Автор:
Скрипченко Вера Владимировна
Место работы:
учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения гимназия № 5 муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан
Компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы
Когда людей станут учить не тому, что они должны
думать, а тому, как они должны думать, то тогда
исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг
Познавательная деятельность учащихся — явление сложное и емкое. Ее составными являются цель и мотивы деятельности, содержание, уровни, приемы, способы, процедуры, отношение, результаты. Я стараюсь учебные занятия организовывать так, чтобы каждый ученик усваивал теоретическую информацию в течение урока на основе использования доступного для него достоверного и строго рассчитанного прогноза. Тогда учебная деятельность ученика является творческой, приносящей радость и наслаждение.
В работе я постоянно обращаюсь к технологии развивающего обучения.
Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Большую помощь мне для достижения целей обучения и наглядности оказывают технические средства, в том числе и компьютер. Его использование на уроках русского языка и литературы повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор.
Конечно, существует много полярных взглядов на использование компьютера на уроке, но мир новейших технологий занимает все большее место в нашей жизни, и учитель просто обязан шагать в ногу со временем.
Акцент целей
- Формирование умений работать с информацией по русскому языку и литературе, развитие коммуникативных способностей, формирование культуры речи;
- Подготовка личности информационного общества.
- Предоставление ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.
- Формирование исследовательских умений.
Концептуальные положения
- Обучение - это общение ребенка с компьютером.
- Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.
- Диалоговый характер обучения.
- Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
- Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.
- Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
- Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
- Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения русскому языку и литературе: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игры.
В функции рабочего инструмента на уроках русского языкакомпьютер выступает как:
- средство подготовки текстов, их хранения;
- текстовый редактор;
- графопостроитель, графический редактор;
- средство моделирования текстов, представления презентаций в программе Power Point на различные темы.
Сотрудничающий коллективвоссоздается компьютером как следствие
- коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.
Моя работа в компьютерной технологии включает следующие функции:
- Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом
(график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
- Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.
- Индивидуальное наблюдение за обучающимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие
визуальные и слуховые образы.
- Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного,
демонстрационного оборудования, учебно-наглядные пособия, таблицы и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Учителю удобно, на мой взгляд, представлять наглядный материал в программе Microsoft Power Point, в которой составляются различные презентации. Во-первых, любой может освоить принцип работы с презентацией, во-вторых, дети всегда заинтересовываются компьютерными информационными материалами, даже если они далеки от совершенства.
Я, например, подготовила для учеников презентации по древнерусской литературе из шестидесяти слайдов и презентации в виде различных таблиц по русскому языку. Такой подбор учебного материала экономит учебное время, дает возможность для дифференцированного подхода к детям и расширяет кругозор обучающегося по определенной теме.
Также на уроках русского языка и литературы можно использовать электронные учебники. Они очень красочные, содержат большой объем учебной информации, и в их составе есть задания различного типа, позволяющие учащимся работать самостоятельно. Подготовленным ученикам можно предложить составить подобный учебник по различным темам. Конечно, учитель в таком случае должен направлять ученика и оказывать помощь.
Очень эффективно составление и демонстрация различных таблиц. Учащихся уже в начальных классах знакомят с алгоритмами нахождения орфограмм в словах, постановки знаков препинания в предложении, поэтому работать с таблицами ученики могут на определенном этапе могут и самостоятельно.
Не помешает компьютер и при анализе текста в старших классах. Например, один текст воспроизводится через проектор на экран, под руководством учителя анализируется, а затем ученики выполняют аналогичный анализ другого текста. Или сейчас выпускается много электронных учебников и различных тренажеров, где дается ряд заданий по анализу текста.
Использование компьютерных технологий позволяет учителю уплотнять учебный материал, давать какие-то темы блоками. Тогда больше времени можно уделить практике и словотворчеству. Например, ученикам предстоит усвоить следующую сумму заданной информации: «Именами существительными называются слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что?». Например, сестра, брат, стена, окно.
«Именами прилагательными называются слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? чей?» Например, синий, шерстяной, сестрин.
«Именами числительными называются слова, которые обозначают количество, а также порядок при счете». Например, один, пятнадцать, первый, пятидесятый.
«Глаголами называются слова, которые обозначают действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать?» Например, писать, написать, дремать, задремать.
Учитывая накопленный предшествующий опыт и ранее усвоенные знания, ученикам в самом начале изучения частей речи можно предъявить данную информацию на основе сочетания ее репродуцирования и прогнозирования. Для этого необходимо предложенную информацию свести к единым логическим основаниям и представить исходную репродуцированную информацию в таком примерно виде: «Имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, глагол — это слова, которые обозначают соответственно предмет, признаки предмета, количество или порядок при счете, действие или состояние и отвечают на соответствующие вопросы: кто? что? какой? чей? сколько? который по счету? что делать? что сделать? Например, сестра, брат, стена, окно; синий, шерстяной, сестрин; один, пятнадцать, первый, пятидесятый; писать, написать, дремать, задремать». Такое сведение информации к единым логическим основаниям позволило уплотнить ее почти в полтора раза. А уплотненная информация обладает замечательными свойствами: экономит ресурсы памяти и несет в себе необходимую прогнозируемую информацию, которая позволяет безошибочно развернуть ее и воссоздать четыре самостоятельных определения (для каждой части речи в отдельности).
Таким образом, уплотнение информации путем сведения ее к единым логическим основаниям и прогнозирование информации в развернутом виде открывает широкие перспективы для развития творческого мышления обучающихся. И эти перспективы открываются в главной зоне познавательной деятельности, являющейся в настоящее время ахиллесовой пятой, — в зоне усвоения теоретического материала. А, как известно, чем выше уровень творческого усвоения теории, тем выше результаты ее применения на практике.
Итак, на современном этапе информатизация обучения требует от учителей и обучающихся компьютерной грамотности. Обучающимся всегда интересно работать с компьютерами, а учителю компьютерные технологии экономят время и помогают претворить в жизнь все творческие замыслы.
|