Автор:
Гундарева Ольга Викторовна
Место работы:
учитель начальных классов I категории МОУ «СОШ №7» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской обл.
Растение - живой организм. Разработка урока по окружающему миру, 3 класс
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3.
Программа: «Гармония».
Тип: Урок изучения нового материала.
Тема урока: «Растение - живой организм. Органы растения. Развитие растения из семени»
Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- выявить условия, необходимые для жизни растений, дать представление о растении как живом организме;
- сформировать представление о строении семян цветковых растений и их развитии, о корневых системах и их значении для растений;
- продолжить развивать представление учащихся, наблюдать за жизнью растений и проводить экспериментальные исследования;
- продолжить воспитание бережного и экологически-грамотного отношения к растениям, интереса к исследовательской работе, желания самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.
Ход урока.
I. Организация класса.
II. Введение в тему урока.
- Какое время года наступает после зимы?
(Весна.)
Разморозить землю нужно,
Чтоб могла взойти трава,
Сделать так, чтоб жили дружно
Все живые существа.
На зеленой ножке тонкой
Укрепить бутон цветка,
Обойти луга с гребенкой,
Птиц вернуть издалека.
Точно к сроку, но не наспех
Выбрать музыку для птиц
И поднять лентяев на смех,
Нахватавших единиц.
Берега, поля, пригорки
Окропить росой с утра
И тепло в лесные норки
Принести давно пора!
Подсластить цветы для пчелки,
Вовремя полить сады,
Наточить ежу иголки,
Вставить косточки в плоды,
Чтобы слива стала сливой.
Будь и ты трудолюбивый.
- Сколько дел у весны вы услышали в стихотворении Франтишека Галаса?
(Разморозить землю, птиц вернуть из теплых стран, укрепить бутон цветка, окропить природу росой с утра, выбрать музыку для птиц, наточить ежу иголки, полить сады, вставить косточки в плоды.)
- Спасибо, а что посоветовал автор стихотворения вам, ученикам?
(Быть трудолюбивыми, как весна.)
- Так давайте же трудиться.
- Давайте вспомним с вами все, что мы знаем из 1 -2 класса о растениях. Начнем с загадок.
1. Что летом и зимой в рубашке одной? (Сосна, ель.)
2. Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (Береза.)
3. Что за дерево стоит- ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
4. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина.)
5. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Черная и красная смородина.)
6. Держит девочка в руке облачко на стебельке. Стоит дунуть на него - и не будет ничего. (Одуванчик.)
7. В лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички, зеленый стебелек. (Ромашки.)
- Как распределить их на три группы?
- Почему именно так вы объединили растения?
- Какие группы деревьев вы знаете?
- Чем различаются деревья лиственных и хвойных пород?
СЛАЙД 2.
- На какие две группы можно разделить растения?
(Дикорастущие и культурные.)
СЛАЙД 2 (Продолжение.)
III. Изучение нового материала и его отработка.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
(О растениях.)
На земле начитывают 500 тыс. видов растений, которые отличаются и размерами, и формой, и окраской; у них разная среда обитания, разные способы размножения, разная продолжительность жизни. Растения встречаются повсюду: на равнинах, и высоко в горах, на болотах, и в пустынях, на дне морей, на лугах и полях, в садах и огородах. Одни растения широко распространены, другие встречаются редко. Некоторые растения давно исчезли, а некоторые столь редки, что их можно увидеть только в ботанических садах и национальных заповедниках и парках.
- Какие растения изображены на рисунке?
(Стр. 78 рассматривают рисунки и читают текст.)
(Цветковые, хвойные, мхи, папоротники, водоросли.)
- Давайте подпишем группы растений.
(Тетрадь на стр.20 №13.)
СЛАЙД 3.
- Что необходимо растениям для жизни?
(Тетрадь стр.21 №15.)
СЛАЙД 4.
- Одинаковые ли условия нужны для разных растений?
(Работа по учебнику с.79, тетрадь №16 стр.21.)
СЛАЙД 5.
- Чем схожи все растения?
(К какой части природы относятся растения? Живые организмы.)
- Кого еще можно отнести к живой природе?
(Животные, человек, бактерии.)
- Чем отличаются живые организмы от неживого?
(Тетрадь №18 стр.22.)
(Дышит, питается, развивается, размножается, умирает.)
СЛАЙД 6.
- Каково строение растительного организма, чтобы все это делать?
(Тетрадь №17 стр.21.)
СЛАЙД 7.
- Так какова же тема урока?
(Растение - живой организм. Органы растения. Развитие растения из семени.)
- А теперь небольшая самостоятельная работа. Закройте тетради. Возьмите карточку и запишите названия частей растения в пустых окошках.
(Собрать листочки.)
СЛАЙДЫ 8-9 (Проверка.)
- Теперь поговорим, с чего начинается развитие растения?
1. Самостоятельное чтение уч. с.81.
2. Объяснение учителя.
3. Рассказ исследовательской работы учащихся.
ОПЫТ (другой диск, размножение растений.)
- А теперь давайте попробуем самостоятельно с помощью карточек расположить картинки по порядку выполнения действий при посадке фасоли.
(Можно работать в парах.)
СЛАЙДЫ 10-11 (Проверка.)
IV. Итог урока.
СЛАЙД 12.
- А теперь прочитайте высказывание Жана-Жака Руссо о растениях. Если все растения у ног наших, то, как мы должны относиться к ним?
V. Домашнее задание.
Желающим можно самому вырастить растение и понаблюдать за ходом их развития.
Тетрадь №19,20 стр.22
|
На: Гундарева О.В. Растение - живой организм. Разработка урока п