссийской научно-методической конференции «Телематика’2009», 22-25 июня 2009 года, Санкт-Петербург. Том 2. Секция B,C,D.  – СПб.: Издательство СПб ГУИТМО, 2009. – 460 с. – С. 343-344.  
  • Корчажкина О.М. Задания для интерактивной доски. ЦОР свободного доступа на сайте «Открытый класс»: http://www.openclass.ru/dig-resource/50115 .
  • Корчажкина О.М.  Учимся у Пушкина (творческая игра по произведениям английских писателей)/Журнал «Иностранные языки в школе», № 5, 1999 г. – С. 31-36.(ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
  • Крапивенко А.В.Технологии мультимедиа и восприятие ощущений: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 271 с.: ил.
  • Логинова Т.З. Особенности интерфейса образовательных ресурсов для различных средств репрезентации (монитор, проектор, электронная доска). Тезисы доклада // Материалы XХ Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 26-27 июня 2009 г. – г. Троицк Московской области – ГОУ ДПО «Центр новых педагогических технологий» Московской области. – МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2009. – 570 с. – С. 470-471.  
  • Мартынова М.С. Интерактивные обучающие программы для SMART устройств.  Тезисы доклада / XVI Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании – 2006» (ИТО-2006): Сборник трудов участников конференции. Часть IV. – М.: «БИТ про», 2006. – 142 с. – С. 124-125.
  • Сергеев В.С. Инженерная психология и эргономика: Учебное пособие. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 176 с.
  • Умныеуроки SMART.Методическое пособие компании «SMART Technologies». –  М.: «SMART Technologies», 2008. – 184 c.: ил.
  • Штода В.А. Особенности применения ЦОР и интерактивной доски на уроках. / ИКТ в образовании, № 12 (48), 23 июня 2009 г. – 32 с. – С. 14-15.

Симуляционные задания (в общем виде) – это практико-ориентированные групповые задания, воссоздающие типичную среду проекта и позволяющие отработать конкретные навыки коллективного проектного поведения в импровизированных учебных условиях.

Особый принцип наглядности, реализуемый интерактивной доской, «как по отношению к отдельному ученику, так и к целому коллективу учащихся», отмечают многие авторы (см., например, [11, с. 15]). 

Как показывают исследования, основной причиной утомления при восприятии визуальных объектов является длительная фиксация взгляда ([2, с. 256]). Интерактивная доска, в отличие от ПК, создаёт условия для распределённого или скачкообразного движения глаз, что снижает уровень утомления и продлевает период активного восприятия визуальной информации.

Исследования в области нейропсихологии указывают на прямую связь между манипуляциями, производимыми кистями рук, и участками коры полушарий головного мозга, ответственными за запоминание последовательности действий, выявление правил и порядка осуществления этих действий [1, с. 206].

Мультимедийная система, используемая на занятии, включает АРМ учителя (компьютер и мультимедийный проектор) и интерактивную доску компании «Smart Technologies». При создании интерактивных заданий тип интерактивной доски не имеет решающего значения, поскольку каждая марка доски, имеющаяся на образовательном рынке России, обладает использованными в разработке функциями.

Коллегам, желающим воспользоваться предлагаемой методикой организации занятий по изучению литературных произведений с помощью интерактивной доски, предлагаются примеры шести наборов упражнений, выполненные на программном обеспечении для интерактивной доски компании “SMART Technologies” «Notebook v. 10.2», которые можно компоновать в любой приемлемой для занятия форме [4]. Кроме того, с указанного адреса можно загрузить видеопримеры выполнения некоторых заданий (видеофайлы в формате .AVI). Тридцатидневную версию дистрибутива к интерактивной доске «SMART NoteBook 10.2» для просмотра конкурсных материалов формата .notebook можно загрузить с адреса:
http://www2.smarttech.com/st/en-US/Support/Downloads/SBS/NBSv10WinEval.htm .

 


»  Тэги к этому документу:

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн